Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Некто иной, как Дняндэва, великий подвижник тринадцатого века из земли Махараштра, осуждал тех хатха-йогинов, что «денно и нощно меряют ветер, распростерши руки», но лишены, к сожалению, всякого благочестия. И он предрекает, что их на пути ждут лишь горе и невзгоды. Дняндэва был посвящен в хатха-йогу своим старшим братом Нивриттинатхом, который, по преданию, был учеником Горакши. Днянешвари Дняндэвы, написанное на певучем маратхи сочинение, — один из наиболее ярких и самобытных комментариев на Бхагаватгиту. Это удачная попытка совместить учения хатха-йоги, унаследованные Дняндэвой у своей семьи, с путем сердца, проповеданным Господом Кришной давным-давно. Трудно читать сочинение и не плениться его мудростью и исповедальной красотой.
Матсьендра и Горакша
Индуистская традиция связывает создание хатха-йоги с Горакшанатхом (хинди: Горакханатх) и его учителем Матсьендранатхом (хинди: Маччхендранатх), оба родом из Бенгалии. В своей Тантра-алоке Абхинава Гупта обращается к Матсьендре как к своему гуру, а это означает, что последний жил не раньше середины десятого века н. э. [512]. Матсьендра был главным представителем, если не зачинателем, того, что стало известно как натхизм. Однако самого Шиву считают основателем родословной натхов и величают Адинатхом, или «Первовладыкой». Слово натх означает «господин» или «владыка» и относится к йогическому наставнику, который изведал как освобождение (мукти), так и сверхъестественные силы. Такие натхи считаются бессмертными существами, которые странствуют в горах Гималаев. Самого Матсьендру почитают как бога-хранителя Катманду в образе Швета Матсьендры («Белый Матсьендра»), чьим запредельным воплощением является бодхисаттва Авалокитешвара. Последователи этих наставников — особенно Горакши — известны также как натхи, и натхизм рассматривается как составная часть современного тантризма.
Матсьендра («Повелитель Рыб», от слов матсья «рыба, и индра «повелитель») известен еще как Мина(натх) с тем же самым значением. Само имя также, возможно, указывает на его занятие: рыбак Согласно преданию, поведанному в Каула-джняна-нирнас («Установление знания каулов»), которая относится к одиннадцатому веку и является древнейшим сохранившимся источником сведений о каулизме, Матсьендра узнал о писании каулов (именуемом кула-агама. пишется кулагама) от огромной рыбы, которая проглотила его. Некоторые ученые истолковывают имя Матсьендры символически и утверждают, что оно означает некий уровень духовного развития, что вполне возможно и вовсе не противоречит выводу о том, что тот жил морским промыслом. Некоторые традиции полагают, что человек, носящий прозвание Матсьендра, владел техникой задержки дыхания и работы ума посредством печати небесной странницы (кхечари-мудра), одной из наиболее важных телесных печатей хатха-йоги.
Матсьендра известен тибетцам как Джово Джамлин Кармо («Белый Владыка мира»), один из четырех благородных братьев, которые, согласно некоторым утверждениям, жили в седьмом веке. Его особенно связывают с сектой каулов движения сиддхов, внутри которой он создал течение йогини-каула. Эта тантрическая секта производит свое название от собственного исходного принципа — куле. Сама кула представляет собой конечную Реальность в ее деятельном или женственном аспекте как Шакти, особенно кундалини-шакти. Буквальное значение слова кула — «скопление» или «множество», но также, что немаловажно, «семья» и «дом». Поэтому сам термин вызывает одновременно представление о различенности и защищенности, что извечно присущи змеиной силе, поскольку кундалини является сразу воплощением и множественной вселенной, и последнего прибежища йогина, которому ведома тайна кула. В этой школе Шиву часто рассматривают как кулу — начало, где преодолено различие. Связанное с этим понятие каула обозначает состояние просветления или освобождения, достигаемое через союз Шивы и Шакти. Само слово, однако, относится также и к последователю данного эзотерического пути. Некоторые списки приводят имена Матсьендры и Мины как отдельных личностей, что возможно, но маловероятно. Другие источники отождествляют его с Луипой, которого тибетцы, однако, рассматривают отдельно. Известен Луипа — тибетское имя, означающее примерно «поедатель рыбьих кишок», — во всей Северной Индии. Его изображают йогином, любящим полакомиться рыбьей требухой. В Бенгалии луи означает небольшую рыболовную снасть, выделываемую из тростника. Знатоки производят само имя от слова лохи-пода, означающего уроженца Лохита (ассамское название реки Брахмапутра, вода которой имеет красноватый оттенок). Луипу считают соавтором книги, написанной с буддийским ученым и подвижником Дипанкарой Шриджняной (=Атиша), который родился в 980 г. н. э.
