Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Комментарий: здесь обыгрывается слово двиджа, означающее одновременно «дваждырожденность» и «птица». Дваждырожденные — это те, кому в должное время надели жертвенный шнур и дали право изучать священные тексты. Подобно птицам они сидят на ветвях ведийского учения, вкушая сладкий плод извечной мудрости.
Они называют позы, управление дыханием (прана-самрод-ха), устранение чувств, сосредоточение, созерцание и экстаз шестью звеньями йоги. (1.7)
Имеется столько же поз, сколько видов существ. Один Махешвара [525] [то есть Шива] ведает все их многообразие. (1.8) Из 840 ООО упоминается одна на каждые [100 ООО]. Таким образом Шива создал восемьдесят четыре сидения (питха) [для йогинов]. (1.9)
Из всех поз выделяются две. Первая считается позой героя (сиддха-асана) [526]; вторая — поза лотоса (камала-асана). (1.10) /Йогин] должен твердо упереть одну [то есть левую] пятку о промежность (йони-стхана), поставив при этом вторую пятку сверху уда и прижимая подбородок к груди (хридая). Удерживая чувства неподвижно, он должен устремить свой взор [к третьему оку] в междубровье. Это и есть поза героя, которая распахивает врата к освобождению. (1.11)
Размещая правую голень сверху левого [бедра] и левую [голень] сверху правого [бедра], крепко держа большие пальцы ног руками, перекрещенными за спиной, расположив при этом подбородок на груди, он должен сосредоточенно смотреть на кончик носа. Это и есть [баддха или «переплетенная»] поза лотоса, которая удаляет различные недуги. (1.12)
Как могут преуспеть те йогины, что не ведают шесть центров. шестнадцать опор, 300 ООО [каналов] [527], и пять эфиров/пространств в собственном теле? (1.13)
Комментарий: шесть психоэнергетических центров (шат-чакра) — это широко известные муладхара (в основании позвоночного столба). свадхиштхана (в области половых органов), манипура (в области пупка), анахата (в области сердца), вишуддха (в области горла) и аджня (посередине головы). Сиддха-сиддханта-падцхати (2.10) упоминает шестнадцать опор (шодаша-адхара, пишется шодашадхара): два больших пальца на ногах, промежность (мула), заднепроходное отверстие, пенис, нижняя часть живота (удьяна), пупок, сердце, горло, «колокольчик» (гхантика, соответствует язычку), нёбо, язык, междубровье, нос основание носа и лоб. 300 ООО каналов (нади), которыми пронизано тонкое тело, являются проводниками жизненной силы. Наиболее важными из них считаются срединный канал (сушумна), лунный канал (ида) и солнечный канал (пингала). Пять эфиров/пространств (вйоман) представляют собой различные йогические восприятия пространства сознания.
Как могут те йогины, что не ведают собственного тела в виде одностолпного обиталища с девятью отверстиями и пятью божествами (адхидайвата), быть удачливыми? (1.14)
Комментарий: столп означает туловище, а девятью отверстиями являются: глаза, уши, ноздри, рот, задний проход и мочеиспускательный канал. Пять божеств — это пять чувств.
«Опора» [то есть лотос муладхары в основании позвоночника] имеет четыре лепестка. Свадхиштхана располагает шестью лепестками. У пупка находится десятилепестковый лотос, а возле сердца [имеется лотос со столькими] лепестками, каково число солнечных [месяцев, то есть двенадцать]. (1.15)
У горла расположен шестнадцатилепестковый [лотос], а в междубровье — двулепестковый [лотос]. У отверстия Брахмы (брахма-рандхра), на великой стезе находится лотос, именуемый «тысячелепестковым». (1.16)
«Опора» (адхара) есть первый центр; свадхиштхана — второй. Между ними расположена промежность, именуемая кама-рупой. (1.17)
Комментарий: название кама-рупа буквально означает «желание-форма». Это к тому же название священной местности, знаменитой тантрической ученостью и практикой, которую отождествляют с Ассамом. В человеческом теле это слово также обозначает священное место, силовую точку, где скрыт потенциал, ведущий как к освобождению, так и к самоуничтожению.
