Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Позднее, как повествует другое предание, Горакша убивает обоих сыновей Матсьендры, но лишь для того, чтобы вернуть их опять к жизни. Все эти рассказы, естественно, несут глубокий символический смысл. Например, умерщвление двоих детей можно истолковать как йогический акт устранения жизненной силы (прана) из ида- и пингала-нади, токов но левую и правую стороны от срединного тока (сушумна-нади), и сосредоточение их в потаенном энергетическом центре у основания позвоночника, откуда пробужденная кундалини подымается к макушечному центру.
Горакша, живший в конце десятого — начале одиннадцатого веков н. э., запомнился как несравненный чудотворец. Очевидно, он был осуществившимся подвижником и харизматической личностью, обладая значительным общественным влиянием. Тем не менее, согласно большинству традиционных преданий, он был выходцем из низов, если не из самого презираемого класса. Они также сходятся на том, что Горакша с ранних лет вел аскетический образ жизни и все время придерживался обета безбрачия. Он, похоже, был очень обаятельной личностью и путешествовал по всей Индии. Кабир, у которого было маю добрых слов для современных ему йогинов, славил Горакшу, Бхартрихари и Гопичандру как наставников, которые обрели единение с Божественным. Он также засвидетельствовал перед ними свою признательность за их учения о шести психодуховных центрах (чакра) тела и йоге звука (шабда-йога).
Изобретение хатха-йоги часто приписывают одному Горакше, хотя многие учения и практики этой школы существовали задолго до него [513]. Также утверждается, что Горакша основал орден канпхата («надрезанное ухо») натхов, который свое занимательное имя получил по одному из отличительных признаков у своих последователей, то есть благодаря разрезу в ушных мочках, куда вдевались огромные круглые серьги (называемые мудра или даршана). Некоторые члены секты считают, что такой обычай позволяет воздействовать на проходящий в ухе важный ток (нади) жизненной силы, что облегчает обретение некоторых чудодейственных сил.
Орден канпхата, чьи последователи именуются еще как джоги и встречаются по всей Индии, состоит из затворников и монашеских общин, а также из небольшого числа семейных мужчин и женщин. Перепись 1901 г. в Индии сообщала о 45 463 натхах, почти половину которых составляли женщины. Обычно они занимали низкое общественное положение, и согласно Джорджу Уэстону Брипгсу, они делают обереги для себя, а некоторые продают их посторонним; они занимаются заговорами, и практикуют хиромантию, и показывают фокусы, предсказывают судьбу и толкуют сны; они торгуют шерстяными амулетами, защищающими детей от сглаза; и они разьпрыва-ют [?] знахарей, бормоча заклинания над больными и используя талисманы и заговоры, а также торгуя снадобьями [514].
Картина, рисуемая Бриггсом и другими, показывает, что основанный Горакшей орден переживает упадок, и многих его представителей одновременно и презирают* и боятся за их действительные или воображаемые колдовские способности и всегда готовые сорваться проклятия. Но есть также и те, кто продолжает настаалять жителей в духовных и мирских делах и кто, подобно преемникам Бхартинатха, развлекает и поучает посредством музыки и песен. Хоть и верно, что во всех обращенных к телесности путях кроется опасность заразиться самовлюбленностью, но правда и то, что любовь к самопреодолению присуща всякому истинно духовному подходу, включая хатха-йогу.
Другие наставники
натхизма
После Горакши наиболее видными представителями натхизма были Джаландхари (ученик Матсьендры), Бхартрихари (ученик Джаландхари), Гопичандра (ученик Джаландхари или Капху) и Чауранги (чья мачеха бросила его в лесу, отрубив ему перед этим руки и ноги, и который стал учеников Матсьендры), а также Чарпата (или Чарпати) и Гахини (оба воспитанника Горакши).
До своего ухода от мира Джаландхари был правителем процветающего города Хастинапура в северо-западной Индии. На востоке же он известен иод именем Хадипа. что указывает на его низкородное занятие слуги. По преданию из-за того, что он, великий сиддхе, возжелал супругу самого Шивы, та прокляла его вести жизнь хади. прислуживая прекрасной царице Майнамати из Чомиллы (современный Бангладеш). Его представляют великим чудотворцем, способным воскресить мертвеца — умение, которое он выказал на своем самом знаменитом ученике, царе Гопичандре (см. ниже).
