» » » » Иван Полуянов - Деревенские святцы


Авторские права

Иван Полуянов - Деревенские святцы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Полуянов - Деревенские святцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство "Технологическая школа бизнеса", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревенские святцы
Издательство:
"Технологическая школа бизнеса"
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревенские святцы"

Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.



Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.

О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.






Иван Полуянов

ДЕРЕВЕНСКИЕ СВЯТЦЫ

по устным народным календарям

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Пасха Христова.

Светлое Христово Воскресение.


ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПРАЗДНИКИ

Вход Господень в Иерусалим.

Вербное Воскресение.

Вознесение Господне.

День Святой Троицы, Пятидесятница.


ДВУНВДЕСЯТЫЕ НЕПЕРЕХОДЯШИЕ ПАМЯТНИКИ

7 января — Рождество Христово.

19 января — Святое Богоявление. Крещение Господне.

15 февраля — Сретение Господне.

17 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

19 августа — Преображение Господне.

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы.

27 сентября — Воздвижение Креста Господня.

4 декабря — Введение во Храм Пресвятой Богородицы.


ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ

14 января — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи.

12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

ЯНВАРЬ — ПРОСИНЕЦ

ИЗБРАННЫЕ ПАМЯТНЫЕ ДНИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРАЗДНИКИ ЯНВАРЯ[1]

1 января — Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188).

2 января — Предпразднество Рождества Христова. Священномученика Игнатия Богоносца (107). Праведного Иоанна Кронштадтского (1908). Иконы Божией Матери «Спасительница утопающих».

3 января — Преставление святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца (1326). Благоверной княгини Иулиании Вяземской (1406).

4 января — Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

5 января — Мучеников, иже в Крите: Феодула, Евпора, Саторнина, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Eвapecтa (III).

6 января — Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

7 января — Рождество Христово.

8 января — Собор Пресвятой Богородицы. Икон Божией Матери, именуемых «Трех радостей», «Милостивая», «Блаженное чрево».

9 января — Апостола первомученика и архидиакона Стефана (34).

10 января — Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных… (302). Преподобного Игнатия Ломского, Ярославского (1591).

11 января — Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I).

12 января — Мученицы Анисии (285–305). Святителя Макария, митрополита Московского (1563).

13 января — Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римляныни (439).

14 января — Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).

15 января — Предпразднество Богоявления. Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

16 января — Пророка Малахии (400 г. до Рождества Христова). Мученика Гордия (IV).

17 января — Собор 70-ти апостолов.

18 января — Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

19 января — Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа.

20 января — Празднество Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

21 января — Преподобных Георгия Хозевита (VII) и Емелиана исповедника (IX). Мученицы Василиссы и Мариониллы (313).

22 января — Святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1569).

23 января — Святителя Григория, епископа Нисского (395). Преподобного Павла Комельского (Обнорского) (1429). Святителя Фенофана, Затворника Вышенского (1894).

24 января — Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529). Елецкой иконы Божией Матери (1060).

25 января — Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Святителя Саввы, архиепископа Сербского (1237). Преподобного Мартиниана Белоезерского (1483). Икон Божией Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитателъница».

26 января — Мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Преподобного Иринарха, затворника Ростовского (1616).

27 января — Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335).

28 января — Преподобного Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).

29 января — Поклонение честным веригам апостола Петра. Праведного Максима, иерея Тотемского (1650).

30 января — Преподобного Антония Великого (356). Преподобного Антония Дымского (1224).

31 января — Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337). Преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского (1550).

* * *

Рассвет занимается с обещанием сказки впереди, но город топит стынь и хмарь. Тусклы огни уличных фонарей, еле различима иллюминация праздничной елки посреди площади.

У автобусных, троллейбусных остановок толчея. Пар от дыхания, визг снега. Говор, смех:

— Ух, хватает Варюха за ухо!

— Крыша зимы — чего ты хочешь…

— Почему тогда говорят: Новый год — к весне поворот?

Присловья деревенских устных численников, мне их услышать, унесут крылья памяти прямо в детство, к избе окнами на лес, и сердце вдруг сожмет тайная печаль.

