Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
37
В данной работе мы рассматриваем только те события, которые связаны с речным театром военных действий.
38
В двухлетнем возрасте, 2 декабря 1908 года, он был провозглашен императором Китая, но 10 октября 1911 года императорская власть пала в результате Синьхайской революции.
39
На 1-е января 1932 г. население «большого Шанхая» составляло 3.050.758 человек, в том числе 25.455 японцев. Его площадь вместе с пригородами равнялась 494 кв. км.
40
Такие концессии представляли определенные участки города, с четко указанными границами, внутри которых всю юрисдикцию осуществляли не китайские власти, а иностранные государства. Здесь располагались их административные учреждения, коммерческие фирмы, банки, промышленные предприятия, Учебные заведения, церкви, больницы, магазины, жилые дома. Здесь действовала иностранная полиция, и находились иностранные войска.
41
Авиатранспортами китайцы громко именовали обычные речные канонерки, каждая из которых перевозила на палубе по одному гидросамолету.
42
Амазонка — третья в мире река по своей протяженности (5.500 км) и первая по площади водной поверхности (7,05 млн. кв. км.). Ниже Манауса ее средняя глубина составляет 100 метров, ширина колеблется от 5 до 20 км. Суда водоизмещением до 5.000 брт поднимаются по Амазонке от устья до Манауса, а водоизмещением до 3.000 брт — до Икитоса.
43
Эти канонерки, несмотря на небольшое водоизмещение (142 т) и осадку (1 метр в грузу) обладали хорошей мореходностью. Зимой 1930/31 гг. они самостоятельно пересекли Атлантику (!), проделав путь от Глазго до Картагены.
44
Впрочем, за период с 1 октября 1932 г. до 15 февраля 1933 г. в боях погибли всего-навсего 27 колумбийцев и 25 перуанцев. Гораздо больший урон перуанцам нанесла эпидемия малярии, от которой умерли до 800 человек! Колумбийцы сумели избежать этой беды благодаря отлично организованной медицинской службе (плавучий и полевые госпитали, постоянное наблюдение врачей, строгое соблюдение требований гигиены, проведение прививок и т. п.).
45
Вообще говоря, для командования 7-ю малыми судами было бы вполне достаточно чина старшего лейтенанта. Однако небольшие народы обожают регалии. Не случайно более половины всех генералиссимусов, маршалов и адмиралов, известных историкам, приходится на страны Латинской Америки и Балканы.
46
Верность правительству сохранили: из 19 адмиралов — 2; из 96 старших офицеров — 9; из 556 младших офицеров — 18. В береговом корпусе флота из 35 генералов остались верными Республике 3; из 531 старших офицеров — 114; из 667 младших офицеров — 90. В общем итоге, на сторону франкистов перешли 1668 человек, остались у республиканцев 236 человек.
47
Буиса до 18 июля командовал гидрографическим кораблем «Tofino». В конце июля он принял командование крейсером «Libertad». Что касается командования флотом, то, как показали дальнейшие события, он не имел для этого ни способностей, ни знаний, ни опыта.
Комиссар Алонсо, как и советские комиссары, вникал буквально во все приказы и распоряжения Буисы. Во флотских делах он разбирался еще меньше, чем командующий, однако критиковал, советовал, поучал, требовал — одним словом, мешал всеми способами.
48
Первая интербригада была создана в октябре 1936 г. Всего на стороне республики сражались около 35 тысяч антифашистов из 54-х стран мира (8,5 тысяч французов, по 5 тысяч немцев и поляков, 4 тысячи итальянцев, по 2 тысячи англичан и чехов, 1700 австрийцев, 1 тысяча венгров и т. д.). Из них были сформированы 6 бригад, 3 батальона, 2 роты, 1 эскадрон, 1 батарея, 1 партизанский отряд, несколько медицинских групп. С 23 сентября все части иностранных добровольцев были включены в состав ИНА и подчинены ее командованию.
49
В данной связи надо отметить любопытный факт. Когда «Курск» разгружался, начался налет на Аликанте франкистской авиации. Этот налет отразил огнем своих зениток стоявший в порту аргентинский тяжелый крейсер «25 de Mayo»!
50
Всего в республиканском флоте служили 77 советских военных моряков. При этом должность советника при командующем флотом занимали — последовательно — капитан-лейтенанты Н.П. Анин, В.А. Алафузов (1901―1966), Н.Е. Басистый (1898―1971), Н.А. Питерский. Советником коменданта Картахены был капитан-лейтенант С.С. Рамишвили; командиром флотилии эсминцев — капитан-лейтенант В.П. Дрозд (1906―1943).
