» » » » Иван Полуянов - Деревенские святцы


Авторские права

Иван Полуянов - Деревенские святцы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Полуянов - Деревенские святцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство "Технологическая школа бизнеса", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревенские святцы
Издательство:
"Технологическая школа бизнеса"
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревенские святцы"

Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.



Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.

О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.






Говорят, восьмидесятилетние старцы Невзоров с Бугиным, мастера-вытегорцы, позднее плотничали храм Преображения в Кижах.

Диво дивное, деревянная сказка-быль Анхимова прокрасовалась на белом свете 255 лет и прахом развеялась в 1963 году: спьяну сожгли отлынивавшие от работы забулдыги.


23 октября — Евлампия-Лампея.

В Вологде совершается память блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского.

Давненько не прибегали к приметам, в переднике Лампеи скопился их ворох.

«На Лампею рога месяца кажут в ту сторону, откуда быть и ветрам».

«Рога месяца на полночь (север) — быть скорой зиме, ляжет снег посуху; если на полдень (юг) — скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть».

«В Лампеи грязь да слякоть — октябрь-грязник до Казанской снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится».


24 октября — Филипп, Феофан, Зинаида.

Помянем именинников старины вопреки тому, что в деревенских святцах пропуск.

Жили-были Филиппы, Зинаиды, жили и верили: «Человек на земле — ангел».

Не поскупимся на слово сердечное, помянем предков добром. Как знать, чем мы свой век отметим в сравнении с ними, кому и слова не досталось!


25 октября — Андроник и Пров.

В Вологде служили молебен преподобному Амфилохию, игумену Глушицкому.

Лампея по луне предсказывала, нынешним именинникам — гадать по звездам, небо-де звездисто — горох удастся.

Зазимье. Волнами откатывают гуси, утки на юг. Сквозь пелену низинного тумана звучен говор с незримых высот.

Со стогов сена, караульных в лугах башен, исчезли канюки, но белеет что-то, словно снежный ком.

Э, полярная сова? Эти птицы, кочуя из тундры, от вьюг, мороза, бескормицы, достигают Подмосковья. Зиму ворожит сова белым, усеянным крапинами опереньем. В белое переоделся горностай, еще один ворожейник, хвост с черной кистью.

Переселение: совы из тундры, горностая со жнивья к гумну, кладям снопов — за мышами, полевками. Худо полевкам, не разжиться колоском, будут снопы теребить, а ими, пискуньями, горностай закусит. Ловок он мышей ловить!

В бурю стонал лес, будто леший из-под земли вылез, и дождь полосовал, перемежаясь со снегом, и тьма стояла — глаз коли. Той слепой ночью, когда зги не видать, ливень смывал следы, медведица провела озябших медвежат на бугор и легла с ними под пень-выворотень, хоть как-то защищающий ухоронку от пронизывающего ветра. Прижавшись к матери, согрелись медвежата и уснули. Спать, дети, спать — весной разбужу!


26 октября — Карп, Вениамин, Никита, Злата.

Злате небось потому именины, что златой осени конец? Карп на дворе — знать, рыба скатилась в омута, зимовальные ямы? Кому-то подсказка: «Вениамин — топи овин…»

Извините, в устном календаре пробел. Может, потерялось значение того, что дата выявляла в годовом круге; может, не сочли нужным записать ее заезжие собиратели старины или деревня от чужих утаила — поди, разберись. А топить овины надо!


27 октября — Параскева.

В устных календарях — трепалъница, грязниха, порошиха.

Святая Параскева почитается христианами как исцеляющая страждущих от ран, больных проказой, обуреваемых страстями. На Руси святую Параскеву почитали и как покровительницу торговли, так как торговым днем была пятница.

Хлеб погодит, со льном бы управиться к ярмаркам, к приезду скупщиков кудели.

Вологодчина издавна входила в число основных районов льноводства. На начало нашего века отводили льну здесь площадь примерно в 30 раз больше, чем в Архангельской губернии, и раз в 10 больше, чем в Олонецкой. Высокие снимались урожаи.

В 1913 году со льнищ взяли в Никольском уезде 129 771 пуд волокна, в Великоустюгском — 65 995, в Грязовецком — 54 299, в Тотемском — 50 204 пуда…

Приходилось, особенно в сырую осень, подсушивать снятую со стлищ тресту.

Топились овины, приникал голубой дымок к траве, будто солью, припорошенной снегом.

Гумнами овладевали женщины: мнут лен в мялках, выбивают кострицу широкими, похожими на сказочные мечи, деревянными трепалами. Пыль под потолок, лица окутаны платками, лишь глаза блестят.

Ладилась работа, у кого лен чист от сорняков, вымят на славу. Нерадивым урок: спустя рукава была летом прополка, осенью не пеняй, что в Парасковью-трепальницу мучаешься!


