Авторские права

Гай Крисп - Историки Рима

Здесь можно скачать бесплатно "Гай Крисп - Историки Рима" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство «Художественная литература», год 1970. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Гай Крисп - Историки Рима
Рейтинг:
Название:
Историки Рима
Автор:
Издательство:
«Художественная литература»
Год:
1970
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Историки Рима"

Описание и краткое содержание "Историки Рима" читать бесплатно онлайн.



История в античной древности была литературным жанром в той же мере, как научным. Описывая полулегендарное прошлое или близкое настоящее, античные историки широко использовали все выразительные средства художественной словесности, давали описания, портреты деятелей, искусно составленные речи. В их сочинениях была и эпическая широта, и драматический пафос. Для этой книги отобраны произведения (полностью и отрывки) пяти крупнейших историков древнего Рима, чье творчество составляет одну из вершин Римской художественной прозы. Эти произведения посвящены наиболее интересным моментам истории Древнего Рима.






237

Пифагор — греческий философ VI в. до н. э. С 530 г. жил в греческих городах южного побережья Италии. Греческие писатели сближали приписывавшуюся Нуме религиозно-политическую систему с пифагореизмом и объявили Нуму учеником Пифагора. Ранние римские авторы приняли эту версию, но потом разработка вопросов хронологии заставила от нее отказаться.

238

Метапонт и Гераклея — города на берегу нынешнего залива Таранто, Кротон — южнее — на Ионическом море.

239

Стр. 158. Храм Януса — так обычно называют это небольшое четырехугольное строение с воротами с обоих концов. У Ливия оно, строго говоря, именуется просто «Янус», то есть «врата» (у некоторых других писателей — «врата войны»). Они стояли на Форуме у начала улицы Аргилета. Янус — бог входов и выходов, освящавший всякое начинание.

240

…закрывали его дважды… — Мирных периодов в истории Рима было, конечно, больше. Видимо, самый обычай существовал не всегда. При Ливии он был возрожден Августом (который закрывал храм в 29 и 25 гг. до н. э.) в пропагандистских целях.

241

Тит Манлий Торкват — консул 235 г. до н. э. Его имя называют в той же связи и другие писатели, но Первая Пуническая война (началась в 264 г. до н. э.) кончилась в 241 г. до н. э. в консульство Авла Манлия Торквата. Возможно, у Ливия (и других) — ошибка в имени.

242

Стр. 159. …придумав… чудо… — «Благочестивый обман», дозволенный, по воззрениям древних, царю-философу, «воспитателю» народа, каким изображается Нума.

243

Эгерия — божество одного из источников, питающих озеро Неми близ города Ариции, откуда ее культ и перешел в Рим.

244

…разделил год… — реформа римского календаря в действительности относится к этрусскому времени.

245

Дни присутственные и неприсутственные — имели религиозное обоснование. Считалось, что в присутственные дни лицо, творящее суд, может без нечестья произносить любое слово; в неприсутственные — ему не дозволено произносить слова: «даю», «говорю», «присуждаю».

246

Фламин — жреческая должность. Ведал культом какого-нибудь одного божества, надзирал за жертвенным огнем.

247

Квирин — древнее римское божество сабинского происхождения (бог городской общины, блюститель войска в мирное время), отождествленный впоследствии с обоготворенным Ромулом.

248

Салии — очень древняя (возможно, даже древнее времен Нумы) коллегия жрецов-«плясунов». Их танец в оружии, первоначально магический, отвращающий зло, превратился под этрусским влиянием в военный. Священная песнь салиев была непонятна уже во времена Ливия.

249

Градив — одно из прозвищ бога войны Марса. Марс Градив считался зачинателем войны (завершителем — Марс Квирин).

250

«Анцилии» — священные щиты продолговатой формы. По легенде, такой щит упал с небес Нуме в руки во время чумы. Чтобы лучше уберечь этот щит — залог спасения Рима — Нума приказал изготовить еще 11 таких же и вверил все щиты коллегии салиев.

251

Понтифик — жреческая должность. Коллегии понтификов (с великим понтификом во главе) принадлежал надзор над всеми общественными (да и частными) богослужениями, составление календаря, ведение летописи и т. п.

252

Нума Марций — по притязаниям рода Марциев, был сыном их родоначальника Марка Марция (родственника Нумы Помпилия), мужем Помпилии, дочери Нумы Помпилия и отцом царя Анка Марция.

253

Стр. 160. Камены — первоначально божества источников (отсюда их связь с Эгерией), позднее были наделены даром прорицания и отождествлены с греческими музами.

