» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








К концу 1930 года в Биробиджане было четыре еврейских колхоза‚ составленных из переселенческих семейств: "Бирофелд" ("Бирское поле")‚ "Ройтер Октябер" ("Красный Октябрь")‚ "Икор" и "Валдгейм". В 1936 году насчитали уже пятнадцать еврейских колхозов‚ и в них восемьсот семейств. Они выращивали зерновые‚ держали коров‚ разводили свиней‚ занимались пчеловодством. "Валдгейм" снабжал овощами и молоком город Биробиджан; в советской пропаганде этот колхоз стал символом еврейского заселения Дальнего Востока‚ и туда привозили делегации‚ чтобы продемонстрировать достигнутые успехи. В брошюре ОЗЕТа сказано: "Деревянная‚ украшенная искусной резьбой арка с пятиконечной звездой и красным флагом на верхушке. Ровными‚ хорошо распланированными рядами домов тянется широкая главная улица... Сюда из Белоруссии и других местностей приехали первые биробиджанцы‚ врезавшиеся в изумленную тайгу. Они сказали себе: здесь‚ в лесу‚ мы построим социалистический поселок. И дали имя поселку Валдгейм – "Лесной дом". Еще и еще прибывали строители из Белоруссии‚ из Украины и рабочие из капиталистических стран. И продолжают строить – пока не создадут большой‚ красивый‚ сытый и культурный социалистический Валдгейм".

В колхозе "Валдгейм" построили теплицы для выращивания овощей‚ лесопилку‚ кузницу‚ кирпичный завод; зимой мужчины уходили на лесозаготовки‚ а женщины работали в швейной мастерской. Открыли клуб на четыреста мест‚ общественную пекарню‚ столовую‚ баню и прачечную; дети учились в начальной еврейской школе; на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года колхоз представлял Лейб Резник – за достигнутые успехи в сельском хозяйстве. Впоследствии "Валдгейм" переименовали в "Заветы Ильича"‚ и лишь через многие годы вернули прежнее имя (к концу двадцатого века там оставалось несколько десятков евреев).

Репрессии тех лет не обошли стороной еврейские колхозы. В газетах и брошюрах сообщали о "вредительских и воровских махинациях классового врага", о "кулаках и белогвардейцах", проникших в колхозное руководство, которые мешали "претворять в жизнь указания товарища Сталина: "Сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными". В 1938 году прекратилось организованное переселение евреев на земли Крыма и юга Украины. Власти проводили "интернационализацию" еврейских колхозов страны‚ включая в их состав земледельцев других национальностей‚ объединяли еврейские колхозы с нееврейскими для "компактной коллективизации".

Насильственное перемешивание людей с разными обычаями нарушало традиционный образ жизни и сложившиеся отношения это подталкивало к уходу из деревень. Опытные земледельцы-евреи‚ работавшие прежде в артелях взаимопомощи‚ привыкли сообща решать все вопросы‚ а потому не могли примириться с новыми методами руководства‚ когда им диктовали условия, что сеять‚ где и как, это также способствовало уходу из колхозов. То был период индустриализации‚ появлялись новые фабрики и заводы‚ повсюду требовалась рабочая сила‚ и евреи переселялись в города. Туда же уходила и колхозная молодежь – учиться‚ получить специальность.

Отток населения из деревень происходил повсюду. Чтобы избежать коллективизации и спастись от голода‚ крестьяне разных национальностей переезжали в города; к 1935 году там оказалось около семнадцати миллионов бывших сельских жителей.


4


Из воспоминаний учителя И. Кучерова о судьбе еврейского поселения Икор – Землепашец (пересказано с сокращениями):

"В 1922 году Агро-Джойнт решил создать в Крыму образцово-показательное еврейское поселение. В десяти километрах от Евпатории нашли заброшенное помещичье имение с двумя колодцами и полуразрушенными зданиями; приехали евреи из Москвы‚ Одессы‚ Евпатории‚ Мелитополя‚ получили ссуды и начали строительство домов. Мимо Икора ездили по дороге жители двух сёл – татарского и немецкого; они смеялись над новыми поселенцами и говорили: "Вы сеете‚ а мы убирать будем". Агро-Джойнт выделил три трактора марки "Ватербойм", и за ними поехали в Евпаторию. Инструктор объяснил‚ как заводить трактор‚ ехать на нем‚ и они отправились в путь. Двое благополучно приехали в Икор и выключили моторы‚ а третий забыл‚ как надо останавливаться‚ и долго крутился по кругу‚ пока не кончилось горючее.

К первым поселенцам стали приезжать жены с детьми. Сообща вспахали землю и сообща посеяли‚ а затем по жребию выбирали свои наделы в зависимости от количества членов семьи. Отец получил кредит, мы купили две лошади и две коровы, развели много птицы, а трудолюбию нас не надо было учить: выезжали на поля чуть свет и работали дотемна. Хозяйства разрастались; производили в избытке продукты животноводства‚ а потому договорились с санаториями Евпатории поставлять ежедневно свежее молоко‚ мясо и яйца.