С кем ею поделишься? Не мы ли последние, у кого перед глазами угасали остатки заповедной древности? Не с нами ли уйдет то завещанное веками, о чем сожалеем запоздало: зря отказались, досада, наследия не сберегли?

Искони крестьянству, городским низам служили необычные календари — численники без чисел, хранимые расхожей молвой. Зачем бы понадобились цифры, если раньше сыщи-ка день без прозвища, образных, легко запоминаемых примет, которые были постоянно на слуху.

Полевые работы и строй семьи, по дому хлопоты и раздольные гулянья: находилось в годовом круге место звону колоколов с холма, увенчанного храмом, и березе-имениннице, гонкам троек по раннему снежку и раздумьям о житье-бытье под стрекот запечного сверчка…

Красочность сопутствующих сельской жизни праздников, лада и склада поверий, обрядов, стихия песенности, одухотворенное отношение к окружающему миру привлекали В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, А.Н.Островского, многих и многих писателей, композиторов, художников. Собиратель народной мудрости В.И.Даль выдержки из устных месяцесловов вставил в том «Пословиц русского народа», постоянно делал на них ссылки в своем знаменитом «Толковом словаре».

После революции, на численники без чисел наложен был негласный запрет ревнителями атеизма. Затем о них замолчали вообще. Дескать, деревне даже слово «календарь» было неизвестно, а к северу от Вологды и подавно, прозябавших в патриархальщине, полудикости и самой настоящей дикости.

Имела ли деревня раньше собственный численник, решайте вы.

Однако свода устных крестьянских календарей, научного, с комментариями специалистов, нет и, видимо, не будет: упущено время.

Сейчас должен предупредить: я человек без родины — той малой, ничем не заменимой, где мир постигал, и деревья, муравейники троп через Гольцово, Брызгаловские, Кокорник, Пошкало узнавал по обличью, точно знакомых, и речка Городишна была самой прекрасной на свете. Нас тысячи тысяч, у кого родная деревня не сметена ураганом войны, не на дне рукотворного моря-водохранилища, то обескровленная, обезлюдевшая вкрай захирела, позаброшена, заодно с пашнями, покосами. Лишь в моем Нюксенском, бывшем Сухонском, районе Вологодчины из более чем полутысячи населенных пунктов к 90-м годам сохранилась разве что треть, причем в десятках их уж никто не живет. Догнивают избы, подчас рядом с развалинами церквей с кладбищами, зарастающими мелколесьем, — и это везде, и это всюду.

Обзор уцелевшего от устных календарей, того, что удалось собрать, мной поименован «деревенскими святцами», охвачены им территории как раз к северу от Вологды. По Сухоне, Двине, Печоре, в Поморье дольше сохранялся исконный уклад хозяйствования, мирская артельность. Ну а почему святцы? В память о давнем, что встарь было свято, чему деды-прадеды молились и о чем горе мыкали. Вспомним о ноше, какую несли предки из века в век, — кому она нынче по плечу?

Итак, «году начало, зиме середина» — с января возьмем зачин.

По телевизору бой курантов. Волнующий аромат хвои. Музыка, улыбки. Хочется верить: тревоги, разочарования, несбывшиеся надежды за порогом прошлого.

Дед Мороз, юная Снегурочка в кокошнике. У нее — румянец во всю щеку, ниже пояса коса, у него — шуба, по плечам белый мех, подарков детям полный мешок.

А борода, борода-то седая: небось дед в тыщу лет!

Стар, знаете, он не очень. В древности счет годам велся с весны, от мартовских ручьев-подснежников на юге, от капелей на севере. Не уместней был бы Дед Мороз, когда Новогодье в XV веке переставилось к началу осени.

31 августа 7207 года в полночь Петр I подал сигнал выстрелом из пушки. Малиновым звоном залились колокольни Москвы. С Новым годом, с новым счастьем! Вдруг в декабре глашатаи возвестили указ: впредь лета счислять не с 1 сентября и от сотворения мира, но с 1 января и от Рождества Христова. То есть грядет, православные, 1700 год!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревенские святцы"

Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Полуянов

Иван Полуянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"

Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.