28 октября — Лукьянов день, Луки.

Распутица. Есть что смолоть, и на мельницу не проехать: «На Луки нет ни хлеба, ни муки».


29 октября — Лонгин сотник.

Кто слаб зрением, уповал на его святую подмогу.

Может, пропустить дату? Пусть стоит, как у предков стояла. Вряд ли годится подходить к прошлому с сегодняшними мерками: и в очках не все высмотришь, чем они были живы.

Готовится к сдаче смены октябрь.

Неделями пылали рощи, затем неделями земля. Разноцветные груды разметало, развеяло. Слежалась опавшая листва, потемнела от заморозков, от дождей-проливней.

Бывало, березы сыпали золото, осины медь. Нынче промотались, ни гроша за душой откупиться от непогоды, от зимы неминучей.

И зачем? К чему дани-выкупы: впереди брезжит санный путь.


30 октября — Осий.

«На Осию колесо расстается с осью». Убирай со двора телегу, пускай дровни в ход!


31 октября — Память апостола и евангелиста Луки.

Он первым создавал иконы и слыл покровителем, наставником церковных живописцев-изографов. Высоко почитаемый Русью Образ Владимирской Божией Матери, как признается, восходит к кисти апостола Луки.

На Севере в прошлом трудились выдающиеся художники. Памятник мирового значения — Ферапонтов монастырь, к настенной росписи которого приложил руку великий Дионисий, до отъезда в Вологодчину расписывавший храмы Кремля, создавший галерею иконописных шедевров. Из произведений древних мастеров у нас сохранились иконы Толгской (Подкубенской) Богоматери — XIII век, Троицы Ветхозаветной (Зырянской) — XIV век, преподобного Димитрия Прилуцкого — XVI век, Успения из Семигородней пустыни — XVI век и другие. За столетия через фрески, через дивные эти образа, убранство храмов к красоте, к возвышенной духовности приобщались многие-многие поколения. В иконописи выработались самобытные стили — «северных писем», «строгановский». Ярко, своеобразно заявляли о себе деревенские художники-самоучки, прекрасной коллекцией работ которых, скажем, располагает Архангельский художественный музей.

Кончается вторая треть осени.

По мнению природоведов старины, роль октября значительна. Изладится он мягким, дождливым — январь с февралем ответят стужей. В свой черед по ним, зимним, строится весна, выбор производят март и апрель.

Подступило время, когда по сказу крестьянских календарей, «зима со бела гнезда сымается, к мужику в гости сряжается: дай-ка я на Руси погощу, деревни-села навещу, пива попью, пирогов поем».

Случается, привернет зимушка на денек и засидится, ее гонят, она с осенью спорит:

Осень говорит: озолочу!
А зима — как я захочу.
Осень говорит: поля в кафтан наряжу,
А зима — под холстину уложу,
Весна придет — покажет!

по свидетельству летописей

1002 год — в землях южного славянства «дожди мнози вызвали недород, с осени голодную нужу».

1163 год — на Руси крайне холодная осень (зима в противовес ей настанет с дождями, грозами вместо стужи и вьюг).

1230 год — ранние морозы после гибели хлебов летом и осенью. Дороговизна, голод по всей Русской земле, кроме Киева. «Великое горе» продлится в следующем году, когда едва будут успевать с погребением мертвых тел. Жертвой стихийного бедствия пали десятки тысяч людей в Великом Новгороде, Смоленске, других городах и уездах.

1304 год — «казнь бысть от Бога, — по выражению летописи Великого Устюга, — мыши жито поели, и бысть глад и мор велик на кони».

1473 год — на западе Руси так было тепло, что вторично цвели деревья.

1493 год — реки Вымь и Вычегду подернуло льдом к Покрову, словно в зачин грядущей жестокой зимы. Она «студена была добре, двадцать морозов было по ряду страшных великих без ветра на ясне. И птицы мерли, и оттепель не бывала до марта месяца».

1555 год — 30 октября широко наблюдалось ярчайшее полярное сияние.

1655 год — Вологда с уездом поражена эпидемией. Город хоронил ежедневно десятки погибших. В покаяние и избавление от пагубы 31 октября горожане и жители ближних деревень, по обетам своего времени, менее чем за сутки построили храм Спаса Всемилостивого. Мор унялся: перед верой, перед духовным единением людей отступает и чума! Позднее церковь деревянную сменила каменная, затем каменный же Спасо-Всеградский собор, окруженный всеобщим почитанием, знаменитый богатствами. Ценой огромных усилий, с привлечением танков здание удалось разрушить в 1972 году: место залили асфальтом…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревенские святцы"

Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Полуянов

Иван Полуянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"

Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.