Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
У того, кто [вступает в] полость над язычком посредством кхечари-мудры, семя не растрачивается, [даже если его] лобзает женщина. (1.68)
Комментарий: овладев кхечари-мудрой, йогин может вступать в половое сношение, не подвергаясь риску семяизвержения, которого обычно избегают из-за сопутствующей этому потери жизненно важной энергии (оджас).
Покуда семя остается в теле, разве может быть страх смерти? Покуда сохраняется набхо-мудра, семя не двигается. (1.69)
Комментарий: термин набхо-мудра сходен с кхечари-мудрой, а набхас [534] — другое обозначение понятия кха (в слове кхечари) оба означают «эфир/пространство».
Даже если семя падает во «вкушающую подношение» (хута-ашана) [женскую утробу], оно вновь возвращается обратно, будучи украденным, когда его обуздывает сила йони-мудры. (1.70)
Комментарий: йони-мудра заключается в умелом сжимании промежности.
К тому же, семя двояко: белое и красное. Белое зовут шукра, тогда как красное именуют маха-раджас. (1.71)
Комментарий: белая шукра — это мужское семя, а красный маха-раджас относится к женским влагалищным выделениям, которые порой (неверно) понимаются как менструальная кровь или яйцеклетка.
Раджас размещается в области пупка и схож с красной жидкостью. Бинду размещается в области луны [то есть у нёба]. Труднодоступен их союз. (1.72)
Комментарий: как явствует из этой шлоки, с йогической точки зрения бинду представляет собой нечто большее, чем просто вырабатываемая яичками сперма, равно как и понятие раджас шире, чем «женские половые выделения». Оба этих понятия имеют и энергетический аспект. Так, раджас связывают с солнечным элементом в животе, а бинду — с лунным в голове.
Бинду есть Шива; раджас есть Шакти. Бинду есть луна; раджас есть солнце. Лишь через их союз йогин обретает высшее Состояние. (1.73)
Когда раджас приводится в движение возбуждением силы [кундалини] посредством дыхания (ваю), достигается союз с бинду, после чего тело становится божественным. (1.74)
Комментарий: создание божественного тела (дивья-деха), которое наделено всеми великими сверхъестественными способностями, — заветная цель хатха-йоги. Шлока кратко представляет эзотерический процесс, посредством которого она достигается.
Шукра соединена с луной; раджас связан с солнцем. Кому ведома их единосущность, тот и есть знаток йоги. (1.75)
Комментарий: выражение самараса-экатва (пишется самарасайкатва), переводимое здесь как «единосущность», относится к смешению энергетических аспектов двух видов семени — мужского и женского. Самараса — важное понятие в тантризме и хатха-йоге. Оно обозначает постижение основополагающего единства всех раздельных вещей, то есть недвойственности в раздвоенности.
Очищение сети (джапа) каналов и побуждение солнца и луны, а также иссушение [гибельных телесных] соков, именуется маха-мудрой. (1.76)
Комментарий: преображение, искомое хатха-йогином, включает полную перестройку химии всего организма. Расы, или соки, упоминаемые в шлоке, должно быть, представляют собой химически неуравновешенные телесные жидкости.
Как большая птица не знает устали в полете, так и его [практика] уддияна["бандхи] оказывается львом для слона смерти. (1.77)
Комментарий: эта красочная метафора основана на игре слов: уддина («полет [птицы]») и уддияна («парение [йогина]»), которое заключается в сжатии живота и тем самым выталкивании воздуха/жизненной силы вверх, так что джива начинает парить словно птица. Эта йогическая техника, как полагают, побеждает смерть, подобно тому как лев может умертвить гораздо более крупного слона.
