Геше Джампа Тинлей - Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008."
Описание и краткое содержание "Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008." читать бесплатно онлайн.
ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ
БАЙКАЛЬСКИЕ ЛЕКЦИИ 2008
ПРОДОЛЖЕНИЕ КОММЕНТАРИЯ К «ЛАМРИМУ»
25 июля–5 августа 2008 года,
оз. Байкал, пос. Гремячинск, Республика Бурятия
Новая книга Байкальских лекций известного в России буддийского мастера досточтимого Геше Джампа Тинлея представляет читателям данное им во время летнего ретрита 2008 года учение «Ламрим»: практики начального уровня. В книге содержится комментарий, основанный на «восьми великих руководствах по Ламриму» и предназначенный для опыта учеников. Геше Тинлей мастерски сочетает в своей проповеди Дхармы знание классических текстов и тибетской устной традиции с уникальными инструкциями по медитации, полученными от Его Святейшества Далай Ламы и Пэнанга (Пано) Ринпоче и реализованными в его собственной практике. Его способ объяснения учения «Ламрим» таков, что демонстрирует ученикам связь каждой отдельной темы со всеми аспектами Учения Будды, а также опирается на знание буддийской логики и теории доствоверного восприятия. Философская глубина и теоретическая точность понимания Учения удивительным образом сочетаются в лекциях Геше Тинлея с его простой и ясной манерой изложения.
Книга будет полезна всем, кто интересуется буддийской философией и практикой медитации, а также более широкому кругу людей, которым небезразличны вопросы духовного развития.
– В коренных текстах говорится, что в эту кальпу в наш мир придёт тысяча Будд. Но со времени Будды Шакьямуни уже более тысячи человек стали Буддами, значит, Будд уже свыше тысячи пришло в мир. Получается противоречие с коренными текстами?
– Когда говорится, что придет тысяча Будд в эту кальпу, то не имеется в виду, что кроме этой тысячи Будд к нам не придут другие Будды, здесь говорится о том, что придёт тысяча Высших Нирманакай. В настоящее время продолжается эпоха четвёртого Будды – Будды Шакьямуни. А всего придет тысяча высших Нирманакай, то есть Будд, которые впервые после «темного» периода будут передавать Учение. Но это не исключает, что наряду с ними будут появляться многие другие Будды.
04.08.2008, лекция № 16
Как обычно, сначала установите правильную мотивацию. Тема «Принятие Прибежища – священные врата в Учение Будды» раскрывается под пятью заголовками. Мы закончили изучение содержания первого заголовка – «Причины порождения Прибежища» и занимаемся изучением содержания второго заголовка – «Определение объектов Прибежища». Под этим заголовком мы уже рассмотрели тему «Определение Будды как объекта Прибежища». Я вам подробно объяснил, кто такой Будда. Нет некоего изначального Будды. Будда некогда был таким же существом, как и мы, но посредством практики Дхармы, через развитие Метода и Мудрости он достиг состояния достоверного сознания, в котором смог развить свой потенциал до бесконечности уже без каких-либо специальных усилий . Благодаря Методу и Мудрости постижения Пустоты, освоив эти две Дхармы и сделав их привычными для себя, Будда стал Буддой.
2.1.2.1.2.1.2. Определение Дхармы как объекта Прибежища
Когда Будда был обычным живым существом, он не обладал знанием Дхармы. Затем он породил метод бодхичитты и мудрость, познающую Пустоту. Через постоянный опыт знакомства ума с этими двумя Дхармами он стал Буддой.
Итак, что такое Дхарма? Существуют два вида Дхармы.
Во-первых, это Метод и Мудрость, трансформирующие обычный ум в чистое состояние (В контексте Махаяны Дхарма первого вида – это десять бхуми бодхисаттв и Пять Путей Махаяны. Строго говоря, Дхарма – это реализации, начиная с Пути Видения (см.: Пабонгка Ринпоче. Ламрим: Освобождение в наших руках (lam rim rnam grol lag bchangs)/ Пер. с тиб., вступ. статья и коммент. д-ра филос. наук И.С. Урбанаевой. – Т. I., книга 2. –Улан-Удэ, 2008, с. 128.). Это Благородная Истина Пути. Это – Дхарма.
Во-вторых, это Третья Благородная Истина, Истина Пресечения. Когда благодаря тренировке ум обычного существа достигает чистого состояния, это называется пресечением, или пресечением омрачений. Пресечение омрачений – это также пресечение страданий. Это – тоже Дхарма.
Когда вы принимаете Прибежище в Дхарме, вы принимаете Прибежище не в какой-то внешней Дхарме, а в Дхарме, которую вы порождаете в своём сердце. Когда вы обретаете вторую Дхарму – ум, свободный от омрачений, вы находите совершенное счастье.
Благородная Истина Пресечения страдания имеет четыре характеристики:
1) это состояние пресечения омрачений, пресечение страданий;
2) это умиротворение омрачений;
3) это совершенство ума: когда ум полностью свободен от омрачений, то этот ум являет собой совершенство, абсолютно мирный ум;
4) это ум, полностью и безвозвратно отринувший омрачения.
Эти четыре характеристики Третьей Благородной Истины, Истины Пресечения, являются четырьмя характеристиками Дхармы, которую вам необходимо породить в своём уме. Когда вы обретёте Дхарму, вы приобретёте полное умиротворение и совершенное счастье.
