Неизвестен Автор - Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Описание и краткое содержание "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" читать бесплатно онлайн.
Войска 2-го Белорусского фронта развернули неотступное преследование частей 4-й немецкой армии. Летчики-штурмовики 4-й воздушной армии непрерывно атаковывали отходящие колонны. Разгром врага с воздуха осуществлялся в тесном взаимодействии с белорусскими партизанами. 26 июня отходившая из Орши колонна в районе Староселья (10 км западнее Копысь) внезапно была обстреляна партизанами. Не желая углубляться далее в лес и вести бои с партизанами, противник повернул на юг, к селу Троица. В этом районе его обнаружили наши летчики. По переправлявшейся через реку Березовка колонне наши штурмовики нанесли меткий удар. Противник оставил у переправы до 500 автомашин и пытался укрыться в лесах, но там был разгромлен партизанами.
Характеризуя обстановку в полосе наступления войск 2-го Белорусского фронта, командующий 4-й воздушной армией генерал К. А. Вершинин 27 июля доносил командующему Военно-воздушными силами:
"...авиация 4-й воздушной армии применяется для непосредственной помощи войскам. Все идет нормально. Войска и Военный совет довольны. Кроме хороших отзывов и благодарностей, ничего не было. Но, товарищ Главный маршал, душа болит - немцы удирают сплошными колоннами, создаются пробки и скопления, а как следует бить нечем. Такие цели были только в Крыму, но там немцы совсем не сопротивлялись, поэтому авиацию всю целиком можно было использовать по колоннам. Если можно, прошу от соседних воздушных армий тт. Руденко и Хрюкина привлечь часть сил для уничтожения этих колонн..."{193}.
Учитывая большое оперативное значение дезорганизации отхода 4-й немецкой армии, представитель Ставки Верховного Главнокомандования по авиации поставил перед 16-й воздушной армией задачу уничтожения противника в полосе соседнего 2-го Белорусского фронта. В период с 28 по 30 июня бомбардировщики этой армии нанесли несколько эффективных ударов по войскам и переправам противника в районе Березино. Скопления войск восточнее реки Березина уничтожались штурмовиками. Только 29 июня для ударов по отходящим войскам на дороге Белыничи - Березино вылетало 40 групп штурмовиков 4-й воздушной армии{194}, а всего за шесть дней для уничтожения отступавших войск армия осуществила до 2 тыс. самолето-вылетов. На шоссе Могилев Минск нашими летчиками было уничтожено не менее 3 тыс. автомашин{195}.
О тяжелом положении отступавших войск и высокой эффективности действий советской авиации свидетельствуют воспоминания бывшего командующего 4-й немецкой армией генерала Типпельскирха:
"Бесконечный поток тяжелой артиллерийской техники, зенитных батарей и всевозможных машин с огромными усилиями продвигался по давно уже выбитой, но единственно возможной для отступления дороге, пересекавшей у Березино р. Березину. Непрерывные налеты авиации противника причиняли тяжелые потери (в частности, погибли два командира корпусов и один командир дивизии), а также вызывали бесконечные заторы среди отступавших колонн. Русские штурмовики то и дело разрушали мост у Березино, после чего на восточном берегу всякий раз образовывались огромные скопления машин"{196}.
Таким образом, советские ВВС активными действиями нанесли врагу существенные потери и дезорганизовали его планомерный отход, чем способствовали успешному наступлению наших войск. Эффективные действия авиации явились одной из важнейших предпосылок последующего окружения вражеских войск в лесах восточнее Минска.
С 27 июня началось перебазирование авиационных полков на аэродромы, оставленные противником и построенные вновь на освобожденной территории. Части 3-й воздушной армии заняли аэродромы в районе Улла, Бешенковичи; 1-й воздушной армии - в районе Орша, Толочин, Лепель; 4-й - в районе Могилева, а 16-й - в районе Бобруйска. В первую очередь на передовые аэродромы прибыли истребительные и штурмовые авиационные соединения, поддерживавшие танковые корпуса и конно-механизированные группы.
В то время как авиация 4-й частично и 16-й воздушной армий уничтожала колонны отступавших войск противника, танковые соединения 3-го и 1-го Белорусских фронтов развернули стремительное наступление на Минск и Слуцк.
3 июля столица Белорусской ССР Минск была освобождена от гитлеровских оккупантов. В лесах восточнее города оказались в окружении разрозненные группировки общей численностью до 100 тыс. немецких солдат и офицеров. Войска 1-го Прибалтийского, 3-го и 1-го Белорусских фронтов при поддержке авиации быстро продвигались на даугавпилсском, молодечненском и барановичском направлениях.
