Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Но главной задачей флота считалась поддержка действий своих сухопутных войск в прибрежной полосе (артиллерийские обстрелы, десантные и противодесантные операции, минирование).
Единицами наибольшей боевой ценности, как наступательной, так и оборонительной, были признаны линкоры, способные долгое время вести мощный артиллерийский огонь.
В СССР, государстве вполне самодостаточном в экономическом отношении, проблема морских коммуникаций не играла такой роли, как в других странах. Поэтому прибрежные морские пути должны были охранять авиация и силы береговой обороны, а для действий на коммуникациях противника предназначались подводные лодки и морская авиация дальнего действия.
***В целом, несмотря на многочисленные новинки в области военно-морских вооружений и техники, несмотря на колоссальное развитие морской авиации, флоты великих морских держав готовились к «прошедшей войне». Когда начались боевые действия, очень быстро выяснилось, что ни один флот не отвечает в полной мере тем требованиям, которые предъявила суровая реальность.
Примечания
1
Эту декларацию он изложил 8 января 1918 года, когда война еще была в самом разгаре, в послании к Конгрессу США в качестве плана послевоенного международного устройства.
Идеи Вильсона были таковы: 1) ликвидация тайной дипломатии; 2) свобода мореплавания; 3) уничтожение всех барьеров, препятствующих свободной торговле между государствами; 4) ограничение вооружений; 5) уважение странами-метрополиями волеизъявления населения их колоний; 6) вывод германских войск с территории России и признание прав народов России на самоопределение; 7) восстановление суверенитета Бельгии; 8) возврат Франции Эльзаса и Лотарингии и возмещение ей материального ущерба от военных действий; 9) установление границ Италии в соответствии с этническими границами проживания итальянцев; 10) предоставление широкой автономии народам Австро-Венгрии; 11) установление границ балканских стран в соответствии с этническими границами; 12) автономия для народов, проживающих в Турции (армян, греков, курдов и др.), а также свобода судоходства через проливы Босфор и Дарданеллы; 13) предоставление независимости Польше с обеспечением ей выхода к морю; 14) создание международной организации (Лиги Наций) для поддержания мира во всем мире.
2
На 10 ноября 1918 г. в составе флота числись 182 тральщика специальной постройки и около 120 вооруженных рыболовных траулеров.
3
Линкоры: «Braunschweig», «Elsass», «Hannover», «Hessen», «Lothringen», «Preussen», «Schlesien», Schleswig-Holstein». Крейсеры: «Amazone», «Arcona», «Berlin», «Hamburg», «Niobe», «Nymphe», «Meduse», «Thetis». Миноносцы: T-139, 141, 143, 144, 146, 148, 149, 151―158, 168, 175, 185, 190, 196; G-7, 8, 10, 11; V-1―3, 5, 6: S-18, 19, 23.
4
«Журнал «Тайфун», 2000, № 5, с. 23.
5
В.И. Ленин. ПСС, т. 45, с. 311―312.
6
В 1904―05 гг. русский флот потерял 17 броненосцев, 16 крейсеров 1-го и 2-го ранга, 6 канонерок, 2 заградителя, 23 эсминца и миноносца, около 30 вспомогательных судов.
7
См.: «Тайфун», 2002, № 1, с. 17.
8
Корабли и суда ВМФ в 20-е и 30-е годы разделялись на три основные группы:
а) боевые корабли открытого моря; б) корабли прибрежной зоны (береговой обороны, минно-тральные и т. п.); в) вспомогательные и специальные суда, (например, учебные, транспортные, гидрографические, спасательные и т. п.).
Эти три группы, в зависимости от потребностей флотов и от концепций, господствовавших среди адмиралов, в свою очередь делились на классы и подклассы. Каждый из них составляли корабли конкретных типов, различавшихся конструкцией, вооружением, скоростью и т. п.
В первую группу входили линкоры и линейные крейсеры, крейсеры (подклассы — тяжелые, легкие, ПВО), эскадренные миноносцы (подкласс — лидеры) и миноносцы, подводные корабли (подклассы — подводные крейсеры, лодки дальнего действия, лодки прибрежного действия, подводные минные заградители), а также авианосцы (подклассы — гидроавианосцы и авиатранспорты, позже перечисленные в группу вспомогательных судов).
Во вторую группу входили броненосцы береговой обороны, мониторы (морские и речные), канонерки и шлюпы (авизо), патрульные, сторожевые и противолодочные корабли, заградители минные и сетевые, тральщики, торпедные катера и катера-охотники, десантные корабли.
