Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация Древнего Рима"
Описание и краткое содержание "Цивилизация Древнего Рима" читать бесплатно онлайн.
Был ли Рим «оригинальным»? Была ли римская цивилизация прямой наследницей Великой Греции? Почему римляне обожествляли свой город, но предоставляли возможность проживать в нем бывшим врагам? Почему варварские племена почитали Рим и разделяли с римлянами любовь к нему? Почему Рим отказался от монархии и тирании и стал империей? И что же такое на самом деле империя? И почему римляне считали, что настоящая духовная и религиозная среда для человека — сельская местность?
Римская империя рухнула. Но сама идея Рима продолжала существовать как бодрящий миф об общечеловеческой родине, история которой показала, что она не была невозможной мечтой.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
206
Триумфальный венец — то же, что лавровый венок.
207
Стенной венок изготовлялся из золота.
208
Валлерный венок, от vallaris (лат.) — связанный с крепостным валом.
209
Туника была расшита пальмовыми ветвями (tunica palmata), в эпоху империи тога была заменена пурпурным плащом полководца (палудаментом), башмаки также были пурпурными (отсюда, по-видимому, и обувь византийских императоров).
210
Forum Boarium — Бычий Форум (лат.).
211
Ara Maxima — Великий алтарь (лат.).
212
Велий — высота в Риме, примыкающая к Палатинскому холму.
213
Виктимарий — помощник жреца при жертвоприношении.
214
Camilli — дети безупречного происхождения, из почтенной семьи (лат.).
215
Ludiones — актеры, танцоры, пантомимы (лат.). (Примеч. ред.)
216
Солдатские песни, как и свадебные песни, в древнеримском фольклоре относятся к жанру фесценнин, или сатурн, — хоровых песен, сопровождающихся плясками и содержащих зародыш римской сатиры и драмы. Восходят к этрусской традиции. (Примеч. ред.)
217
Немезида — греческая богиня возмездия.
218
Fascinus, fascinum — наговор, околдовывание; фаллический амулет. (Примем. ред.)
219
Мавритания Цезарея — провинция на территории современного Западного Алжира.
220
Cohors praetoria — преторианская когорта (лат.).
221
Donativum — денежные подарки императора солдатам (лат.).
222
Carmen — песня, напев; стихотворение, поэма; заклинание, предсказание, магическая формула; текст присяги (лат.).
223
Классическая латынь (I в. до н. э.) представляет собой язык с богатой лексикой, способной передавать сложные абстрактные понятия, с развитой научно-философской, политической и технической терминологией, с многообразием синтаксических средств. Многочисленные морфологические дублеты ранней латыни были устранены и получили стилистическую дифференциацию. Окончательно сложились фонетические и морфологические нормы литературного языка, были установлены правила орфографии. (Примеч. ред.)
224
Имеется в виду XIX век.
225
Имеются в виду Карнеад, Диоген и Критолай. Речь идет о посольстве связи с Афинами.
226
Демокрит из Абдеры (460–370 до н. э.) — греческий философ-материалист, главный представитель античной атомистики. Эпикур (342/341—271/270 до н. э.) — греческий философ, ученик Навсифана, последователь Демокрита; его учение было распространено в Риме уже в середине II в. до н. э. и оказало влияние на Горация и Лукреция.
227
Sapientia — благоразумие, рассудительность; мудрость, знание; философия (лат.). (Примеч. ред.)
228
Менандр (342/341—293/290 до н. э.), греческий комедиограф, знаменитый представитель ново-аттической комедии. В основном тексты дошли благодаря римским комедиографам Плавту и Теренцию, нередко соединявшим несколько текстов в один. Под влиянием Еврипида вносил трагедийные мотивы в обыденную жизнь афинян. Вместо политических использовал социальные мотивы. Еврипид (485/484—406 до н. э.), младший из трех величайших греческих трагедийных драматургов, оказал прямое влияние на развитие ново-аттической комедии и римской трагедии.
229
Речь идет о новой (ново-аттической) комедии, возникшей в Аттике ок. 320 г. до н. э, темы и сюжеты брались из повседневной городской жизни. Хор утратил свое значение. Ведущие представители этого направления — Менандр, Дифил, Филемон.
230
Трактат Цицерона «Об ораторе» был написан раньше диалога «Оратор». П. Грималь не упоминает о третьем трактате Цицерона об ораторском искусстве «Брут».
