Гай Крисп - Историки Рима

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Историки Рима"
Описание и краткое содержание "Историки Рима" читать бесплатно онлайн.
История в античной древности была литературным жанром в той же мере, как научным. Описывая полулегендарное прошлое или близкое настоящее, античные историки широко использовали все выразительные средства художественной словесности, давали описания, портреты деятелей, искусно составленные речи. В их сочинениях была и эпическая широта, и драматический пафос. Для этой книги отобраны произведения (полностью и отрывки) пяти крупнейших историков древнего Рима, чье творчество составляет одну из вершин Римской художественной прозы. Эти произведения посвящены наиболее интересным моментам истории Древнего Рима.
270
Стр. 166. «Сестрин брус» — пример позднего неверного объяснения названия, смысл которого был уже забыт. Латинское прилагательное «sororium» здесь, вероятно, связано не с «soror» — «сестра», но с именем богини Юноны Сорории, покровительницы созревания девушек. Самый «брус» связан с древним очистительным обрядом.
271
Фиденяне, жители римского поселения… — Римского поселения в Фиденах, видимо, не было. Это позднейшая выдумка, призванная оправдать притязания римлян.
272
Стр. 167. …обет учредить двенадцать салиев… — это «Коллинские» (они приносили жертвы на Квиринале близ Коллинских ворот) салии (в отличие от «Палатинскнх», о которых см. гл. 20 и прим. к стр. 159).
273
Стр. 169. Альбанских старейшин… — Перечисленные здесь роды были патрицианскими, но действительно, как считают исследователи, не коренными римскими. Поэтому они и выводили себя из Альбы.
274
…священное место заседаний… — Сенат мог заседать лишь в здании, которое было освящено авгурским обрядом.
275
Гостилиева курия — на склоне холма у Форума, приписанная преданием царю Туллу, была сооружена в VI или V в. до н. э. кем-то из рода Гостилиев. В середине I в. (это и есть «время наших отцов», о котором говорит Ливий) была заменена новой Юлиевской курией.
276
Ферония — одно из древнейших божеств, почитавшихся в Средней Италии.
277
Священная роща — убежище (см. прим. к стр. 149).
278
Стр. 170. …шел каменный дождь. — У римских историков именно фантастические рассказы о каменных дождях, говорящих рощах и т. п. могли восходить к своего рода «документальному материалу» — жреческим летописям (впрочем, древнейшая часть их в 389 г. до н. э. погибла в огне и была «восстановлена» по памяти).
279
…чтобы альбанцы… совершали жертвоприношения… — Рассказ должен был объяснить обычай ежегодных жертвоприношений Юпитеру, совершавшихся римскими должностными лицами на Альбанской горе и унаследованных Римом от древнейших латинских общин.
280
Гаруспики — жрецы — истолкователи знамений, умилостивители богов и предсказатели судьбы. «Наука» гаруспиков была этрусской (и сами гаруспики приглашались из Этрурии). Для времени, о котором идет речь, — анахронизм.
281
Стр. 171. Анк Марций (традиционные даты правления 640-616 гг. до н. э.). К нему возводила свое прозвище одна из ветвей римского рода Марциев — Марции Цари (на деле оно идет от жреческой должности «царь священнодействий»). Но считать этого царя выдумкой Марциев, возвысившихся лишь в середине IV в. до н. э. тоже трудно. Из рассказов, связываемых в предании с именем этого царя, не лишены исторического содержания только сообщения об основании Остии и сооружении Свайного моста. Прочее либо умозрительно выведено из этих двух известий, либо искусственно привязано к ним.
282
…чтобы установить и для войн законный порядок… — Порядок объявления войн, о котором рассказывается дальше, был общим для всех племен древнейшего Латия. Цель обряда — сделать войну «справедливой» в глазах богов. Со временем — когда войны стали вестись далеко от Рима, с народами иных верований и правовых понятий, — точное следование ритуалу стало невыполнимым: он видоизменился и многое забылось. Рассказ Ливия и приводимые им формулы несут на себе следы ученого «восстановления» II-I вв. до н. э.
283
…Анк позаимствовал у… племени эквиколов то право, каким ныне пользуются фециалы… — Введение фециального права некоторые другие римские историки приписывали Туллу Гостилию (ср. у самого Ливия гл. 22 и 24) или Нуме. Нету единодушия и в том, у какого народа это право было заимствовано; племя эквиколов называли чаще других, но потому только, что наименование его неверно производили от «aequum colere» — «чтить справедливость». Ныне — Ливий имеет в виду возрождение Августом фециального права (в приспособленном к условиям большого государства виде).
