Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
Значительное количество обращений на имя Президента Российской Федерации от Свидетелей Иеговы, проживающих в России и за рубежом (учитывая также тот факт, что проверки, проводимые налоговыми и другими государственными органами, не выявили нарушений в деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы), способствовали тому, что Министерство юстиции зарегистрировало Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в России, а ответственные сотрудники Администрации Президента Российской Федерации заявили, что данное обстоятельство, а также рост числа зарегистрированных в Российской Федерации общин Свидетелей Иеговы «указывают на отсутствие намерений у органов государственной власти препятствовать нормальному функционированию этих организаций в России»[274].
В тех случаях, когда речь шла об отказе в регистрации религиозных общин Свидетелей Иеговы, а также об исках по поводу снятия с регистрации и запрета религиозных общин Свидетелей Иеговы или других существенных нарушениях прав верующих, Свидетели Иеговы отстаивали свои интересы в суде, обращаясь в случае необходимости в Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации или Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Ряд конфликтов между местными органами власти и религиозными общинами Свидетелей Иеговы был вызван тем обстоятельством, что представители органов власти, рассматривая Свидетелей Иеговы в качестве «нетрадиционной» религии и исходя из того, что общины Свидетелей Иеговы существовали на их территории менее 15 лет, пытались ограничить права данных общин. Речь шла об ограничениях, которые содержатся в ст. 27 ч. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и затрагивают религиозные организации, не имеющие документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет.
Такие организации не имеют права создавать образовательные учреждения, обучать детей религии вне рамок образовательной программы, проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, производить, приобретать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных религиозных организациях.
Типичность подобных ситуаций вынудила Свидетелей Иеговы обратиться за защитой своих законных прав в Конституционный суд. 23 ноября 1999 года Конституционный суд Российской Федерации вынес Постановление по делу «О проверке конституционности абзацев 3 и 4 пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения “Христианская церковь Прославления”».
Поводом для рассмотрения этого дела стало, в частности, представление прокурора Дзержинского района города Ярославля от 20 ноября 1998 года в адрес Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле, после того, как 26 января 1998 года прокуратура Ярославской области вынесла предупреждение о соблюдении данным религиозным обществом тех ограничений, которые касаются религиозных организаций, не имеющих подтверждения о своём существовании на соответствующих территориях на протяжении не менее 15 лет.
Как отмечается в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П, «для перерегистрации религиозных организаций, учреждённых до вступления в силу данного Федерального закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности, которой религиозные организации наделены данным Федеральным законом…»[275].
Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации признал, что религиозные общины Свидетелей Иеговы, так как они входят в состав централизованной религиозной организации, прошедшей государственную перерегистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 1999 года, независимо от того, действуют ли они на соответствующей территории не менее 15 лет, имеют все те права в полном объёме, которые предусмотрены Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В ряде случаев органы прокуратуры обращались с исками о ликвидации религиозных общин Свидетелей Иеговы и запрете их деятельности. Как правило, эти иски были результатом влияния «антикультового движения» и его представлений на взгляды работников прокуратуры. Так, в случае, когда Головинский межмуниципальный суд города Москвы начал в ноябре 1998 года рассмотрение иска прокурора Северного административного округа о ликвидации московской общины Свидетелей Иеговы и запрете её деятельности, в ходе судебного заседания выяснилось, что прокуратура не располагает другими материалами, помимо представленных в её распоряжение «Комитетом по спасению молодёжи от тоталитарных сект».
Как показывает практика, в случае неблагоприятного для них исхода этого процесса, Свидетели Иеговы обратятся и в Верховный суд Российской Федерации, и в Европейский суд по правам человека, который уже несколько раз рассматривал подобные иски Свидетелей Иеговы и выносил решения в их пользу. В частности, Европейским судом по правам человека было защищено право на религиозную свободу Свидетелей Иеговы, которое подвергалось ограничению в Греции и Австрии[276]. Во всех этих случаях Европейский суд по правам человека обязывал государство-ответчика выплачивать значительные компенсации истцу.
Состояние отношений государства и религиозной организации Свидетелей Иеговы и пути их нормализацииАнализируя характер отношений между государством и религиозной организацией Свидетелей Иеговы на федеральном уровне, можно констатировать, что они носят в общем и целом нормальный характер, характеризуясь лояльностью сторон друг к другу. Наиболее яркое свидетельство данного обстоятельства — тот факт, что Министерство юстиции перерегистрировало 29 апреля 1999 года Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в России в соответствии с требованиями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Нормальные отношения сложились между религиозными общинами Свидетелей Иеговы и органами власти и в большинстве регионов Российской Федерации[277].
Вместе с тем, в ряде регионов отношения между общинами Свидетелей Иеговы и органами власти носят конфронтационный характер (в этом случае местные органы власти и органы власти регионов отказывают общинам Свидетелей Иеговы в регистрации, в праве на аренду помещений и строительстве Залов Царства, инициируют иски о ликвидации общин Свидетелей Иеговы и запрете их деятельности и т.д.) или содержат элементы напряженности во взаимоотношениях.
Как показывает анализ состояния взаимоотношений местных органов власти и религиозных общин Свидетелей Иеговы в тех регионах, где между ними возникают конфликты, в ряде случаев побудительными причинами для их возникновения является проповедническая деятельность, проводимая верующими из числа неофитов (новообращённых), которые порой бывают чрезмерно активны и даже агрессивны по отношению к последователям других конфессий и неверующим и при этом не имеют достаточных навыков проповеднической деятельности. В связи с этим позитивная динамика развития отношений между государством и религиозной организацией Свидетелей Иеговы в ближайшей перспективе будет зависеть от того, в какой мере руководству данной религиозной организации удастся обучить основную массу неофитов (новообращённых) методике и навыкам тактичного отношения к последователям других религий и неверующим в ходе проведения проповеднической деятельности.
Зачастую причиной обострения противоречий и конфликтов между органами государственной власти и общинами Свидетелей Иеговы в отдельных регионах явились представления тех или иных государственных служащих, согласно которым религиозная организация Свидетелей Иеговы представляет собой опасность для общества и личности, так как является «тоталитарной сектой».
В связи с этим серьёзным фактором, который способствовал бы формированию нормальных отношений между органами власти и религиозными общинами Свидетелей Иеговы, должно стать усиление внимания к выработке как на федеральном, так и на региональном и местном уровне целостной концепции государственно-конфессиональной политики, которая могла бы включать, в частности, заключение соглашений (договоров) между государством и религиозными организациями (центрами), регламентирующими государственно-конфессиональные отношения с конкретными религиями и конфессиями с учётом их специфических особенностей[278].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.