Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.
В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.
Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.
Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.
Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.
Интенсивная работа над неконтактными минами, особенно магнитными, велась в Германии и Великобритании. Во второй половине 30-х годов у немцев уже были четыре образца таких мин — донных и якорных (с зарядом 800 кг ВВ для установки с надводных кораблей, 1000 кг — с подводных лодок, 300 и 700 кг — с самолетов).
Совершенствовалось, разумеется, и тральное оборудование. Кроме контактных тралов (подрезающих или подтягивающих), проводились эксперименты с неконтактными тралами (электромагнитными и акустическими).
Серьезно были усилены минно-тральные силы (тральщики, минные и сетевые заградители). Большинство легких крейсеров и эсминцев получило оборудование для постановки мин заграждения, а также так называемые параван-тралы. Для постановки мин стали использовать и самолеты (мины сбрасывались на парашютах), что позволяло минировать любую акваторию.
Средства ПЛО
Основным противолодочным оружием в 30-е годы оставалась глубинная бомба с зарядом ВВ 200 кг, снабженная гидростатическим взрывателем (максимальная глубина взрыва 90 м), обладавшая радиусом поражения в пределах 20―40 метров. Такие бомбы сбрасывали из лотков в кормовой части корабля, либо выстреливали из специальных бомбометов на расстояние порядка 50―100 метров. Велись также работы по разработке специальных противолодочных торпед (Франция, США), в связи с чем совершенствовались средства обнаружения подводных лодок.
Существующие измерители шума (шумопеленгаторы, гидрофоны) позволяли засекать движение подводной лодки на удалении до 11―14 км (при благоприятной гидрологической обстановке) и определять ее курс с точностью до 2―4 градусов, на собственной скорости до 5 узлов. Чем выше была собственная скорость корабля, сильнее шум волн, выше плотность воды, тем хуже работали гидрофоны.
Но в самом конце 30-х годов английские специалисты создали принципиально новые приборы — гидролокаторы, работающие на ультразвуке. Они получили название ASDIC (Anti Submarine Detection Investigation Committee). Гидролокаторы позволяли надежно обнаруживать подводную лодку на расстоянии до 3―3,7 км, более точно определять ее курс, скорость и глубину погружения.
Морская авиация
В морской авиации произошло значительное увеличение скорости самолетов (до 500 км/час), дальности полета (в среднем до 5000 км), потолка (5000―8000 м) и бомбовой нагрузки (до 5―10 тонн), благодаря чему она стала самостоятельным родом военно-морских сил.
По назначению она подразделялась на бомбардировочную, истребительную, разведывательную, минно-торпедную и штурмовую; по месту базирования — на палубную и береговую; по особенностям взлета и посадки — на колесные самолеты, поплавковые самолеты и летающие лодки.
Морскую авиацию использовали для ведения воздушного наблюдения (патрулирование), наведения своих морских сил (тактическая разведка), нанесения ударов по морским и береговым целям, корректирования огня корабельной артиллерии, для прикрытия собственных соединений и баз.
Главным оружием самолетов бомбардировочной и минно-торпедной авиации являлись бомбы (массой до 5 тонн), мины и торпеды (калибром 350―457 мм); самолетов истребительной, штурмовой и разведывательной авиации — пулеметы (калибром от 7,3 до 13 мм), авиационные пушки (калибром 20―37 мм). Бомбометание производилось в горизонтальном полете (с высоты 3000―4000 м) и в пике (с высоты 500―1000 м).
Наиболее опасным, особенно для кораблей, не имевших брони (или с легкой броней), являлось бомбометание из пике, поскольку оно позволяло пилотам точно прицелиться и затрудняло эффективный огонь зенитной артиллерии[67].
Сбрасывание торпед самолеты осуществляли на малых высотах (25―50 м) и расстояниях (1000―3000 м) от цели, либо с больших высот (500―4000 м) на парашютах.
Широкое использование авианосцев позволяло использовать самолеты на удалении до 5500―7500 км от своих баз. Благодаря этому к концу 30-х годов авиация уже могла оказывать решающее влияние на ход боевых действий в море. Однако теория, как всегда, отставала от жизни. На всех флотах преобладало мнение, что авиация в принципе не способна серьезно угрожать крупным надводным кораблям. таким как линкоры и тяжелые крейсеры. Считалось, что солидное горизонтальное бронирование, сильная зенитная артиллерия, высокая скорость, хорошая маневренность, конструктивные особенности корпуса служат достаточной защитой от угрозы с воздуха.
Уже через несколько лет жизнь показала, что это далеко не так.
