Гай Крисп - Историки Рима

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Историки Рима"
Описание и краткое содержание "Историки Рима" читать бесплатно онлайн.
История в античной древности была литературным жанром в той же мере, как научным. Описывая полулегендарное прошлое или близкое настоящее, античные историки широко использовали все выразительные средства художественной словесности, давали описания, портреты деятелей, искусно составленные речи. В их сочинениях была и эпическая широта, и драматический пафос. Для этой книги отобраны произведения (полностью и отрывки) пяти крупнейших историков древнего Рима, чье творчество составляет одну из вершин Римской художественной прозы. Эти произведения посвящены наиболее интересным моментам истории Древнего Рима.
208
Луперкалии — римский обряд: 15 февраля юноши-патриции бегали обнаженными, ударяя встречных ремнями из козлиной кожи. Название связано со словом lupus — «волк», но его точное значение неясно, как и смысл обычая. Римские авторы считали его церемонией, возбуждающей плодородие, современные ученые — примитивным пастушеским обрядом. Поиски греческих аналогий заставили связать Луперкалии с аркадским ( Аркадия — область в Пелопоннесе) культом Ликейского («Волчьего») Пана. С этим связан и миф об аркадянине Эвандре. Инуй — италийское божество, отождествлявшееся с Паном или Фавном.
209
Паллантей (точнее Паллантий) — город, откуда, по легенде, прибыл в Италию Эвандр. Приведенное здесь объяснение названия Палатинского холма не было единственным и в древности.
210
Стр. 147. Теперь единственным властителем остался Ромул… — Предание относит его царствование к 753 (когда, по легенде, был основан Рим) — 717 гг. до н. э. Вся «биография» Ромула скроена из разного рода мифов и легенд. Исторической основой ее можно считать разве только смутное воспоминание о возникновении города из слияния нескольких латинских и сабинских поселений.
211
Прежде всего Ромул укрепил Палатинский холм… — Здесь действительно обнаружено археологами древнейшее поселение середины VIII в. до н. э. Расположенные вокруг Палатина холмы (Капитолий, Квиринал, Эсквилин, Целий, Авентин и — на правом берегу Тибра — Яникул) постепенно присоединялись к городу.
212
Стр. 148. …пастух, по имени Как… — Рассказ о Геркулесе и Каке, соединяющий черты греческой и италийской версии мифа, должен был объяснить происхождение культа Геракла при так называемом «Великом алтаре» (близ Большого цирка). Этот культ вначале был частным — двух родов: Потициев и Пинариев. Как — первоначально имя местного божества, но по-гречески kakos — «дурной», отсюда — снижение образа.
213
…искусству письма… — Римляне приписывали Эвандру введение а употребление латинского алфавита.
214
Кармента (от «carmen» — «заклятие», «пророчество», «песнь») — одно из древнейших италийских божеств, впоследствии отождествленное с матерью Эвандра, по греческим сказаниям, аркадской нимфой.
215
Стр. 149. Убежище — на Капитолийском холме (в роще между двумя вершинами холма); существовало еще до включения холма в границы города. Впоследствии учреждение его было приписано Ромулу.
216
Стр. 150. Консуалии — праздник Конса (бог житницы и амбара). Под этрусским влиянием стали сопровождаться конными состязаниями, а греческое влияние заставило переосмыслить это празднество как торжества в честь Нептуна Конного (так как греческий Посейдон — бог моря, с которым отождествлялся Нептун, — был и богом лошадей).
217
Талассию — свадебный возглас, непонятный уже самим римлянам. Рассказ Ливия — лишь одно из предлагавшихся объяснений.
218
Стр. 151. Тит Таций — должен был олицетворять сабинский элемент о городе, а совместное царствование его с Ромулом — давать исторический прецедент для власти двоих консулов в римской республике (чтобы подчеркнуть преемственность государственного устройства).
219
Ценинцы, крустуминцы, антемняне — жители соседствовавших с Римом поселений: Ценин, Крустумерия, Антемн. Из них лишь Антемны (при впадении р. Аннена в Тибр) существовали во времена Ливия. На месте Антемн (как и на предполагаемых местах двух других городов) археологи обнаружили остатки древнейшего поселения, поглощенного затем Римом (но не ранее VII в. до н. э., тогда как Ромул царствовал, по преданию, в VIII в. до н. э.).