В тибетских житиях восьмидесяти четырех маха-сиддхов имеется следующее повествование о Мина-натхе (который, вероятно, одно лицо с Матсьендрой). Будучи рыбаком, тот большую часть своего времени проводил на утлом суденышке в Бенгальском заливе. Однажды ему попалась огромная рыба, которая так сильно дернула за леску, что сам рыбак оказался за бортом. Подобно библейскому Ионе, Мина оказался в чреве рыбы, защищенный своей благой кармой.
Так случилось, что в то время Господь Шива наставлял свою божественную супругу Уму в тайных учениях, которые скрывал до сих пор. Чтобы никто не мог их слышать, та сотворила на дне океана особое место. Многих рыб привлекло необычное светящееся подводное сооружение, включая и громадину, которая проглотила Мину. Тем самым рыбак мог слушать незамеченным тайные наставления Шивы. И тут богиню сморил сон. Когда Шива спросил: «Ты слушаешь?», из чрева рыбы последовал скорый ответ: «Конечно!» Посредством третьего глаза Шива проник взором сквозь огромную толщу рыбьей туши в ее чрево, где заметил Мину. Он был поражен уви денным, говоря: «Теперь я вижу, кто истинный мой ученик». И обращаясь к своей спящей супруге, сказал: «Пожалуй, я устрою посвящение ему, а не тебе».
Мина с благодарностью принял посвящение и затем двенадцать лет — все это время пребывая в чреве рыбы — предавался исключительно изучению эзотерических практик, преподанных ему самим великим Богом. На исходе этого срока другой рыбак поймал морское чудище, и когда распотрошил его, то из чрева явился Мина уже как полностью претворившийся наставник.
Главным учеником Мины, или Матсьендры, был Горакша. Согласно преданию, однажды некая крестьянка молила Шиву даровать ей ребенка. Тронутый страстными мольбами, великий бог снабдил ее волшебным порошком, приняв который, она могла бы забеременеть. Невежественная женщина выбросила бесценный подарок на помойку. Двенадцать лет спустя случалось Матсьендре присутствовав при беседе Шивы и его божестве ной супруги Парвати. Желая увидеть дитя, посланное крестьянке Матсьендра отправился навестить ее, и та, робея, призналась, что сделали с любезным даром Шивы. Сиддха же невозмутимо советует е' порыться в злополучной куче мусора, и на удивление она отыскивает там двенадцатилетнего ребенка которого нарекла Горакшей («Покровитель коров»).
Матсьендра взял к себе Горакшу учеником, и вскоре его слав, затмила славу самого учителя. В некоторых рассказах Горакша предстает обращающим собственные чудодейственные способности на благо своего гуру. Так, согласно одному преданию, Матсьендра отправился на Цейлон, где влюбили в царицу. Она предложила ему остаться с ней во дворце, и долгое время Матсьендра был поглощен жизнью при дворе. Когда Горакша прослышал об этом, он немедленно поспешил на выручку. Он принимает женский облик, чтобы пробраться в царский гарем и встретиться с учителем. Благодаря своевременному вмешательству воспитанника Матсьендра приходит в себя и возвращается в Индию в сопровождении двух своих сыновей Параснатха и Нимнатха (оба имени на хинди).
Позднее, как повествует другое предание, Горакша убивает обоих сыновей Матсьендры, но лишь для того, чтобы вернуть их опять к жизни. Все эти рассказы, естественно, несут глубокий символический смысл. Например, умерщвление двоих детей можно истолковать как йогический акт устранения жизненной силы (прана) из ида- и пингала-нади, токов но левую и правую стороны от срединного тока (сушумна-нади), и сосредоточение их в потаенном энергетическом центре у основания позвоночника, откуда пробужденная кундалини подымается к макушечному центру.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.