Бхартрихари был правителем Удджайна и, согласно некоторым преданиям, — братом царицы Майнамати, матери Гопичандры Он получил посвящение от рук Джаландхари, но считается также воспитанником Горакши. После своего добровольного отречения на престол вступил его брат Викрамадитья (Чандрагупта II), правивший с 1079 но 1126 г. Одна из подсект канпхатов названа по имени
Бхартрихари, чье отречение, последовавшее вслед за смертью любимой жены Пингалы, до сих пор прославляется в народных песнях, особенно в Западной Индии.
Другим из двенадцати основных учеников Горакши был Баба Ратан Хаджи, мусульманин, у которого доныне сохранились последователи в Кабуле и которому, возможно, принадлежит авторство Кафир-бодхи (сочинения, приписываемого также и Горакше). Однако он, похоже, умер в конце двенадцатого века, что исключает прямое общение с Горакшей, если только не допустить, что последний отличался завидным долголетием.
Чауранги, который был сыном царя Дэвапалы бенгальской династии Палов, приписывается авторство Прана-санкали (сочинения, написанного на средневековом хинди). Тибетские жития восьмидесяти четырех великих подвижников повествуют о любовных домоганиях к нему со стороны мачехи, которые он отверг. Пережив унижение, та решила отомстить. Однажды она исцарапала все свое тело и обвинила в этом Чауранги. Царь Дэвапала, у которого не было причин усомниться в словах своей молодой жены, приказал палачам бросить в лесу царевича, отрубив ему руки и ноги. Уже было смерть настигла истекающего кровью юношу, как перед ним возник Минанатх. Он посвятил умирающего царевича в йогу и пообещал, что после успешного овладения преподанными уроками его члены отрастут снова.
Однажды ночью, спустя двенадцать лет, поблизости остановился караван, груженный золотом и драгоценными камнями. Чауранги позвал их из темноты. Испугавшись, купцы выдали себя за торговцев, промышляющих древесным углем. «Пусть так и будет», — ответствовал он. На восходе солнца к своему ужасу те увидели, что вся их поклажа превратилась в уголь. Купцы вспомнили о бесплотном голосе, взывавшем к ним прошлой ночью, и бросились на поиски Чауранги. Они были потрясены, найдя его подпираемое деревом обрубленное тело. Но вместе с этим они почувствовали, что перед ними человек невиданной силы, и признались ему в своей вчерашней хитрости, и попросили о помощи. Чауранги стал объяснять, что, скорее всего, он к этому не имеет никакого отношения, но если его слова причастны к постигшему их горю, то пусть тогда уголь превратится снова в золото и драгоценные каменья. Когда купцы проверили свою поклажу, они были счастливы увидеть, что все их богатства обрели свой первоначальный вид. Чауранги, однако, был поражен не меньше. Он вспомнил об обещании Минанатха, и затем посредством одного мысленного представления в тот же день отрастил себе руки и ноги.
Чарпата, или Чарпати, имел у себя в учениках царя Сахилу Варму из Чамбы, который правил в начале десятого века. Чарпате приписывают авторство сочинения под названием Чарпата-шатака (или Чарпати-паддхати), где заметно влияние джайнизма. Однако, согласно некоторым ученым, он был алхимиком, который исповедывал буддизм, но позднее стал учеником Горакши. Из этого труда и других учений натхизма становится ясным, что движение развивалось под непосредственным влиянием индуизма, буддизма и джайнизма. Есть еще Чарпата-панджарика-стотра, ошибочно приписываемая Шанкаре, которая, похоже, писалась по образцу Шатаки [515]. Тибетским источникам, которые причисляют Чарпати к восьмидесяти четырем великим подвижникам, он известен как Чарбарипа. Говорится, что он обладал поразительной способностью превращать людей в каменные изваяния Будды. По преданию, эти изваяния оживали вновь для телесного вразумления оступающихся последователей, пока к ним не возвращалась ясность помыслов.
Гахини (маратхи: Гайни) из Махараштры считается учеником Горакши. Дату его рождения традиционно относят к 1175 г. н. э., что является слишком поздним сроком по сравнению с годами жизни Горакши. Однако сам Горакша мог быть его najxata-гуру, или учителем учителя. Гахининатх дал посвящение Нивритти (смотрите ниже).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.