» » » » Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги


Авторские права

Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия йоги
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия йоги"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.



Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.






(24) врикша-асана («поза дерева»),

(25) мандука-асана («поза лягушки»), (26) гаруда-асана («поза птицы Гаруда»), (27) вриша-асана («поза быка»), (28) шалабха-асана («поза саранчи»), (29) макара-асана («поза акулы»), (30) уштра-асана («поза верблюда»), (31) бхуджанга-асана («поза змеи», часто именуемой «коброй»), и (32) Йога-асана («поза йоги»). Вместо утомительного описания, которое можно отыскать во многих книгах, каждую позу представляют нижеприведенные рисунки.



Современные справочники дают описание более тысячи поз. Некоторые из них — наподобие позы совершенного и позы лотоса — со всей очевидностью предназначены для долгого сидения в созерцании. Однако большая часть их служит регуляции жизненной силы в организме для его уравновешивания, укрепления и оздоровления. Это вытекает из лечебной направленности хатха-йоги, что сегодня нашло выражение в появлении «йоготерапии» [518].

Даже созерцательные позы обладают лечебным действием, и иногда в санскритских текстах это даже преувеличивается. В восточных и западных йогических кругах часто делается чрезмерный упор на практикование поз, и в Кула-арнава-тантре есть уместное замечание:

Йога достигается не посредством позы лотоса и не через разглядывание кончика носа. Йога, говорят знатоки йоги, есть отождествление души (джива) с [запредельным] Я. (9.30)




Печати и замки

Примыкают к позам печати (мудра) и замки (бандха), которые составляют третье звено хатха-йоги. Печати представляют собой более продвинутые приемы, которые, как видно из последних пяти приемов, даже связаны с созерцательными упражнениями. «Они божественны, — утверждает Сватмарама, автор Хатха-йога-прадипики (3.8), — и наделяют восемью [великими сверхъестественными] силами. К ним благоволят все подвижники, и их трудно обрести даже богам». Сватмарама дальше говорит, что их необходимо держать в тайне, подобно тому, по его словам, как не стоит разглашать свою интимную связь с благовоспитанной женщиной. Замки (бандха) — особые телесные движения, которые предназначены для заключения жизненной силы внутри туловища и тем самым ее стимулирования. В Гхеранда-самхите (глава третья) дается описание двадцати пяти мудр вместе с бандхами:

1) маха-мудра («великая печать»), которая осуществляется надавливанием левой пятки на промежность, держась при этом руками за носок ступни вытянутой правой ноги и сжимая горло [прижатием подбородка к груди];

2) набхо-мудра («небесная печать»), которая выполняется подъемом языка к нёбу и может делаться при любого рода занятиях;

3) уддияна-бандха («поднимающий замок») — осуществляется посредством втягивания живота;

4) джаландхара-бандха («замок Джаландхары») — выполняется через напряжение горла [прижатием подбородка к груди. — Прим. пер.];

5) мула-бандха («коренной замок»), который выполняется сжиманием мышц сфинктера [заднего прохода];

6) маха-бандха («великий замок»), который осуществляется сдавливанием левой пяткой промежности с одновременным размещением правой стопы сверху второй стопы и сжиманием мышц сфинктера заднего прохода;

7) маха-ведха («великое проникание») — выполняется посредством уддияна-бандхи с привлечением великой печати;

8) кхечари-мудра («печать небесной странницы») — весьма важный прием, осуществляемый через ввод удлиненного языка в проход верхнего нёба и сосредоточение взгляда в междубровье; считается, что таким образом выделяется «нектар бессмертия» (амрита), дарующий здоровье, долголетие и целый сонм сверхъестественных способностей; амрита представляет собой сладкую на вкус слюну;

9) випарита-кари- или випарита-карани-мудра («перевернутая печать»), известная также как стойка на голове или на плечах, которая препятствует нектару (амрита, сома) капать на «огонь» в области пупка:

10) йот-мудра («лонная печать»), которая осуществляется в позе совершенного при закрытых пальцами рук глазах, ушах, ноздрях и рте с последующей задержкой дыхания и одновременным созерцанием шести центров (чакра); это упражнение именуется еще шан-мукхи-мудра;

11) ваджроли-мудра («громовая печать») — выполняется поднятием нижней части тела над землей, размещая скрещенные ноги вокруг шеи; другие тексты, однако, дают совершенно иное объяснение этого упражнения, втягивание жидкости через пенис;