231
Демосфен (384–322 до н. э.) — афинский оратор и политический деятель. Идейный вождь борьбы против Филиппа Македонского. В 324 г. бежал из Афин, затем вернулся. Принял яд после захвата Афин македонцами. Ему приписывается 61 речь, его ораторское искусство было образцом для Цицерона.
232
«Речь о венке» принадлежит Демосфену, «Катилинарии» — знаменитые речи Цицерона в связи с заговором Катилины.
233
Филипп Меланхтон (1497–1560) — гуманист и соратник Лютера; ставил Демосфена выше Цицерона.
234
«Наставление оратору» в 12 книгах.
235
Шарль Ролен (1661–1741) — французский гуманист и историк, ректор Парижского университета; автор «Трактата об обучении».
236
Грималь, естественно, имеет в виду традиции образовательной системы во Франции. См. также: Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999; Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000/2002. (Примеч. ред.)
237
Гай Меммий Гемелл — народный трибун 66 г. до н. э., претор 58 г., сторонник Помпея, затем Цезаря. Друг Цицерона и Лукреция.
238
Энний (239–169 до н. э.) — древнеримский поэт, грек по происхождению. Благодаря своему литературному таланту и общительному характеру приобрел расположение многих знатных римлян, которые начали в то время сознавать силу поэзии. Произведения дошли только в отрывках. Воспевал подвиги гостеприимно приютившего его народа: «Annales» («Летопись) выпускал в свет неоднократно, дополняя каждое издание новейшими событиями. Юмористическое дополнение к материалистическому натурфилософскому учению представляет дидактическая поэма (в гексаметрах) «Hedyphagetica» («Лакомства») — уцелевший отрывок из нее перечисляет разные сорта рыб. (Примеч. ред.)
239
Речь идет о кружке поэтов, известных как «неотерики» (от греч. новые), которые брали за образец александрийскую поэзию. Их значение состоит в том, что они довели до изысканного совершенства форму, но, главное, нашли форму для выражения самых интимных человеческих переживаний. Крупнейшим из «неотериков» был Катулл.
240
Эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды» включает описание пурпурного ковра (свадебного подарка) на указанный сюжет, но этот эпизод мотивирует огромное отступление от сюжета, где излагается миф и вставлен гигантский монолог покинутой Ариадны.
241
Речь идет о юношеских стихотворениях, составивших сборник «Каталептон», и приписывавшихся ему эпиллиях «Комар» и «Кирис». Эпиллий — маленькая эпическая поэма, жанр, сформировавшийся в I в. до н. э.
242
Феокрит (1-я пол. III века до н. э.) — уроженец Сиракуз, жил на о. Кос и в Александрии. Эллинистический поэт, родоначальник буколической поэзии. Оставил 30 стихотворений, получивших название «Идиллии».
243
Реминисценция на поэму греческого поэта Гесиода «Труды и дни».
244
Речь идет о еще не позабытой в Риме политической борьбе разных партий и борьбе Октавия с Антонием, завершившейся только в 27 г. до н. э.
245
Эклога (от греч. — отбор) — избранные стихи. В данном случае речь идет о знаменитой эклоге из «Буколик», которая адресована Асинию Поллиону, в которой поэт, подобно оракулу, предсказывает рождение будущего властителя мира, наделенного и человеческими и божественными чертами. Сам факт его рождения означает, что он принесет конец железного века и начало золотого. Христиане утверждали, что поэт предсказал рождение Христа.
246
Аполлоний Родосский (III век до н. э.) — греческий эпический поэт. Заведовал библиотекой Музейона и был воспитателем наследника. Его сочинение «Аргонавтика» — единственная дошедшая до нас эпическая поэма.
247
Аэд — имеется в виду Гомер; в его времена так назывался поэт и певец, аккомпанировавший себе на четырехструнной лире.
248
Эолийская лирическая поэзия, созданная на эолийском диалекте, ввела ряд новых размеров. Для второго периода творчества Горация образцом стали Алкей, Сапфо, Анакреонт. Сам поэт отмечал в «Памятнике» как свою заслугу приспособление эолийской песни к римскому ладу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация Древнего Рима"
Книги похожие на "Цивилизация Древнего Рима" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Грималь - Цивилизация Древнего Рима"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация Древнего Рима", комментарии и мнения людей о произведении.