» » » » Иван Полуянов - Деревенские святцы


Авторские права

Иван Полуянов - Деревенские святцы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Полуянов - Деревенские святцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство "Технологическая школа бизнеса", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревенские святцы
Издательство:
"Технологическая школа бизнеса"
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревенские святцы"

Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.



Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.

О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.






С осени сельскую глубинку навещал хожалый люд: швецы, чеботари-сапожники, шерстобиты, катальщики. Шили тулупы для дальних поездок, полушубки и выходные женские сибирки на борах, тачали сапоги, катали валенки, красили пряжу, заняв под временную мастерскую чью-нибудь баню. Служба быта на дому, примета недавнего былого, что кустари ищут дела.

«Катальщик Денис солнце скатывает вниз».

Обрадовался, встречая это присловье на газетных, журнальных страницах — новая, доселе неизвестная бусинка в ожерелье деревенских святцев!

Было, помню, было: стучали в избах машинки «Зингер», девчонки хвастались цветным лоскутьем пеленать кукол. Помню, очень хорошо, помню, как цеплялся за подол старушечьего сарафана и канючил:

— И мне катанички… Серые! Мне, как у Вальчика Дунина!

— Ой, прилипало, — сердилась бабушка, — ой, навязало тебя на мою на голову…

Однако ж сняла мерку лучинами, и проснулся однажды — у постели обнова, такие гладкие, твердые, никем не надеванные, самые обуистые катанички. Кабы на дворе снег и стужа! Но за окном серая морока, размыты очертания темных от дождя тычин хмельника и сосен Магрина бора…

Однако в заслуживающих доверия сборниках, старинных изданиях нет упоминаний о катальщике Денисе. Видимо, подделка, фальшь этот Денис, солнце окатывавший вниз. Радость, что из забвения извлечено прежде тебе незнакомое присловье, обернулась конфузом: умудрился не отличить подделку от подлинника.

Прав, не прав я, по мне равно свидетельства минувшего — древние летописи и фрески храмов, развалины былой крепости и деревенские святцы. Вмешательство в лад и строй устных месяцесловов, попытки приукрасить историю, осовременить ее — явления того же ряда, что в магазинах сувениров «вологодская хохлома», что с эстрады круженье потогонных плясок под видом народных…

«Позимний Денис — лихого глаза берегись» — кажется, не спуста, прозорливо обмолвились предки.


17 октября — Ерофеев день.

От Ерофея деревенских численников знак, дескать, «зима шубу надевает». Обложится небо тучами, повалят сырые хлопья — у стогов сена, у елок на плечах обновами пуховые шали, накидки.

Добро и ладно, кабы не предупреждение: «На Ерофея леший блажит, ухает, в ладоши хлопает». Зверь, птица прячутся, крещеные дома сидят, и ты, внучок, лезь на печь, расскажу тебе стародавнюю бывальщину.

Не у нас то приключилось, кабыть, на Кокшеньге, сюда, вишь, молва досягла правдивая. Осень тогда выдалась ясная, пригожая. Отговаривали домашники девку Настю: не ходи в лес, Ерофей накажет, она не послушалась — брусницы, ишь, захотелось. Ушла, андели, и с концами! Год миновал, домой-от воротилась, на руках ребеночек.

— От лешего, баушка?

— Шерстнатый, головенка теменем востренькая, бровей не знатко.

Счастье, большое счастье, что кромешнику срок отмерен кудесить: «с первых петухов леший сквозь землю проваливается». Во до чего ему холод не по нутру!

Весной, к теплу, леший вылезет, в самый раз нам с удочками на Городишну бегать, с сосен сок сочить, летом с туесами, корзинами под гриб-ягоду в Магрином бору аукаться…


18 октября — вторые Денисы позимские и Харитина.

В устных календарях — первые холстины, вековечная ткачиха.

«Баба, смекать смекай да за кроены садись, холсты затыкай».

Холст, погрубее — «портно», для рабочей и повседневней одежды. Ткали и тонкое бельевое полотно, и «сукман», засученный шерстью, для верхней одежды, армяков, азямов. Из крашеной пряжи получали клетчатую ткань — пестрядь, полосушку на сарафаны, мужские рубахи. Очески, пакля, скрученные с тряпьем, лоскутками, употреблялись на нарядные половики, дорожки.

О нужде, бедности Харитинины повести: «Пряла баба, ткала — весь дом одевала; пришла смерть — покрыться покойнице нечем». «И прядем, и ткем — и все нагишом», «Бабье тканье через нитку проклято: от холоду не греет и от дождя не упасет».

Подати, в хозяйстве прорехи, поборы судейских, полицейских чинов — вот и уходили с кросен холсты, часто за бесценок.


19 октября — Фома.

В устных календарях — неверный, большие крома.

«Кром», «кромы», «крома» — в древности означало сусек, ларь для зерна и ломоть во всю краюху (а у северян одновременно ткацкий стан). Хлебом сильны и человек, и держава, поэтому кромами звались крепости, оборонительные сооружения-цитадели.