2.1.2.1.2.1.3. Определение Сангхи как объекта Прибежища
Сангха – это духовные практики, которые напрямую познали Пустоту, и это определение Сангхи является общим для Хинаяны и Махаяны. Не имеет значения, к какой Колеснице принадлежит буддийский практик: если он напрямую постиг Пустоту, то он становится Сангхой. Также не имеет значения, является ли существо, напрямую познавшее Пустоту, монахом или светским человеком, – он относится к Сангхе.
При определении трех объектов Прибежища самое сложное – это определение Будды. После того как вы поняли определение Будды, понять определение Дхармы и Сангхи уже гораздо проще.
Итак, поскольку мы подробно рассмотрели, кто такой Будда, то при характеристике того, что есть Дхарма и Сангха, мы ограничились простым определением. Тем самым мы завершили рассмотрение заголовка «Определение объектов Прибежища», первого из двух заголовков, под которыми раскрывается тема «Объекты принятия Прибежища». Теперь переходим к изучению второго заголовка данной темы, который звучит так: «Причины, по которым Три Драгоценности являются подходящими объектами Прибежища».
2.1.2.1.2.2. Причины, по которым Три Драгоценности являются подходящими объектами принятия Прибежища
Если доказать, что Будда является подходящим объектом принятия Прибежищ, то обосновать, что Дхарма и Сангха являются также подходящими объектами Прибежища, будет нетрудно, так как Будда стал Буддой благодаря Дхарме, следовательно, если Будда – подходящий объект Прибежища, то и Дхарма естественным образом становится таковым объектом. В классическом способе обоснования того, что Будда является объектом, подходящим для того, чтобы принять в нем Прибежище, указаны четыре причины. Если вы с их помощью убедитесь в том, что Будда – это подходящий объект для принятия Прибежища, то естественным образом воспримете Дхарму и Сангху тоже как подходящие объекты Прибежища. Итак, рассмотрим четыре причины, по которым Будда подходит, для того чтобы принимать в нем Прибежище.
Первая причина: Будда сам свободен от всевозможных опасностей и страхов.
Если бы Будда не был свободен от опасностей низших миров и сансары, то он не был бы тем, кто подходит для принятия Прибежища. Те люди, которые сами находятся в болоте, не могут защитить вас от трясины. Косвенно приведенный аргумент утверждает, что Брахма, Индра и другие мирские божества не годятся, для того чтобы искать в них Прибежище и защиту, потому что они сами не являются свободными от омрачений, они подвержены опасности падения в низшие миры и пребывают в сансаре. Если они несвободны от страха перед сансарой и низшими мирами, то как же тогда они могут служить нам Прибежищем?
Поскольку Будда очень долго упражнялся в развитии бодхичитты и мудрости, постигающей Пустоту, он полностью свободен от омрачений и всех страхов. Во второй главе «Праманавартики» объясняется, каким образом путем длительной медитации Пустоты можно полностью очистить свой ум от омрачений. Там приводится логическое обоснование того, что все омрачения происходят из неведения. А неведение и мудрость, познающая Пустоту, находятся в отношении взаимоисключающего противоречия. Они образуют дихотомию, как, например, свет и тьма. То есть имеет место либо одно, либо – другое, причем третьего не дано. Неведение и мудрость прямого постижения Пустоты не могут существовать одновременно.
Вообще говоря, в буддийской логике известны два вида несовместимости феноменов и, соответственно, понятий (Геше-ла называет это логическое соотношение «противоречием»). Первый вид – это отношение несовместимости между феноменами и соответствующими понятиями, которые не имеют ничего общего, но могут существовать одновременно. Примером такого типа логического отношения между двумя феноменами (понятиями) служит отношение между феноменами (понятиями) «любовь» и «сострадание». Они несовместимы, потому что нет чувства, которое являлось бы и любовью, и состраданием. Эти понятия выражают разные чувства, это разные аспекты восприятия страдающих живых существ. Но эти чувства не исключают друг друга, а могут присутствовать в вашем сознании одновременно, когда живые существа предстают перед вами и как объекты любви, и как объекты сострадания. Другой пример логического соотношения несовместимых феноменов (понятий) – это отношение между феноменами (понятиями) «муж» и «жена». Объемы соответствующих им терминологических классов не совпадают, но объекты, охватываемые соответствующими понятиями, могут существовать одновременно. Существование мужа не исключает существования жены.
Второй вид несовместимости феноменов (понятий) – это отношение взаимоисключающего противоречия, когда имеет место либо одна сторона противоречия, либо – другая. Это, например, отношение света и тьмы. Там, где есть тьма, свет отсутствует. Где есть свет, отсутствует тьма, потому что свет и тьма находятся в отношении взаимоисключающего противоречия. Или, например, жар и холод. Такие отношения двух феноменов (понятий), когда при наличии одного не существует другое, называются взаимоисключающими противоречиями. Поэтому в буддизме говорится, что контрагенты взаимоисключающего противоречия служат противоядием друг для друга. В таком соотношении находятся друг к другу гнев и сострадание: где есть гнев, нет сострадания к объекту и, наоборот, там, где есть сострадание, нет гнева. Если вы почувствовали сострадание к кому-то, то не сможете возненавидеть его. Если вы, испытывая негативную эмоцию, порождаете позитивную эмоцию, которая является противоядием к первой, тогда вы применяете Дхарму. Дхарма и есть антидот от омрачений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008."
Книги похожие на "Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геше Джампа Тинлей - Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008."
Отзывы читателей о книге "Продолжение комментария к "Ламриму". Байкальские лекции 2008.", комментарии и мнения людей о произведении.