Четырехлепестковый лотос, именуемый «опорой», расположен в области заднего прохода (гуда-стхана). В середине его, как считают, покоится «утроба» (йони), прославляемая подвижниками под именем желания (кама). (1.18)
Комментарий: специальный термин йони может означать либо промежность, либо некое тайное энергетическое образование, связанное с кундалини. В последнем случае это «утроба» для фаллоса/символа (лингам) Шивы, как говорится в следующей шлоке.
В середине «утробы» стоит, обращенный назад, великий фаллос/символ [Шивы]. Кому ведом диск, что подобен [сверкающей] жемчужине, на [его] головке, тот и есть знаток йоги. (1.19)
Комментарий: йони и лингам представляют соответственно Шакти и Шиву. За сексуальной символикой скрывается всеобъемлющая космическая реальность: вечная игра женской силы и мужского сознания, которые неизменно пребывают в единении на трансцендентном уровне бытия, но воспринимаются обособленно на эмпирическом уровне. Светящийся диск/зеркало (бимба), упомянутый в шлоке, описывается укрепленным на «головке» (мастака) символического фаллоса Шивы.
Ниже уда расположен треугольный огненный град [528], сияющий подобно сверкающей молнии и подобный золотому слитку. (1.20)
Когда в великой йоге, в экстазе, ['йогин] зрит высший, безграничный, вездесущий Свет, он [больше] не подвержен уходу и приходу [то есть рождениям и смертям в ограниченном мире]. (1.21)
Жизненная сила возникает вкупе со звуком сва. Местопребыванием [жизненной силы] является свадхиштхана[-чакра]. Посему уд именуют в честь этого места свадхиштханой. (1.22)
Там, где к сушумне [то есть срединный канал] подобно драгоценности на нити подвешен «клубень» (канда), то место величают мани пурака-чакра [529]. (1.23)
Покуда душа (джива) скитается рядом с великим из двенадцати спиц центром [у сердца], который лишен достоинств (пунья) и недостатков (папа), она не в силах отыскать Реальность. (1.24)
Комментарий: душа, иначе индивидуальное сознание, представляется беспрестанно блуждающей посреди лепестков сердечного лотоса, влекомая собственной кармой и плененная собственным неведением (авидья). Это незнание есть неведение души о своей истинной природе как Я. Когда занимается свет мудрости, прекращается движение души по кругу, и сознание отыскивает свой истинный исток в центре сердца, представляющий собой свободное и блаженное сознание Я. Для освободившегося человека нет более ни достоинств, ни недостатков, которые
относятся к кармическим реалиям, присущим только состоянию непросветленности.
Ниже пупка и выше уда расположен «клубень» (канда), «утроба» (йони), который подобен птичьему яйцу. В нем берут начало 72 ООО каналов. (1.25)
Среди сиих тысяч каналов описываются семьдесят два Опять же, из этих проводников жизненной силы десять упоминаются как первичные. (1.26)
Ида и пингала, и сушумна как третий, а также гандхари, хасти-джихва, пуша, яшасвини… (1.27)
…аламбуша, куху и шанкхини как десятый упоминаются. Йогины всегда должны знать эту сеть (чакра), составленную из каналов. (1.28)
Ида располагается с левой стороны; пингала располагается справа. Сушумна находится в срединном месте, тогда как гандхари — в левом глазу. (1.29)
Хасти-джихва находится справа, а пуша — в правом ухе, тогда как яшасвини — в левом, и апамбхуша — во рту. (1.30)
Куху располагается на месте уда (лингам), а шанкхини — на месте заднего прохода. Таковы десять каналов, [каждый из которых] связан с одним отверстием. (1.31)
Ида, пингала и сушумна соединены со стезей жизненной силы. Десять всегда суть проводники жизненной силы, [и они соответственно связаны с] божествами луны (сома), солнца и огня. (1.32)
Прана, апана, самана, удана, как и вьяна суть [главные] «ветры». Нага, курма, кри-кала, дэва-датта и дханам-джая [суть вторичные виды жизненной силы в теле]. (1.33)
Комментарий: эти десять названий — специальные понятия в йоге и непереводимы. Они обозначают различные стороны или функции жизненной силы в соответствии с тем, как она проявляет себя в человеческом теле.
Прана пребывает в сердце; апана всегда находится в области заднего прохода; самана размещается в месте пребывания пупка; удана находится в середине горла… (1.34)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.