Б. Волхонский - Сингальские сказки.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сингальские сказки."
Описание и краткое содержание "Сингальские сказки." читать бесплатно онлайн.
Широкая публикация сингальского повествовательного фольклора. Сопровождается предисловием и примечаниями. Рассчитана на взрослого читателя. Составление, перевод с сингальского и английского языков и примечания Б. М. Волхонского и О. М. Солнцевой. Предисловие О. М. Солнцевой.
– Как же я найду дорогу в Путталам? Я ведь никогда туда не ездил, – спросил муж.
– Велика хитрость! – ответила жена. – Соседи не раз водили нашего быка в Путталам. Запряги быка и пусти его вперед. Он дорогу знает, и тебе останется только идти за ним.
Муж так и сделал. Бык медленно-медленно побрел по дороге, обошел вокруг деревни и вернулся к дому. Увидев отца, дети подбежали к нему и закричали:
– Папа пришел! Папа пришел!
– Какой я вам папа? – рассердился крестьянин. – Я из другой деревни. Еду в Путталам.
Отругал он детей и снова погнал быка по дороге. А бык опять описал круг и вернулся к дому. Дети подбежали к отцу с криками:
– Наш папа вернулся из Путталама!
– Какой я вам папа? – рассердился крестьянин. – Я совсем из другой деревни. Я еду в Путталам. Что такое, в каждой деревне ко мне подбегают мальчики и девочки и кричат: «Папа! Папа!» Да откуда же у меня дети в каждой деревне?
Собрался было он снова погнать быка по дороге, но тут жена услышала шум, вышла из дому, узнала мужа и закричала:
– Эй, хватит! Не езди ни в какой Путталам. Иди домой и распрягай быка.
– Я не собираюсь жить в этой деревне, – ответил муж. – Я еду в Путталам.
Хотел было он уйти, но жена взяла в руки розги и преградила ему путь.
– Уж если ты не можешь узнать ни меня, ни детей, то узнай хотя бы эти розги, – сказала она. – Послушайся розог, не ходи никуда! Уж лучше лежи себе на кровати, как прежде.
Наконец-то крестьянин узнал жену.
– Как я ошибся! – воскликнул он, распряг быка и стал, как прежде, лежать на кровати и размышлять.
209. Четверо глухих.{360}
Рассказывают, что в одной стране жили глухие муж и жена, и была у них глухая дочь. Ее выдали замуж за глухого.
Однажды зять пахал рисовое поле около дороги. Мимо проходил человек. Он спросил, как ему пройти туда-то и туда-то.
– Этого быка я привел из своей деревни, а этот бык из стада моего тестя, – ответил глухой.
– Какое мне дело до твоих быков? Покажи мне дорогу, – сказал прохожий.
– Бык из моего стада, – стоял на своем глухой.
– Какое мне дело до твоих быков? Покажи мне дорогу, – опять сказал прохожий.
– Не говори так, – рассердился глухой, побил прохожего, и тог убрался восвояси.
Через некоторое время жена принесла на поле обед, и глухой сказал ей:
– Сюда приходил какой-то человек, спросил, чьи это быки, и подрался со мной.
– Я сегодня немного задержалась, потому что долго собирала хворост, носила воду, а потом готовила обед, – ответила жена, и они с мужем поругались. Жена вернулась домой и сказала матери:
– Матушка, мой муж отругал меня за то, что я опоздала с обедом.
А мать в это время плела циновку. Рассердилась она и закричала на дочь:
– Чтоб тебе замуж за отца выйти! Какое тебе дело до моей работы?
Поругавшись с дочерью, мать пошла на поле, где ее муж сторожил посадки батата от воров.
– Сегодня дочь отнесла мужу обед на поле, а потом пришла домой и сказала, что я плохо сплела циновку, – сказала она мужу. – Я ее отругала.
– Ах, ты, мерзавка! – рассердился муж. – Я тут сторожу днем и ночью поле, а ты выкопала три клубня и съела!
Побил он жену и прогнал. Потом решил, что нет смысла сторожить поле, раз его жена поедает клубни, сломал изгородь, покинул деревню и ушел в другую страну, а поле оставил на съедение скоту.
210. Как толковали сон.{361}
В одной деревне все жители были дураки. Окрестные жители так и называли эту деревню: Деревня Дураков.
Однажды жители деревни решили поехать в Путталам. Навьючили быков, взяли в дорогу все необходимое и тронулись в путь. В пути их настигла ночь, и они решили остановиться на ночлег под придорожным навесом для путников. Приготовили ужин, поели и легли спать.
Одному из них приснился слон. Проснувшись утром, он рассказал остальным, что видел плохой сон.
– Что это за сон? – спросили его.
– Я видел во сне слона, – ответил он.
Тогда они стали толковать сон:
– Что может означать этот сон? Раз был слон, значит, должен быть его помет. В помете должен быть рис – ведь слон съел урожай. А рис варят в деревне. Вот и выходит, что слон означает плохое известие о доме. Наверное, с нашими близкими случилось какое-то несчастье. А раз так, то нам нет смысла идти дальше. Пойдем домой.