12) шакти-чалани-мудра («печать возбуждения силы») — осуществляется через принудительное соединение жизненной силы в груди с жизненной силой в животе, сжимая при этом мышцы сфинктера заднего прохода посредством ишвини-мудры в позе совершенного;

13) тадаги-мудра («озерная печать»), которая осуществляется втягиванием живота лежа ничком;

14) мандуки-мудра («лягушечья печать»), выполняемая движением языка вовнутрь, пока не побежит обильно «нектар», который" сглатывается;

15) шамбхави-мудра («печать Шамбхави»), один из наиболее важных приемов, заключающийся в сосредоточении взгляда в области междубровья, созерцая при этом внутренне запредельное Я: Шамбху — другое имя бога Шивы, и считается, что овладевший данным приемом йогин уподобляется самому великому богу;

16) ашвини-мудра («печать кобылицы»), осуществляемая попеременным сжиманием мышц сфинктера заднего прохода;

17) пашини-мудра («печать птицелова»), выполняется посредством скрещивания ног позади шеи, хотя и без поднятия туловища, как в случае с ваджроли-мудрой;

18) каки-мудра («воронья печать»), проделываемая медленным вдыханием через рот, который принимает вид вороньего клюва;

19) матанги-мудра («слоновья печать»), которая осуществляется стоя по шею в воде втягиванием воды носом и выплевыванием ее через рот;

20) бхуджангини- или бхуджанги-мудра («змеиная печать»), которая выполняется втягиванием воздуха ртом, при этом производя горлом слегка свистящий звук;

21-25) пять удержаний (дхарана) внимания на материальных (перво)элементах, куда входит сосредоточение жизненной силы и ума на каждом из (первоэлементов в течение двух часов, при этом мысленно представляя символические образы, связанные с этими (первоэлементами (покровительствующее божество, семенную мантру и т. д.). Пять (перво)элементов или стихий — это земля, вода, огонь, воздух и пространство/эфир (акаша, кха). Любопытно само включение этих упражнений по концентрации внимания в разряд мудр, что свидетельствует о тесной связи, существующей в йоге между физическими занятиями и мысленным сосредоточением.



Устранение чувств

Согласно пути Гхеранды, четвертое звено хатха-йоги — устранение чувств (пратьяхара), которое он истолковывает весьма своеобразно. Оно состоит просто в отвлечении внимания от внешних, ощущаемых предметов. Само обстоятельство, что данная практика предшествует регуляции дыхания — пятому звену, указывает на то, что йогическое дыхание требует огромной умственной дисциплины.

Регуляция дыхания

Дыхательный контроль (пранаяма) представляет собой тщательное регулирование жизненной силы (прана) во всех ее проявлениях. С точки зрения хатха-йогина. невозможно заниматься йогой без овладения дыхательной/жизненной силой. Как утверждает Йога-биджа:

Кто жаждет союза (йога) в отсутствие управления дыханием (павана) в глазах йогина подобен тому, кто желает пересечь океан в необожженной [из сырой глины] лодке. (77)

А вот что говорит Хатха-йога-прадипика:

Когда движется дыхание, двигается [и] сознание (читта). Когда же оно неподвижно, неподвижно [и сознание], и йогин обретает устойчивость. Посему следует сдерживать дыхание.

Считается, что пока в теле есть дыхание, есть и жизнь. Его уход есть смерть. Посему следует сдерживать дыхание. (2.2–3).

Прежде чем приступить к описанию приемов регуляции дыхания, мудрец Гхеранда подчеркивает важность надлежащего питания и окружающей обстановки. Среди прочего, он утверждает, что йогин должен начинать пранаяму весной или осенью, когда погода и не слишком жаркая, и не чересчур холодная. Он также подчеркивает важность очищения «проводников» (пади), каналов, по которым течет жизненная сила. Говорится, что этот процесс очищения бывает двух видов, известных под специальными (и непереводимыми) обозначениями как саману и нирману. Первый представляет собой созерцательное упражнение, посредством которого вызываются и «размещаются» в теле покровительствующие божества потаенных телесных центров (чакра). Все это происходит в сочетании с твержением соответствующих биджа-, или «семенных», мантр. Очищение типа нирману является практикой очищения (дхаути), как описано выше среди «шести действий» (шат-карман).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия йоги"

Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Ферштайн

Георг Ферштайн - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.