К числу вспомогательных судов относились плавучие базы (для миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров, катеров-тральщиков), плавучие мастерские и госпитали, учебные корабли, транспортные суда и танкеры, яхты, гидрографические и спасательные суда, буксиры, ледоколы и т. п.
Такое разделение имело в каждом флоте свою специфику, не всегда совпадавшую с определениями международных договоров. Например, на лондонской конференции 1930 года было решено считать тяжелыми крейсерами те крейсеры, которые вооружены орудиями калибра свыше 155 мм. Крейсеры же с орудиями меньшего калибра надлежало считать легкими. Разумеется, такое деление не всегда выглядело убедительным. Так, советский крейсер «Красный Кавказ», имевший водоизмещение 7560 тонн и длину 170 метров, был вооружен четырьмя орудиями калибра 180 мм, поэтому должен был считаться «тяжелым». Между тем, американский «Бруклин» водоизмещением 9700 тонн и длиной 186 метров имел 15 орудий калибра 152 мм и считался «легким».
Не просто подобрать термин для точного обозначения тех кораблей с торпедным вооружением, которые в разных странах называли «эскадренными миноносцами», «контрминоносцами», «истребителями», «лидерами». По своему водоизмещению и вооружению некоторые из них превосходили легкие крейсеры периода Первой мировой войны.
Чтобы избежать путаницы, которая могла бы возникнуть при употреблении терминологии того времени, которая сейчас уже забыта, в данной работе в основном используются современные названиями классов кораблей (тральщик вместо траулера, гидроавианосец вместо плавбаза гидропланов и т. д.).
9
Итальянский генерал Джулио Дуэ (G. Douhet) опубликовал книгу «Воздушное господство», в которой доказывал что одна только авиация, без помощи других видов вооруженных сил, способна выиграть войну. Американский генерал Уильям Митчелл (W. Mitchell) организовал в 1921 году бомбардировку двух списанных линкоров для доказательства полной ненужности линейного флота.
10
«Существующий флот». Подразумевалось, что линейный флот, даже оставаясь в базах, уже самим фактом своего существования оказывает влияние на общий характер боевых действий.
11
Линкоры США: 4 типа «Сolогаdо» по 33.600 тонн, скорость 21 узел, 8 орудий калибра 406 мм; 6 типа «South Dacota» по 47.000 тонн, 23 узла, 12 орудий 406 мм). Линейные крейсеры: 6 типа «Lexington» по 49.000 тонн, 33 узла, 8 орудий 406 мм.
Японские линкоры: 2 типа «Nagato» по 34.200 тонн, 26,5 узлов, 8 орудий калибра 406 мм; 4 типа «Tosa» по 44.200, 27 узлов, 10 орудий 406 мм; 2 типа «Кii» по 48.500 тонн, 28 узлов, 8 орудий 457 мм. Линейные крейсеры: 4 типа «Amagi» по 47.000 тонн, 30 узлов, 10 орудий 406 мм и 4 под номерами 13―16 по 48.500 тонн, 30 узлов, 8 орудий 457 мм.
12
В этой книге везде приведены так называемые «официальные» цифры стандартного водоизмещения боевых кораблей (и суммарных показателей тоннажа флотов в целом), серьезно расходящиеся с фактическим водоизмещением (в действительности оно было существенно выше). Однако при всех подсчетах в период 1920―1930 гг. делегаты международных конференций принимали во внимание только официальные данные.
13
Этот закон разработал морской министр Франции Жорж Лейг (G. Leygues). Согласно ему, к 1943 году общий тоннаж французского флота должен был составить 850.000 тонн (линкоры — 175.000 т; авианесущие корабли — 60.000 т; крейсеры — 210.000 т; эсминцы и лидеры — 180.000 т; подводные лодки — 126.000 т; корабли других классов и вспомогательные суда — 99.000 т.
14
По французским подсчетам, общая длина морских коммуникаций между метрополией и колониями являлась следующей: Великобритания — 67.000 миль; Франция — 33.580 миль; США —17.000 миль; Япония — 5.000 миль; Италия — 5.000 миль.
15
«Deutschland» был заложен 5.02.1929 г., «Admiral Scheer» — 25.06.1931 г., «Admiral graf Spee» — 1.10.1932 г.
16
Напомним, что на парламентских выборах в июле 1932 г. нацисты получили 230 депутатских мест из 601, образовав самую крупную фракцию в Рейхстаге; 30 января 1933 г. рейхсканцлером Германии стал лидер нацистов Адольф Гитлер.
17
Позже Коупмэн воевал в составе Интернациональных бригад в Испании, а в 1940 году отличился во время так называемой «битвы за Англию».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.