220
Сабиняне — народ, живший по соседству с древними латинянами. Археологи различают древнейшие (VIII — начало VII в. до н. э.) поселения этих народов на холмах будущего Рима. Слияние двух этнических элементов в римской общине и отразилось в предании о похищении сабинянок.
221
Стр. 151. Юпитер Феретрийский — чье прозвище происходит, видимо, от лат. «ferre», т. е. «нести», «приносить» (доспех для посвящения), — почитался пак воинское божество.
222
Стр. 152. Крепость (римский кремль) — находилась на одной из двух вершин Капитолийского холма.
223
…его дочь… — легенда о предательнице Тарпее, дочери Спурия Тарпея, связана с названием Тарпейской скалы — крутого обрыва и в Капитолии, откуда сбрасывали предателей и других преступников. Чтобы усугубить вину Тарпеи, римские писатели сделали ее весталкой (хотя учреждение этого рода жриц в Риме приписывалось Нуме, см. гл. 20). Отголоски этой версии есть и у Ливия («дева», «вышла за водой для священнодействий»). Римский историк II в. до н. э. Пизон («некоторые утверждают») пытался, отталкиваясь от той же легенды, по-иному истолковать образ Тарпеи.
224
Меттий Курций и Гостий Гостилий — целиком принадлежат легенде. Гостий Гостилий был выдуман, чтобы не оставить без доблестных предков царя Тулла Гостилия (о нем см. гл. 21-31). Противник Гостия Меттий Курций — своеобразное «удвоение» фигуры Меттия Фуфетия (противника Тулла Гостилия).
225
Старые ворота Палатина — северные («Мугнонские») ворота первоначального города, располагавшегося на Палатине.
226
Стр. 153. Храм Юпитера Становителя (Stator) — был воздвигнут в начале III в. до н. э. во время Самнитских войн якобы на месте более раннего, основанного Ромулом. Прозвище Stator впоследствии получило политическое истолкование (бог — блюститель стойкости государства), но военное, какое мы находим у Ливия, — более раннее.
227
Форум — главная площадь Рима — в низине между Палатином и Капитолием. Место это было освоено при Тарквиниях.
228
Стр. 154. Куры — сабинский город в 34 километрах к северо-востоку от Рима. Слово «квириты» происходит, видимо, не от названия этого города, но от корня, близкого со словом «курия» (политическая общность, связанная общими религиозными обрядами).
229
Курциево озеро — естественное углубление на Форуме, почитавшееся священным.
230
Курии. — Деление римского народа на три трибы (о которых Ливий не говорит) и 30 курий — древнейшая политическая система, известная нам в Риме. Названия древнейших триб — те же самые, что и «Ромуловых» всаднических центурий (сотен), — в действительности, этрусского происхождения. Названия курий, насколько они известны, происходили от топонимов и родовых имен.
231
Стр. 154-155. Фидены — древний город примерно в 6-8 километрах в северу, Вейи — в 20 километрах к северо-западу от Рима. Войны Ромула с ними — легендарный прецедент для позднейших (конец V в. до н. э.) войн с этими городами.
232
Стр. 156. «Быстрые» — обычно их отождествляют с тремя центуриями всадников, упомянутыми в гл. 13.
233
Козье болото — озерцо или болото на Марсовом поле.
234
Прокул Юлий — по рассказам других авторов, был альбанцем, пришедшим в Рим. Предание о нем, видимо, исходит из рода Юлиев, которые производили себя из Альбы, но притязали и на роль в событиях, связанных с основанием Рима.
235
…сошедший с неба… — Представление о боге, сходящем с неба, заимствовано у греков, но запрещение взирать на божество отражает римские понятия (римляне молились, закрыв голову покрывалом).
236
Стр. 157. Нума Помпилий (царствовал, по преданию, в 715-672 гг. до н. э.). — В рассказах древних историков об этом царе лишь сведения о его имени (и, возможно, о сабинском происхождении) основаны на каких-то реальных данных. Предание рисует Нуму царем-жрецом (традиционная противоположность образу царя-воина) и приписывает ему основы римских религиозных установлений (отмечены этрусским влиянием и, по мнению исследователей, не древнее конца VII в.). Рассказывая о них в общих чертах, Ливий главное внимание уделяет заботе Нумы о поддержании мира, законах, общественной нравственности. В век Августа это звучало злободневно, перекликаясь и с официальной идеологией.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Историки Рима"
Книги похожие на "Историки Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гай Крисп - Историки Рима"
Отзывы читателей о книге "Историки Рима", комментарии и мнения людей о произведении.