» » » » Франсуа Шаму - Цивилизация Древней Греции


Авторские права

Франсуа Шаму - Цивилизация Древней Греции

Здесь можно скачать бесплатно "Франсуа Шаму - Цивилизация Древней Греции" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство У-Фактория; ACT, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Франсуа Шаму - Цивилизация Древней Греции
Рейтинг:
Название:
Цивилизация Древней Греции
Издательство:
У-Фактория; ACT
Год:
2008
ISBN:
978-5-9757-0395-8; 978-5-9713-9608-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизация Древней Греции"

Описание и краткое содержание "Цивилизация Древней Греции" читать бесплатно онлайн.



В книге французского историка Ф. Шаму эллинистическая цивилизация представлена не эпохой упадка традиций классической Греции, не простым переходом через хаотичную и кровавую военную историю от греческого востока к латинскому западу, от Афин к Риму. Историческая реальность оказывается гораздо более сложной, чем ее представляют школьные учебники, вынужденные прибегать к упрощениям.

Эллинизм — это не только завоевательные походы Александра Македонского, распространившего греческий мир в пределы Азии, это нововведения и преемственность, преданность традиции и поразительные новшества, это люди, привязанные к прошлому и страстно устремленные в будущее.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.






В Делосе, театральный квартал и другие раскопанные городские зоны, имеют ряд особенностей. Здесь уже нет шахматной планировки, и улочки следуют извилистыми линиями, прерываясь иногда очень узкими переулками. Типичные жилища, отстроенные на склонах, имеют правильный план. Среди них есть очень скромные, но многие позволяют предположить достаточно большие размеры. Их ядром всегда является двор, который в богатых домах окружен четырехсторонним портиком: такое устройство двора, перистиль, уже встречалось, правда редко, в Приене. В Делосе, где большинство сооружений были созданы во II веке до н. э., архитекторы использовали для этих портиков бывший в их распоряжении кикладский мрамор. Земля во дворе была выложена плитами или мозаикой, под которой часто устраивалась цистерна, собирающая воду с крыши. Из колодца в углу доставали воду. Иногда одна из сторон портика, как правило южная, была выше других, чтобы лучше использовать солнечное освещение: это называлось «родосским» перистилем. Во многих домах был ярус, на который вела лестница. Некоторые, например, Дом Гермеса, имели даже три этажа: такой конструкции способствовали крутые склоны холма, к которым прилеплялись жилища.

Внутренняя отделка, хорошо известная в Делосе, была богаче и разнообразнее, чем в домах классической эпохи. Стены из камня или сырого кирпича на каменном основании были покрыты цветной штукатуркой, монохромной или с зонами разного цвета, и зачастую создавали впечатление составной стены с прорисованными ложными стыками, которые подчеркивались насечками или незначительным рельефом, образующим выступы. Самыми распространенными были красный и желтый цвета. Помимо ложной каменной кладки (которая имитировалась в разных вариантах: под сплошную или с отверстиями, под алебастр или мрамор с его прожилками), в декорировании использовались также архитектурные фризы с традиционными мотивами: с орнаментом в виде яйца, в виде фестонов сердцевидной формы, чередующихся с копьями, в виде переплетений, часто подчеркнутых легкой рельефной полосой под мрамор в исключительных случаях встречался даже скульптурный фриз, например в Доме Тритонов, где на нем был изображен бег колесниц, управляемых маленьмими амурами. Все эти элементы декора повторяются во многих других эллинистических городах, хотя и не в таком изобилии, как в Делосе, и мы можем считать их широко распространенным приемом. Таковы по преимуществу элементы, которые были обнаружены в древнейшей отделке в Помпеи и Геркулануме и которые специалисты называют «первым стилем». Эллинистическая манера распространилась в городах Южной Италии, куда богатые итальянские клиенты приглашали греческих мастеров.

Таким образом, в отличие от предыдущей эпохи, где роскошь была редким явлением и не демонстрировалась, частный дом в эллинистических полисах доказывает, что пристрастие к комфорту, дорогим материалам, утонченному декору стало широко распространенным. Разумеется, были и скромные дома как в городах, так и в сельской местности, но многие из тех, что отличались большими размерами, а также удобством и комфортом, соответствующими эпохе, по-видимому, если верить свидетельствам раскопок, значительно увеличились — факт, который вкупе с другими свидетельствами позволяет утверждать, что, несмотря на войны и природные катастрофы, большинство греческих полисов экономически процветали.

Это процветание выразилось также в размерах коммунального хозяйства. Восхищаясь выдающимися строениями эпохи Перикла, мы часто склонны забывать, насколько эллинистический век способствовал многообразной деятельности строителей как в полисах, так и в святилищах; это была великая эпоха для архитектуры, отличающейся потрясающе богатым воображением и замечательной предприимчивостью, которые отвечали разнообразию потребностей общества — обеспечению повседневной жизни, человеческому общению и отправлению культа. Некоторые из этих многочисленных общественных зданий дают представление об их функциональном значении и разнообразии использования, всякий раз подчеркнутых оригинальностью решения и эстетическим достоинством исполнения.