Правда, когда, если не осенью, толще всего резался от краюхи ломоток? «Не кланяюсь богачу — свой хлеб молочу!»

В веках безвестных большие крома вытеснились, место занял «Фома — все берет задарма».


20 октября — Сергий.

Снова Сергий в именинниках, опять предупреждение, мол, Сергий выбеливает отавы, индевит дубравы.

«Сергий — зиме начальник».

У нас на его власть положиться рановато. В Арктике он господин: льды крепит, пургой загоняет белых медведей в сугробах сутками отлеживаться. Смилостивится — вспыхнут во мраке полярной ночи столбы северного сияния, высвечивая черные скалы, белые снега…

Вологжане служили молебны местночтимому чудотворцу — преподобному Сергию Нуромскому и праздновали обретение мощей преподобного Мартиниана Белозерского.

Покров-зазимье сыпнул снегу, Ерофей дурил, распустив ветры, — ломается погодка. Грязи море, вымокают озими, гниют на корню — унеси ты мое горе!


21 октября — Трифон и Пелагея.

«Провертываются теплые деньки и по осени», хотя «с Трифона-Пелагеи все холоднее».

Портки от малых прятали, не говоря об обутке. Вчера дома сидел, сегодня не велят на улку ходить, — тоже эдак-то? С решета на пороге мыт, всяко не простыну. Лапти вовсе не почто, так и так ноги промокают…

Поздняя осень — докука. «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавички шьет».


22 октября — Яков.

В устных календарях — древопилец.

Северяне понимали толк в дереве, умело им пользовались, берегли древостой.

В октябре, бывало, мужики валили строевой лес и березы. Береста нужна ладить туеса, плести лапти, корзины, пестери, а хлыст шел на дрова. Осеннее полено спорое, жарчей горит, вешнее и летнее ему не чета.

Траву косить соблюдались сроки: сладость цветов — пчелам, семя — земле. Еще важней сроки при рубке леса на строительные, корабельные нужды. Древесина летней заготовки сырая, соковая, легче подвержена гнили, окорить кряж — щеляет он, трескается.

Важно, где взять строевое бревно. Всего дороже сосны, ели боров — прогонистые, с красной, обильно пропитанной смолою древесиной, с мелкими годовыми кольцами. В корабельном деле, для фундаментов и сваи бить пригодней других лиственница.

Приемы крестьянского судостроения надолго прервались на Севере при Петре I. Хотя в Архангельске им лично в 1694 году был спущен на воду первый корабль военно-морских сил России — «Св. Павел», под страхом каторги царь воспретил плавание судов поморских образцов. Рыбному, зверобойному промыслам Заполярья был нанесен тяжелый урон, так как «новоманирные» галиоты, гукаты и другие терпели во льдах крушения.

В ХУШ веке, до 70-х годов XIX века заслуженной славой пользовалась адмиралтейская верфь Соломбалы. Здесь был принят М.П. Лазаревым и П.С.Нахимовым 74-пушечный корабль «Азов». В сражении под Наварином, как флагман русской эскадры, он получил более полутораста пробоин, но потопил пять вражеских судов. «Азов» удостоился Георгиевского флага — первый гвардейский корабль военного флота России. Умели строить соломбальцы, верно?

В деревнях топором владел каждый. Однако поставить «крестовые» хоромы или шатровый храм подрядить плотников со стороны не зазорно. К примеру, известно, что в 1517 году приезжий мастер Алексей Вологжанин с 60 рубленниками взялся возвести церковь о двадцати стенах для Великого Устюга!

Работали встарь плотники под «деревянное дело»: по вкусу заказчика каменные строения обшивались досками, плахами; под «каменное дело», когда постройкам придавался вид, будто они сложены из кирпича.

Сполна использовалась выразительность древесины, и чудо что такое храмы и избы Карг ополья, Пинеги, Тарноги, Мезени, Печоры, где столетиями развивались традиции деревянного зодчества.

Чудо из чудес — церковь Покрова села Анхимова на Вытегре.

По воззрениям предков, храм как бы модель Вселенной, воплощенная вечность. «Церковь пятой кругла, — писал поэт Николай Клюев о творении земляков, — в круге же ни начала, ни конца поглядеть нельзя — это Бог безначальный и бесконечный. Двадцать четыре главы строитель на кокошниках резных к тверди вознес — двадцать четыре часа суточных, которые все славят Господа. Семь навесов крылечных семь небес означают…»

Архитекторами и производителями работ, как полагают, были местные крестьяне — Невзоров и Бугин. Трудились на стройке 75 плотников, из них 12 женщин. Без преувеличения, люди душу вложили в созданное ими совершенство, воплотив в храме крестьянский идеал красоты и гармонии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревенские святцы"

Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Полуянов

Иван Полуянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"

Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.