Сия поднимающая печать (уддияна-бандха), как считают, [выполняется] ниже пупка и у задней части живота. Так, говорят, печать [практикуется]. (1.78)
Джаланхара-бандха [или подбородочный замок] перекрывает сеть проводников (ширас), так что вода с неба (набхас) [то есть божественная жидкость из потаенного центра в голове] не капает вниз [в живот]. Посему [такая практика] удаляет целый сонм хворей горла. (1.79)
При выполнении джаландхара-бандхи, определяемой [осмотрительным] сжиманием [горла], нектар не падает в огонь и воздух не волнуется. (1.80)
Сдавливая левой пяткой промежность, [йогину] следует сжать задний проход, выталкивая при этом [жизненную силу] апану вверх. [Так] выполняется «корневой замок» (мула-банд-ха). (1.81)
Объединением апаны и праны достигается уменьшение мочи и кала. Даже будучи старым, он вновь обретает молодость посредством постоянного fвыполнения] корневого замка. (1.82)
Приняв позу лотоса, удерживая тело и голову прямыми, взирая при этом на кончик носа, он должен твердить нетленный звук ом в уединении (эканта). (1.83)
Высший Свет есть ом, в чьей долготе (матра) пребывают божества луны, солнца и огня [вкупе с] мирами, [обозначаемыми словами] бхух, бхувах и свах. (1.84)
Комментарий: священный слог ом символизирует Абсолют, но его составные элементы (а, у им) воплощают три мира (лока), отраженных в словах бхух, бхувах и свах, которые относятся соответственно к земле, срединному пространству и небесам.
Высший Свет есть ом, где пребывают три времени [то есть прошлое, настоящее и грядущее], три Веды, [то есть Риг-, Яджур- и Сама-веда], три мира, три интонации (свара) и три божества [то есть Шива, Вишну и Брахма?]. (1.85)
Высший Свет есть ом, где пребывает троякая сила (шакти), [состоящая в] действии, воле и мудрости, иначе брахми, раудри и вайшнави. (1.86)
Комментарий: женское проявление Божественного, выраженное в понятии шакти, состоит из трех ипостасей: созидательное действие (крия), созидательная воля (иччха) и созидательная мудрость (джняна). К тому же их обозначают посредством прилагательных форм, образуемых от имен трех великих божеств: Брахмы, Рудры (то есть Шива) и Вишну.
Высший Свет есть ом, где пребывают три долготы, а именно, звук а, звук у и звук м, известный как «семенная точка» (бинду). (1.87)
Высший Свет есть ом. Он должен твердить в словах их семенной слог (биджа), претворять его телом, и памятовать его умом. (1.88)
Кто постоянно твердит пранаву, чист он или нет, не пятнается грехом, подобно тому как лист лотоса [не пятнается окружающей] водой. (1.89)
Когда движется «ветер», движется и семя. Когда тот не движется, не движется [и семя]. [Если] йогин [желает] обрести неколеблемость (стханутва), он должен унять «ветер» [то есть дыхание/жизненную силу]. (1.90)
Покуда «ветер» остается в теле, душа не освобождается. Его уход [вызывает] смерть. Посему он должен унять «ветер». (1.91) Покуда ветер удерживается в теле, ум свободен от дурного. Покуда взор [умело направляется] между бровей, какой может быть страх смерти? (19.2)
Посему, из-за страха смерти [даже] Брахма занят регуляцией дыхания, как йогины и мудрецы. Посему следует унять «ветер». (1.93)
Через левый и правый пути [то есть ноздри], хамса проходит (праяна) [на расстояние] тридцати шести пальцев [вне тела], почему сие и зовется праной. (1.94)
Когда вся сеть полных загрязнениями каналов очищается, йогин оказывается способным управлять (санграхана) жизненной^ силой. (1.95)
Йогин, [сидящий в] переплетенной позе лотоса, должен наполниться жизненной силой через лунную [ноздрю], а затем, продержав ее насколько возможно, вытолкнуть вновь ее через солнечную [ноздрю]. (1.96)
Созерцая лунный диск, нектар, что напоминает [белый] творог или схож с коровьим молоком либо серебром, [занятый] регуляцией дыхания [йогин] должен быть счастлив. (1.97)
Комментарий: для практикующего пранаяму в тексте используют слово пранаямин. Лунный диск (бимба) визуализируется в голове на месте нахождения нектара бессмертия, что поверх нёба.
Втягивая дыхание (шваса) через правую [ноздрю], он должен постепенно наполнять живот. Задержав его согласно предписаниям, он должен вытолкнуть его вновь через лунную [ноздрю]. (1.98)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.