284
Стр. 172. Янус Квирин — был богом перехода от войны к миру, между тем речь идет о начале, а не о завершении войны. Видимо, подлинная древняя формула звучала иначе.
285
…бросал копье… — Церемония не символическая, но магическая (должна была лишить врага его силы), поэтому не безразличен материал, из которого сделано копье. Это предписание неверно понималось уже некоторыми поздними античными писателями, полагавшими (из-за созвучия соответствующих латинских слов), что речь идет не о кизиловом, но об «окровавленном» копье.
286
Стр. 172. …в пределы противника. — Интересно отметить, что в 70-х гг. III в. до н. э. некоего военнопленного заставили купить участок земли близ храма богини войны Беллоны и, таким образом, получили участок «вражеской земли» в самом Риме. Но во времена, о которых здесь рассказывает Ливий, путь до любого противника был недалек, и такие ухищрения не были нужны.
287
Стр. 173. Политорий, Теллены, Фикана — небольшие латинские города к югу и юго-востоку, Медуллия к северо-востоку от Рима.
288
Мурция — божество горы Мурка (Мурком будто бы назывался некогда Юго-Восточный Авентин), ее алтарь находился в долине между Палатином и Авентином (где был Большой цирк).
289
Авентин — очень долго (до 49 г. н. э.) оставался формально за пределами городской черты; здесь селились латиняне и вообще пришлый люд.
290
Яникул — холм на правом берегу Тибра. Рассказ о его присоединении к городу в столь давние времена — преувеличение. Вероятно, он был лишь укреплен, чтобы обезопасить Свайный мост (был сооружен из дерева без всяких металлических скреп), служивший торговым нуждам.
291
Тюрьма. — Это та самая тюрьма, которая описана Саллюстием в «Заговоре Катилины» (гл. 53). Ливий приписывает ее сооружение Анку, тогда как другие римские писатели даже самую древнюю ее часть приписывали Сервию Туллию.
292
Мезийский лес — находился, видимо, к югу от Тибра.
293
Остия — портовый город в 22 километрах от Рима (при прежнем устье Тибра). Древние единодушно приписывали его основание Анку Марцию. Хотя в современной науке распространено мнение, что Остия основана лишь в IV в. до н. э., остийские соляные разработки, бесспорно, намного древнее.
294
В царствование Анка в Рим переселился Лукумон… — Здесь начинается рассказ о Лукумоне-Тарквинии, основателе этрусской династии, правившей в Риме, по преданию, в 616-578 и 534-510 гг. до н. э. Даты эти на редкость хорошо совпадают с данными археологии о времени этрусского преобладания в Риме. Хорошо засвидетельствовано и самое имя Тарквиниев (римская форма этрусского «Тархна»). Но богатый драматическими деталями рассказ — конечно, конструкция позднейших писателей. Лукумон — этрусское слово, означавшее «царь», — действительно стало со временем именем собственным. Здесь, однако, служит просто указанием (неверным) на происхождение имени Луция (Лукия) Тарквиния (см. ниже).
295
Был он сыном коринфянина Демарата… — Демарат, по преданию, отпрыск царского рода, бежавший со своими людьми в Этрурию после свержения коринфских царей (655 г. до н. э.). Действительно, связи Коринфа с Этрурией в VII в. до н. э. засвидетельствованы археологически. Сведение воедино рассказов о Демарате, переселенце из Коринфа, и о Тарквинии, переселенце из Этрурии — ученый домысел ранних римских историков.
296
Стр. 174. …именем Луция Тарквиния Древнего. — Ясно, что такое имя могло быть придумано только впоследствии, для различения двух Тарквиниев, царствовавших, по преданию, в Риме.
297
Стр. 175. …искательством домогался царства… — чужеземное происхождение Тарквиниев, долголетних владык Рима, всегда заставляло страдать римскую гордость. Не решаясь допустить и мысли о завоевании Рима этрусками, римские историки все-таки старались исподволь бросить тень на законность царской власти Тарквиния.
298
…народ… избрал его на царство. — Тарквиний Древний царствовал, по преданию, в 616-578 гг. до н. э. К временам этрусской династии относится заселение низин между холмами и превращение Рима из пастушеской общины в настоящий город-государство этрусского типа. Но, распределяя исторический материал между двумя царями Тарквиниями, римские историки имели дело со скудными воспоминаниями (или догадками) об этрусских временах вообще. Поэтому в рассказах о деятельности обоих Тарквиниев много общего (осушение низин, строительство Капитолийского храма и т. п.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Историки Рима"
Книги похожие на "Историки Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гай Крисп - Историки Рима"
Отзывы читателей о книге "Историки Рима", комментарии и мнения людей о произведении.