Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Кто жаждет союза (йога) в отсутствие управления дыханием (павана) в глазах йогина подобен тому, кто желает пересечь океан в необожженной [из сырой глины] лодке. (77)
А вот что говорит Хатха-йога-прадипика:
Когда движется дыхание, двигается [и] сознание (читта). Когда же оно неподвижно, неподвижно [и сознание], и йогин обретает устойчивость. Посему следует сдерживать дыхание.
Считается, что пока в теле есть дыхание, есть и жизнь. Его уход есть смерть. Посему следует сдерживать дыхание. (2.2–3).
Прежде чем приступить к описанию приемов регуляции дыхания, мудрец Гхеранда подчеркивает важность надлежащего питания и окружающей обстановки. Среди прочего, он утверждает, что йогин должен начинать пранаяму весной или осенью, когда погода и не слишком жаркая, и не чересчур холодная. Он также подчеркивает важность очищения «проводников» (пади), каналов, по которым течет жизненная сила. Говорится, что этот процесс очищения бывает двух видов, известных под специальными (и непереводимыми) обозначениями как саману и нирману. Первый представляет собой созерцательное упражнение, посредством которого вызываются и «размещаются» в теле покровительствующие божества потаенных телесных центров (чакра). Все это происходит в сочетании с твержением соответствующих биджа-, или «семенных», мантр. Очищение типа нирману является практикой очищения (дхаути), как описано выше среди «шести действий» (шат-карман).
Гхеранда различает восемь видов регуляции дыхания, которые он называет «задержками» (кумбхака, досл.: «кубышка»):
1. Сахита-кумбхака («совместная задержка»), сложная дыхательная техника, включающая визуализацию божеств совместно с вдохом, задержкой и выдохом; ритм 1:4:2. Таким образом, если вдох длится пять секунд, дыхание должно задерживаться на сорок секунд, а выдох длится десять секунд. Сам ритм дыхания измеряется в так называемых матрах, где одна матра имеет продолжительность в несколько секунд. Максимальная длительность тогда дается как 20:80:40 матр, что в общем итоге, в зависимости от используемой системы счета, может составить семь и более минут. Дыхание производится попеременно левой и правой ноздрями, и после вдоха, перед задержкой, йогин делает чревный замок (уддияна-бандха).
Сватмарама, автор Хатха-йога-прадипики, понимает сахита-кумбхаку иначе. Он использует ее как общее название для всех видов пранаямы, которые содержат вдох и выдох, противопоставляя их кевала-кумбхаке, или полной задержке дыхания, которую йогины в состоянии выполнять в течение нескольких часов. Однако, согласно Гхеранда-самхите, имеется два типа сахи-та-кумбхаки:
• Сагарбха («с семенем»), которая осуществляется при мысленном повторении биджа-, или «семенной», мантры наподобие ом, рам или ям.
• Нигарбха («без семени»), которая выполняется без участия биджа-мантры.
2. Сурья-бхеда-кумбхака («проникающая солнце задержка»), которая получила свое название вследствие того, что йогин вдыхает исключительно через правую (солнечную) ноздрю, а вы-
дыхает только через левую (лунную) ноздрю; в промежутке выполняется подбородочный замок (джаландхара-бандха), при этом принудительно удерживается воздух в легких до тех пор, пока не придет ощущение тепла в корнях волос и кончиках пальцев.
3. Уджджаи-кумбхака («победоносная задержка»), которая выполняется посредством вдоха через обе ноздри, с дальнейшей задержкой воздуха (жизненной силы) в носу, а потом втягиванием его в рот и удержанием там посредством подбородочного замка (джаландхара-бандха) до появления первых признаков неудобства; согласно Хатха-йога-прадипике (2.51), упражнение проводится так, чтобы во время вдоха горлом издавался зычный звук.
4. Шитали-кумбхака («охлаждающая задержка»), которая осуществляется втягиванием воздуха ртом и выдыханием его через обе ноздри после короткой задержки дыхания. Согласно Хатха-йога-прадипике, (2.54) данную технику следует выполнять с заворачиванием языка. Схожей техникой, также описанной в Прадипике (2.54), является ситкари («делатель сит»), которая выполняется при свистящем (сит) втягивании воздуха через рот, тогда как выдох производится через ноздри.