У поселенцев появились деньги‚ каждый мог покупать одежду и расширять производство; жители немецких сёл поражались тому‚ как мы вели хозяйство и сочетали труд с умением сбывать продукцию. Приехал шойхет Шапиро и построил себе дом. Приехал учитель Иосиф Исаакович Хенкин‚ открыл школу в одном из сараев и сказал жителям села: строительство школы – дело всенародное‚ каждый должен отработать на стройке шесть дней. И к осени школа была построена.

На следующий год урожай зерновых выдался на славу. Все были обеспечены хлебом и зерном для скота‚ часть урожая продали на рынке и государству. На приусадебных участках высадили виноград. Агрономы учили правильному соблюдению севооборота‚ уходу за виноградниками‚ зоотехник проводил осмотр скота и делал ему прививки. Агро-Джойнт предложил взять сообща кредит‚ чтобы построить клуб‚ заложить парк‚ озеленить поселение; на средства Агро-Джойнта обещали построить ледник и медицинский пункт‚ соединить поселение с Евпаторией трамвайной линией. Жители покупали тачанки на рессорах; на них молодежь ездила в город. Затем появился в Крыму еврейский театр; артисты приезжали на пять–шесть дней‚ давали спектакли и концерты на идиш.

Слава о поселении Икор гремела по всему Крыму и далеко за его пределами. Делегация американских евреев приехала в село и зашла в наш дом. В это время мать вынимала из печи огромные караваи свежеиспеченного хлеба‚ каждому отрезала по ломтю‚ поставила тарелку с маслом и налила по кружке холодного молока. Гости ели с большим аппетитом и не могли нахвалиться вкусу хлеба‚ домашнего сливочного масла и молока. Жизнь в поселении била ключом‚ подсобное хозяйство давало доход‚ построили клуб‚ озеленили село‚ дети учились в новой школе. Но вот начался печальный период в нашей жизни‚ когда Сталин стал осуществлять бездарный план коллективизации.

На базе нашего поселения решили создать колхоз "Икор". Каждый должен был сдать лошадей‚ упряжь‚ весь сельскохозяйственный инвентарь и корову. Свезенный в одно место инвентарь не смазали, всю зиму он стоял под дождем и ржавел – на это было больно смотреть. Кормов для животных не нашлось‚ начали искать виновных в массовой гибели лошадей и коров‚ и ветеринарных врачей Евпатории судили как врагов народа. За труд в колхозе ничего не платили‚ записывали трудодни или‚ как их в народе называли‚ "палочки". В стране начался голод. Вся Полтавщина заполнила Крым – несчастные, истощенные люди. В 1932 году мы очень голодали; я часто терял сознание в школе – это были голодные обмороки.

Привыкают к хорошему‚ привыкают и к плохому. Менялись председатели колхоза, и наконец был избран умный человек‚ Абрам Григорьевич Золотонос‚ выросший на крестьянской земле. Он назначил своим заместителем Арона Ильича Годосевича‚ который всю душу вкладывал в работу‚ вставал в четыре часа утра и до позднего вечера объезжал хозяйство. Они понимали‚ что надо с уважением относиться к земле‚ и она отдаст человеку все. Соблюдали севооборот‚ задолго до Хрущева начали выращивать кукурузу на силос и на зерно. Колхоз "Икор" собирал лучшие урожаи в районе‚ давал по полкилограмма зерна на трудодень‚ позже – по одному килограмму‚ а везде выдавали по двести граммов. Икор был первым селом‚ в котором электрофицировали все дома и общественные помещения‚ фермы и улицы.

Поток людей шел в наш колхоз‚ но не было свободного жилья. Золотонос говорил: "Ищите жилье‚ и я вас приму". Взяли кредит‚ пробили скважину для поливного огородничества‚ овощей стало хватать для санатория и для колхозников – капуста‚ морковь‚ огурцы‚ помидоры‚ болгарский перец‚ картофель‚ дыни и арбузы. Выгадывал тот‚ кто имел больше трудодней‚ поэтому старались ежедневно выходить на работу. На лето в помещении школы организовали детский сад‚ чтобы привлечь женщин к работе. Мы‚ дети десятиодиннадцати лет‚ в летние каникулы тоже шли работать.

Колхозников давили налогами. Душил заем: подписывали на такую сумму‚ что едва хватало заработка‚ чтобы с ним рассчитаться. Молодежь стала уходить из села, и почти все уехали. В 1936 году выдался богатый урожай‚ выдавали по два килограмма зерна на трудодень‚ но молодых ничто не могло удержать – коллективизация погубила чувство хозяина. Агро-Джойнт свернул свою работу‚ отменили изучение еврейского языка в школах, начались аресты. Я в это время учился в Евпатории. Гудела сирена‚ мы бежали в спортзал‚ и директор объявляла‚ что в школе орудовал враг народа учитель географии Соколов‚ затем старушка-учительница немецкого языка Эмма Павловна. Запрещалась всякая связь с заграницей‚ и после смерти бабушки отец перестал переписываться с родственниками из США. В селе решили создать коммунистическую ячейку‚ но желающих вступить в партию не было‚ нашелся только один. Члена партии обязывали информировать о настроении людей‚ о тех‚ кто недоволен советской властью, люди старались держать язык за зубами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.