254

Святилище Верности — было основано, видимо, лишь в середине IV в. до н. э. — но божества, надзиравшие за верностью клятве (сабинский Семо Санк, римский Дий Фидий) почитались в Италии с глубокой древности.

255

«Аргеи» — так назывались 27 часовен, разбросанных по Риму: в марте совершался ход от часовни к часовне, в мае — второй ход, когда 27 соломенных чучел, которые тоже звались «Аргеями», бросали с моста в реку. Не вполне понятный для нас, этот обряд, видимо, был очистительной церемонией.

256

Стр. 161. Тулл Гостилий — правил, по преданию, в 672-640 гг. до н. э. К невымышленным сведениям восходит его имя, имя его противника Меттия Фуфетия и сообщение о падении Альбы в VII в. до н. э. Прочее — легенды.

257

Гай Клуилий — имя, видимо, придуманное для объяснения названия «Клуилиев ров» (см. гл. 23). О рве этом нам, в свою очередь, ничего не известно.

258

Диктатор — высшая должность во многих латинских городах. Меттий — латинизированная форма оскского (оски — италийский народ) титула meddix. (Альбой в последние дни ее существования управляли выборные должностные лица, а не цари, что отразилось и в самом имени персонажа.)

259

Стр. 162. …меня же альбанцы избрали, чтобы ее вести — отголосок римских представлений о диктаторе. В Римской республике диктатор был чрезвычайным должностным лицом, избиравшимся для определенной цели и в чрезвычайных обстоятельствах.

260

Горации и Куриации. — Ливий опускает дополнительную подробность: по другим авторам, Горации и Куриации приходились друг другу двоюродными братьями. Их матери были сестры-близнецы из Альбы.

261

Стр. 163. Фециал. — Жрецы-фециалы ведали объявлением войны и заключением договоров (то и другое требовало особых обрядов). В коллегию фециалов входило 20 человек, в том числе «вербенарий», несший священную траву, и «отец-отряженный» (pater patratus — «тот, кто сделан отцом», есть, впрочем, и другие толкования этого титула), который говорил и приносил клятву от имени городской общины (как отец семейства — от имени семейства).

262

…чистой травы. — Трава, вырванная с корнем в римской крепости, была частью родной земли, сопровождавшею фециала, куда бы он ни пошел, и магически защищала его от чуждых воздействий.

263

«Внемли, Юпитер…» — Подобные формулы, которые мы находим у Ливия, в большинстве — архаизирующие реконструкции, разработанные римскими «исследователями старины» и вошедшие в сочинения римских историков. Таков же и «закон» в гл. 26.

264

Стр. 165. …плача… окликает по имени. — Как того требовал древний погребальный обычай, только что умершего несколько раз громко окликали по имени; к павшему в битве взывали в его доме.

265

…оплакивать неприятеля — в Риме было запрещено особым, очень древним, законом.

266

Совершившего тяжкое преступление да судят дуумвиры (букв. «двое мужей») — По словам Ф. Зелинского, «дуумвиральный суд покоился на розыскном начале: подсудимый был не стороной, а предметом следствия… и права защиты не имел», но он мог после приговора обратиться к народу, чьим именем действовали дуумвиры. К подлежащим этому суду тяжким преступлением (perduellio) относили измену, присвоение высшей власти, казнь римского гражданина без суда и т. п.

267

Стр. 165. …к зловещему дереву… — «Зловещими» — посвященными подземным богам — считались деревья, которые никто никогда не сажает и которые не приносят плода. Осужденного подвешивали к дереву и засекали досмерти (а не вешали или распинали, как думали позднее).

268

…внутри городской черты или вне городской черты. — В Риме строго разграничивалась власть гражданская (в городе) и военная (вне города). Власть дуумвиров не подлежала никаким ограничениям.

269

…сам наказал бы сына отцовскою властью. — У римлян отец имел полную власть над жизнью, свободой и имуществом детей.

270

Стр. 166. «Сестрин брус» — пример позднего неверного объяснения названия, смысл которого был уже забыт. Латинское прилагательное «sororium» здесь, вероятно, связано не с «soror» — «сестра», но с именем богини Юноны Сорории, покровительницы созревания девушек. Самый «брус» связан с древним очистительным обрядом.

271


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Историки Рима"

Книги похожие на "Историки Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Гай Крисп

Гай Крисп - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Гай Крисп - Историки Рима"

Отзывы читателей о книге "Историки Рима", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.