В это время особенно успешно уничтожали войска и технику противника группы штурмовиков и истребителей под командованием офицеров Героев Советского Союза А. Я. Брандыса, А. Н. Ефимова, И. Ф. Павлова и А. С.Смирнова. Все они, верные сыны своей любимой Родины, самоотверженно сражались с врагом до конца войны. За новые героические подвиги, совершенные ими при выполнении боевых заданий командования, отважные летчики были удостоены второй медали "Золотая Звезда".
Итак, на первом этапе Белорусской операции, продолжавшемся с 23 июня по 4 июля 1944 г., советские войска при поддержке авиации разгромили основные группировки врага под Витебском, Оршей, Могилевом и Бобруйском. Они освободили Минск и восточнее его окружили основные силы 4-й немецкой армии.
Немецкой группе армий "Центр" было нанесено крупное поражение.
Советские Военно-воздушные силы действовали чрезвычайно активно. Они разгромили авиационные эскадры 6-го воздушного флота. Прочно удерживая господство в воздухе, наши летчики уничтожили в воздушных боях и на аэродромах около 300 немецких самолетов. Мощными ударами наша авиация содействовала сухопутным войскам в прорыве тактической зоны обороны, в окружении и ликвидации крупных группировок. Она дезорганизовала планомерный отход и перегруппировки резервов противника. Четыре воздушные армии и авиация дальнего действия совершили более 55 тыс. самолето-вылетов.
Второй этап Белорусской операции начался с 5 июля. Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед 1-м Прибалтийским и тремя Белорусскими фронтами новые задачи на дальнейшее развитие наступления. Авиация должна была поддержать наступление сухопутных войск в направлении на Даугавпилс, Вильнюс, Новогрудок и Барановичи. Часть сил 1-й и 4-й воздушных армий привлекалась для ликвидации окруженной группировки противника в районе Минска.
Тщательная и непрерывная разведка в районе окружения противника являлась важнейшей задачей авиации. Ее вели наиболее подготовленные экипажи на истребителях и штурмовиках, а в ряде случаев и на самолетах По-2.
Сведения, полученные по радио от воздушных разведчиков, немедленно использовались в интересах сухопутных войск, а также для организации ударов с воздуха по окруженным группировкам.
Удары осуществлялись, как правило, с малых высот. Окруженные войска несли тяжелые потери. После штурмовки некоторые группировки выходили из леса и сдавались в плен. Высокая эффективность боевых действий авиации подтверждалась секретарем ЦК ВКП(б) Белоруссии П. К. Пономаренко, который сообщил представителю Ставки ВГК:
"...На днях мы обнаружили и осмотрели в лесах юго-восточнее Минска огромнейший укрепленный район немцев, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. Этот район оставляет потрясающее впечатление по масштабам разгрома и по демонстрации мощи нашего воздушного флота".
Далее он сообщал, что группировка немецких войск, насчитывавшая 11 тыс. солдат и офицеров и большое количество разнообразной техники, была наголову разгромлена летчиками 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. С большим мужеством атаковывал врага командир эскадрильи 74-го гвардейского штурмового авиационного полка Герой Советского Союза старший лейтенант Б. С. Окрестин. Когда его самолет был подбит и загорелся, он направил его в скопление фашистских войск. После освобождения этого района останки героя были перевезены в Минск, где и состоялись похороны с воинскими почестями. Белорусский народ свято чтит память об отважном летчике, отдавшем свою жизнь за свободу и счастье белорусского народа.
Перебазирование отдельных авиационных полков и эскадрилий вплотную к окруженной группировке повышало оперативность применения авиации. Однако в ряде случаев на аэродромах создавалась сложная обстановка. Некоторые группировки фашистов, пытаясь прорваться в западном направлении, выходили к нашим аэродромам или к местам дислокации авиационных штабов (штаб 1-й воздушной армии в районе Рудни). Одна группа противника пыталась захватить аэродром Озеро для обеспечения посадки своих транспортных самолетов и последующей эвакуации войск по воздуху. Личный состав авиационных и тыловых частей и штабов в ряде случаев вел бои с немецкими войсками при поддержке штурмовиков и истребителей, а иногда наши самолеты вылетали по тревоге и перебазировались на тыловые аэродромы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Книги похожие на "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Отзывы читателей о книге "Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", комментарии и мнения людей о произведении.