5. Бхастрика-кумбхака («задержка кузнечного меха»), которая проводится посредством быстрых вдоха и выдоха одновременно через обе ноздри; полный цикл следует повторить три раза; это упражнение, как считают, весьма быстро пробуждает силу кундалини.
6. Бхрамари-кумбхака («пчелиная задержка»), которая выполняется посредством вдоха и продолжительной задержки дыхания с затыканием ушей и напряженным прислушиванием к внутренним звукам, которые возникают в правом ухе; согласно Хатха-йога-прадипике (2.68), во время вдоха и выдоха раздается похожий на пчелиное жужжание звук.
7. Мурччха-кумбхака («цепеняшая задержка»), которая состоит в слабой задержке, вызываемой подбородочным замком (джаландхара-чакра), при этом внимание сосредоточивается в области междубровья, и человек отрешается от всех предметов: затем следует медленный выдох. Эта техника вызывает состояние эйфории.
8. Кевала-кумбхака («полная задержка») — просто задержка дыхания, насколько это возможно. Ее необходимо выполнять пять-восемь раз в день, за один сеанс делая до шестидесяти четырех повторений.
Регуляция дыхания оказывает целый ряд физиологических и психологических воздействий, и Гхеранда различает три уровня владения им: на самом нижнем уровне пранаяма вырабатывает тепло в организме; на втором уровне она вызывает дрожь в членах, особенно в позвоночном столбе; на высшем уровне она ведет к настоящей невесомости («парению над землей»).
Пранаяма, как считают, к тому же излечивает множество заболеваний, пробуждает змеиную силу и вызывает блаженные состояния сознания.
Созерцание
В хатха-йоге и тантризме вообще, дхьяна обычно понимается как визуализация. Гхеранда-самхита (6.1) говорит о трех видах дхьяны: (1) визуализация «грубого» (стхула) объекта наподобие тщательно выверенного мысленного представления божества; (2) визуализация «тонкого» (сукшма) объекта, а именно Абсолюта в виде запредельной исходной точки (банду) вселенной, как это разъяснялось в связи с тантризмом; и (3) созерцание Абсолюта в виде света (джйотис). Гхеранда-самхита утверждает:
При тонкой визуализации, или медитации, внимание просто обращается к внутренней сущности, Я (атман), и обретается некая степень единого сознания. Мудрец Гхеранда объясняет сущность процесса как единение пробужденной кундалини с Я и подъем ее к центру у макушки головы — свершение, которое венчает усилия хатха-йогина.
Экстаз
Подъем кундалини к высшему центру означает преодоление йогином эго(ис)тичного сознания в исступленном единении, или самадхи, которое и есть седьмое и заключительное звено хатха-йоги. Гхеранда-самхита приводит соответствующие этому строки:
Отделяя ум от «горшка» [то есть тела], следует отождествить себя с запредельным Я (парама-атман) [519]: это известно как экстаз (самадхи), который означает освобождение от состояний [сознания] и прочее [520]. Аз есмь Абсолют (брахман). Я не являюсь чем-либо иным. Поистине, аз еемь Абсолют, не испытывающий печали. Аз есмь образ Сущего-Сознания-Блаженства, всегда свободного, самосушего (свабхавават). (7.3–4)
Хатха-йога-прадипика предлагает вспомогательные разъяснения:
Как соль становится тождественной воде через союз [с ней], так и единство (айкья) ума и Я именуется «экстазом» (самадхи).
Когда ум и жизненная сила сливаются и растворяются, [получающееся состояние] равновесия (самарасатва) именуется «экстазом».
Эго [состояние] равновесия (сама), которое есть равенство индивидуализированного «я» (джива-атман) и трансцендентного Я (парама-атман), при котором исчезает всякое примысливание (санкальпа), именуется «экстазом». (4.5–7)
Очевидно, что экстаз здесь относится не к одному из нижних видов самадхи, которые связаны с самопроизвольно возникающими мысленными образами и картинами воображения, но к конечному постижению совершенного тождества [себя] с запредельной Реальностью. Иными словами, искомым самадхи является нирвикальпа-самадхи, или «внеобразный экстаз», который мыслится равным самому освобождению или просветлению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.