Более серьезным противником авиация считалась для подводных лодок. Для борьбы с ними в США и Франции использовали также дирижабли (скорость 80―135 км/час, потолок до 6―10 км), вооруженные авиационным и глубинными бомбами, а также пулеметами.
Радиосредства
Помимо традиционных визуальных (флаги, фонари) и звуковых (мегафоны, гудки) сигналов получила широчайшее распространение радиосвязь.
В 30-е годы вместо искровых радиостанций были приняты на вооружение мощные ламповые, работавшие на длинных (2000 м, 150 кГц), средних (200―2000 м, 150―1500 кГц), коротких (10―50 м, 6000―30000 кГц) и ультракоротких (1―10 м, 30000―300000 кГц) волнах. Благодаря таким станциям удалось обеспечить надежную связь с надводными и подводными кораблями, а также с самолетами на расстояниях до 21000 км!
Для обнаружения кораблей и самолетов противника повсеместно использовали радиопеленгацию (точность до 1,5 градусов на длинных волнах и до 2―2,5 градусов на коротких).
С середины 20-х годов в Великобритании, США, Франции и Германии велись работы по радиолокации. В 1936―38 гг. были установлены первые РЛС для наблюдения за воздухом: на линкоре «Rodney», крейсерах «Neptune» и «Sheffield» (Великобритания); линкорах «New York» и «Texas» (США); броненосце «Admiral Graf Spee», крейсере «Konigsberg», миноносце «Т-110», подводных лодках «U-39» и «U-41», а также на самолете Ju-52 (Германия).
Первые РЛС работали в диапазоне волн 1,5―16 метров, что позволяло обнаруживать самолеты на расстоянии от 5 до 80 км с точностью до 250 метров. Велись также работы над аппаратурой для обнаружения морских целей (диапазон волн 50―80 см, дальность действия 11―14 км). В 1938 году в состав Кригсмарине вступил разведывательный корабль «Strahl», оснащенный РЛС обнаружения морских (до 8 миль) и воздушных (40―60 км) целей.
В 1939 году в Великобритании, на юго-восточном и восточном побережье, от Дувра до Скапа-Флоу, была построена сеть радарных станций, позволявшая обнаруживать самолеты, летящие на высоте до 4500 м, на удалении до 100―150 км.
В Великобритании инженер Бард (Bard) проводил опыты по использованию инфракрасного излучения для обнаружения морских целей в условиях плохой видимости. Однако до начала войны он не смог добиться результатов, пригодных для практического применения.
Значительно продвинулись работы по созданию приборов для генерирования помех — акустических и электромагнитных шумов.
Маскировка
В качестве средств маскировки, помимо защитной и деформирующей (камуфляж) окраски, для укрытия кораблей стали применять химические средства. Дымовые завесы — «черные» (несгоревшие частицы нефти из корабельных труб) и «белые» (дымообразующие вещества: смесь Бергера, четыреххлористое олово с аммиаком и т. п.) — ставили с кораблей, с плавучих буев, с самолетов посредством дымовых шашек, а также дымовых снарядов и бомб.
Глава 27. ВОЕННО-МОРСКИЕ ДОКТРИНЫ БУДУЩИХ ПРОТИВНИКОВ
Один из выдающихся теоретиков того времени, французский вице-адмирал Рауль Виктор Кастекс (Castex) в своем трехтомном труде «Theories strategiques», изданном в 1929―1933 годы, пытался предвидеть облик будущей войны на море.
Он считал, что борьба, как и раньше, будет идти прежде всего за господство над морем. Такое господство достигается посредством: а) генерального сражения; б) блокады баз противника; в) систематических действий легких надводных сил, подводных лодок и авиации. Крупные боевые корабли, помимо участия в генеральных сражениях, должны поддерживать легкие силы, тогда как авиация должна поддерживать главные силы флота. Кастекс не отрицал полезность крейсерских действий на коммуникациях, но полагал. что они могут быть успешными только при поддержке главных сил флота.
Свою концепцию он противопоставил различным «молодым школам», представлявшим будущую морскую войну как массированное использование подводных лодок, авиации и легких сил. Кастекс утверждал, что полноценный флот должен быть сбалансированным, т. е. иметь хорошо продуманное пропорциональное соотношение надводных и подводных кораблей разных классов, а также морской авиации, и взаимодействующих друг с другом.
Кастекс предвидел важную роль фактора неожиданности в первые часы войны (стремительные налеты, особенно воздушные, на морские базы) и доказывал необходимость рассредоточения собственных сил. Одновременно он был далек от недооценки роли подводных лодок, утверждая, что благодаря им «морское господство» превратилось в «господство на поверхности моря» (слабая сторона могла развернуть масштабные наступательные действия субмарин против более сильного противника).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"
Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.