Испанский офицер-подводник Хесус Лас-Херас (командир С-4) дал им следующую оценку: «Советские командиры очень слабо выполняли свои обязанности… Бурмистров (Л. Мартинес) — это был вообще абсолютный нуль».
51
Это была новая субмарина типа «Archimede» (985/1259 т), вступившая в строй в декабре 1934 г. В апреле 1937 г. итальянцы передали ее франкистам. В национальном флоте она получила имя «General Sanjurjo».
52
Лодка затонула на глубине около 30 метров, поэтому после взятия Малаги франкисты подняли ее и отбуксировали в Кадис на ремонт.
53
Советское правительство впервые осознало, что у его флота нет кораблей, способных длительное время действовать в открытом море на значительном удалении от своих баз.
54
Британские суда доставляли в Страну Басков в основном продовольствие, а на обратном пути эвакуировали гражданское население.
55
Ремонт республиканских кораблей на верфях этих стран был возможен до тех пор, пока правительства Великобритании и Франции не признавали мятежников-франкистов в качестве «воюющей стороны».
56
После 5-и месяцев службы, в феврале 1938 г., они снова вернулись под итальянский флаг.
57
За 28 месяцев (с 1 октября 1936 по 28 января 1939 гг.) из СССР в Испанию было доставлено морским путем (на 68 транспортах, дошедших до места назначения) следующее вооружение: 4 торпедных катера, 14 катеров-охотников, 60 бронеавтомобилей, 347 танков, 648 самолетов, 1186 орудий, 340 минометов, 15.113 пулеметов. 497.813 винтовок.
58
Все они имели смешанные советско-испанские экипажи.
59
См. в книге: Goldston R. Civil War in Spain. London, 1966.
60
Строго говоря, война между Японией и Китаем, начавшаяся 8 июля 1937 года, с 7 декабря 1941 года (после нападения на Пёрл-Харбор) стала частью Второй мировой войны. Поэтому в данной книге она рассмотрена лишь до осени 1939 года, до высадки японского десанта в Бэйхае.
61
По состоянию на 1933 год, японские верфи могли одновременно строить 4 линкора, 4―6 крейсеров, 20―25 эсминцев, 10―15 подводных лодок. Заводы в Курэ, Осака и Кобэ ежегодно производили 30―35 орудий калибра 356―406 мм, 570 торпед, до 500 гидросамолетов.
62
Хуанхэ, в отличие от Янцзы и Сицзяна, из-за многочисленных порогов и частой смены русла в период сезона дождей мало пригодна для судоходства.
63
Через 2 года, в июле 1939, военно-морские силы западных государств в Китае были представлены следующим образом. Великобритания — 1 авианосец, 4 крейсера, 14 эсминцев, 15 подводных лодок, 1 заградитель, 9 тральщиков, 5 мореходных и 20 речных канонерок, 6 торпедных катеров. США — 4 крейсера, 14 эсминцев, 6 подводных лодок, 3 мореходные и 5 речных канонерок, 4 тральщика. Франция — 2 крейсера, 6 мореходных и 9 речных канонерок. Италия — 1 заградитель и 1 речная канонерка. Португалия — 1 мореходная канонерка.
64
По состоянию на 1.09.1939 г. находились в строю ВМФ СССР и в постройке следующие корабли основных классов.
Линкоры: в строю 3 (Марат, Октябрьская Революция, Парижская Коммуна), в постройке 3 (Советский Союз, Советская Украина, Советская Россия);
Линейные крейсеры: 2 в постройке (Кронштадт, Керчь); Тяжелые крейсеры: в строю 2 (Красный Кавказ, Киров), в постройке 5 (Ворошилов, Горький, Молотов, Калинин, Каганович);
Легкие крейсеры: в строю 2 (Профинтерн, Червона Украина), в постройке 7 (Железняков, Куйбышев, Орджоникидзе, Свердлов, Фрунзе, Чапаев, Чкалов);
Лидеры: в строю 4 (Ленинград, Минск, Москва, Ташкент), в постройке 5 (Баку, Ереван, Киев, Сталинабад, Тбилиси);
Эсминцы: в строю 17 старых типа «Новик» и 10 новых типа «Бойкий» (пр. 7). Строились еще 16 эсминцев типа «Бойкий» (пр. 7) и 18 типа «Свирепый» (пр. 7У).
Подводные лодки: в строю 166 (73 типа «Щ», 57 типа «М», 17 типа «Л», 6 типа «Д», 5 типа «А», 3 типа «П», 3 типа «С», 2 других типов); в постройке 77 (29 типа «С», 19 типа «М», 12 типа «К», 9 типа «Щ», 8 типа «Л»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.