Среди гражданских зданий особо следует выделить портики, роль которых в эллинистической урбанистике была крайне важна: они присутствуют везде как существенный элемент архитектурной композиции — ив святилищах, и на городских площадях, когда было необходимо обеспечить укрытие прогуливающимся, торговцам, слушателям оратора или философа и даже судьям трибунала. Эти замкнутые дворы, из которых наружу вела колоннада во всю длинную сторону, существовали и раньше, но их использование было гораздо более ограниченным, а размеры намного меньше. Теперь портики стали структурообразующим элементом огромных монументальных ансамблей, которых в греческом мире становилось все больше благодаря развитию полисов и щедрости царей. Самый потрясающий пример — это, безусловно, трансформация, которая произошла с афинской агорой в середине II века до н. э., когда на средства Аттала II Пергамского был сооружен большой портик, названный его именем и ограничивающий с восточной стороны четырехугольную рыночную площадь. Памятник, сегодня тщательно восстановленный американскими археологами, вновь украшает собой всю округу. Возведенное на площадке, которая возвышается над окружающей местностью, это здание тянется в длину более чем на 100 м и поднимается вверх на два яруса, покоящихся на внешней колоннаде, предоставляя публике солидное крытое пространство, которое отделялось от задней стены рядом широко расставленных внутренних колонн и на которое открывались двери двадцати одной просторной и высокой лавки. Лестницы с каждого конца позволяли подниматься на ярус. Такой выглядит скрупулезно сделанная реконструкция; сегодня это здание, без сомнения, лучше других античных сооружений дает представление о великом вдохновении и технических ресурсах архитекторов той эпохи. Таким образом, одна сторона агоры вся была занята этим огромным портиком, служившим одновременно и границей, и крышей для площади и статуй, для алтарей, жертвенников и лавок, которые здесь находились.

Стремление организовать все в четкую и величественную композицию проявилось в создании примерно в то же время еще более масштабного портика, который назывался центральной галереей и располагался перпендикулярно портику Аттала — на южной стороне агоры. Почти 150 м в длину, но без ярусов — это был крытый рынок, внешняя колоннада которого без всяких стен открывалась на четыре стороны, вокруг ряда срединных колонн, поддерживающих конек крыши. Будучи утилитарным зданием, этот рынок, обращенный своей северной стороной к центру агоры, отмечал южную границу этого важного для политической и культурной жизни полиса места, тогда как его длинная южная сторона была обращена к другому портику — южному, занимавшему подножие склона, ведущего на Ареопаг. Между этими двумя параллельными портиками находилось прямоугольное пространство, вытянутое в направлении восток — запад и служившее рынком: благодаря центральной галерее, сквозь которую можно было свободно пройти, эта зона, отведенная для торговой деятельности, легко сообщалась с остальной агорой. Наконец, чтобы завершить монументальный ансамбль старой торговой площади, которая оставалась сердцем Афин, на западной стороне у подножия холма, где в эпоху Перикла расположился храм Гефеста (называемый сегодня Тесейоном), перед залом заседаний Совета был построен храм Матери богов (Метроон), где хранились архивы полиса, и фасад нового здания, почти перпендикулярный северной стороне центральной галереи, был украшен колоннадой около 40 м в длину.

Таким образом, центральная зона агоры, ограниченная с востока портиком Аттала, с юга — центральной галереей, с запада — вытянувшимися в одну линию перед Тесейоном зданиями, отныне представляла прибывавшим священной дорогой гостям величественную композицию с вытянутыми горизонтальными линиями длинных портиков, со строгой равномерностью колоннад, дающих гень внутренним дворам, и с возвышающейся надо всем голой скалой Ареопага и впечатляющей громадой Акрополя. Урбанисты эллинистических Афин, школа которых, без сомнения, сформировалась благодаря пергамским архитекторам, присланным Атталом II, оказались достойными своих великих предшественников — Иктина и Мнесикла, которым Перикл и Фидий тремя веками ранее поручили работу на этом сакральном месте: они придали старому гражданскому центру своего полиса монументальное обрамление простыми и благородными линиями в соогветстсгвии с общим замыслом, которое отвечало новому духу эллинистического урбанизма, тяготеющего к созданию единых ансамблей. Эта идея, чуждая архаической и классической эпохам, открыла дорогу в будущее.

Крепость Пергама с его крутыми склонами и его тяжелым грунтом, была испытательной площадкой для архитекторов и инженеров Эвмена II и Аттала II, где доводились до совершенства эти впечатляющие уравновешенные композиции из больших портиков. Мощные галереи, подпорки которых были усилены контрфорсами, сглаживали склоны и соединяли длинные колоннады. Например, галерея, служившая для прогулок театральной публики, где широкий, более 200 м, портик разделялся на три уровня и, видимый в окрестных деревнях, был основой для всех сооружений: храмов, жертвенников, библиотек, дворцов и казарм, — которые в кажущемся беспорядке занимали холм Акрополя. Величественный силуэт города, забравшегося на его трахитовый пик, возвышающийся над долиной Каика, между двумя рукавами реки, бежавшей с горы. Если точная хронология памятников пока не установлена, тем не менее можно сказать с уверенностью, что при двух этих великих атталидских царях Пергам стал центром изобретательской деятельности для строителей и что этот пример, повторенный в сооружениях, созданных на средства Афин и Дельф, получил широкое распространение. Тем не менее было бы ошибочно характеризовать все ансамбли с портиками этой эпохи как «пергамский» стиль: аналогичные проблемы в связи с покатыми и при этом крутыми склонами вставали во многих городах, и разные архитекторы могли независимо друг от друга прийти к сходному решению. В Кирене, которая вряд ли имела какие-то связи с Пергамом, большой северный портик агоры с его впечатляющими стенами и двумя уровнями, которые диктовались скатами холма, был возведен во II веке до н. э. местными архитекторами, всегда мастерски справлявшимися с такого рода трудностями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизация Древней Греции"

Книги похожие на "Цивилизация Древней Греции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Франсуа Шаму

Франсуа Шаму - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Франсуа Шаму - Цивилизация Древней Греции"

Отзывы читателей о книге "Цивилизация Древней Греции", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.