Решив так, они повернули обратно. По пути одни человек сказал:
– Может быть, кто-то заболел, а мы и не знаем. Может, напали дикие слоны, как знать! Может быть, напали на деревню разбойники.
– Может быть, кто-то из наших умер, – сказал другой.
– Если в нашей семье кто-то умер, то к чему все труды?! – воскликнул третий и заплакал. За ним зарыдали остальные. В слезах они подошли к деревне.
А женщины и дети, оставшиеся дома, услыхали рыдания, выбежали на улицу и увидали, что их мужья и отцы не поехали в Путталам, а возвращаются и плачут. Испугались они и тоже зарыдали:
– О, горе нам! Почему наши мужья и отцы не поехали в Путталам? Почему они возвращаются домой и плачут? С кем-то из них случилась, наверное, какая-нибудь беда!
Рыдая, женщины и дети подошли к рисовому полю за околицей деревни. Мужчины издалека увидели, что женщины и дети стоят на краю ноля и плачут.
– Вот, посмотрите, что я вам говорил! – воскликнул один.
И все зарыдали еще сильнее. А женщины и дети, увидев это, тоже сильнее зарыдали. Так они и стояли по обе стороны рисового поля – с одной стороны женщины и дети, с другой мужчины. Стоят и рыдают, но никто ничего не говорит.
Уже стало темнеть, а они все стоят и плачут. А в это время проходил мимо житель соседней деревни. Увидал он, какой переполох подняли эти люди, подошел к мужчинам и спросил:
– Эй, почему вы плачете? Кто умер?
– Мы не знаем, кто умер, – ответили мужчины сквозь слезы.
Тогда он подошел к женщинам и детям и спросил их:
– Почему вы плачете? Кто умер?
– Мы не знаем, кто умер, – ответили женщины и дети, не переставая плакать.
Тогда этот человек успокоил тех и других и расспросил их, в чем дело. Оказалось, ни с кем ничего плохого не случилось. Тогда он пошел дальше, а жители деревни разошлись по домам.
211. Жители деревни Кадамбава и зайцы.{362}
Жители деревни Кадамбава{363} расставили сети и поймали много зайцев. Связали они зайцам ноги в суставах и бросили на землю. Все зайцы убежали в лес. Вынув из сетей последних зайцев, люди посмотрели, где зайцы, но ни одного не увидели.
– Как мы их убили, даже клочка шерсти от них не осталось! – воскликнули жители деревни Кадамбава и прямо-таки окаменели от изумления. Так они и простояли на том месте до ночи, а ночью вернулись домой.
212. Жители деревни Кадамбава и оленьки.{364}
В деревне Кадамбава была назначена свадьба. К свадьбе поймали много оленьков{365}. Им на шеи повесили трещотки{366}, как козам, и пустили в загон. Все оленьки убежали в лес.
В день свадьбы пришли люди за оленьками, смотрят – а загон пуст.
– Вот так-так! – воскликнули они. – Мы их растили-растили, а они от нас в лес убежали.
В изумлении они вернулись домой.
213. Жители деревни Кадамбава и куст.{367}
Однажды вечером жители деревни Кадамбава взяли свои барабаны и пошли на церемонию изгнания демонов. А возле тропинки, по которой они шли, рос большой куст, очень похожий на слона. Барабанщики страшно перепугались:
– Это, наверное, дикий слон стал у нас на пути!
Ветер раскачивал ветки куста.
– Слон трясет ушами, – сказали барабанщики.
Стали они бить в барабаны, чтобы напугать слона. Так и простояли на том месте до рассвета. Когда рассвело, они увидели, что это не слон, а куст. Тогда они вернулись в свою деревню. Так и не удалось им ни поспать, ни сходить на церемонию.
214. Как жители деревни Кадамбава считались.{368}
Двенадцать жителей деревни Кадамбава отправились в лес рубить ветки для изгороди. Нарубили двенадцать вязанок – по вязанке на человека, и тогда решили посчитаться: все ли пришли, не заблудился ли кто.
Один из них начал считать, но считал он только других, а себя не считал.
– Нас одиннадцать человек, а вязанок двенадцать, – сказал он.
– Может быть, ты ошибся, – сказал другой и тоже посчитал, сколько их. – Да, нас действительно одиннадцать, а вязанок двенадцать.
Так считали все двенадцать, но никто из них себя не считал. Стали они искать заблудившегося человека в зарослях.
А мимо проходил человек из другой деревни. Услыхал он шум и крики, подошел к ним и увидел, что люди стоят и ругаются.
– О чем вы спорите? – спросил он.
– Нас было двенадцать, – ответили они. – Мы пошли нарубить веток для изгороди. Теперь здесь двенадцать вязанок, но только одиннадцать человек. Один из нас потерялся.
Прохожий посмотрел на них и увидел, что их двенадцать.
– Пусть каждый из вас возьмет по вязанке, – сказал он. Двенадцать человек взяли двенадцать вязанок и дернулись в свою деревню.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сингальские сказки."
Книги похожие на "Сингальские сказки." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Волхонский - Сингальские сказки."
Отзывы читателей о книге "Сингальские сказки.", комментарии и мнения людей о произведении.