Джулиан Корбетт - Операции английского флота в мировую войну

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Операции английского флота в мировую войну"
Описание и краткое содержание "Операции английского флота в мировую войну" читать бесплатно онлайн.
При уничтожении двух пароходов поведение командира U-28 кап. — лейт. Ферстнера ознаменовалось бесстыдной жестокостью. Несмотря на то, что пароход Falaba шел переполненный пассажирами, Ферстнер выпустил в него торпеду в тот момент, когда шлюпки только начали вываливать за борт, в результате чего погибло свыше 100 человек. С пароходом Aquila было поступлено с такой же жестокостью. Негодование, вызванное этим поступком, усилилось еще тем, что, согласно донесениям сигнальных станций, U-28 подавала сигналы SOS, стараясь привлечь новые жертвы.
Если действия кап. — лейт. Ферстнера имели основанием не его личную бесчеловечность, а преследовали цель терроризировать мореплавателей, то они не достигли цели. Моряки торгового флота не собирались уступать; дух борьбы не только не угас, но, наоборот, горел ярким пламенем. Торговое судоходство продолжалось по-старому, пароходы приходили в порты и уходили, как будто ничего не случилось. Процент судов, подвергшихся нападению, был невелик. С февраля по 31 марта в море находилось 6 000 английских торговых судов, а погибло лишь 21 общим тоннажем 65 000 т. За этот же период подверглись нападению 29 судов других национальностей, из которых пострадало лишь 5.
Презрев законы и обычаи морской войны, немцы не останавливались ни перед чем и дошли до того, что стали нападать на торговые суда даже с воздуха. В устье Темзы 8 английских пароходов подверглись воздушной атаке, причем неудачной. С другой стороны, потери судоходства от мин в течение марта почти прекратились. Это происходило отчасти от увеличения числа наших дозорных отрядов, а также и потому, что немцы временно сократили минные постановки в открытом море, дабы не мешать своим подлодкам.
Активные действия наших подлодок не прекращались и продолжались с прежней настойчивостью и смелостью, но волей-неволей сократились. Объекты нападения были малочисленны и находились за пределами досягаемости. Противник показывался только в Балтике и у Гельголанда, и в этих опасных водах сосредоточились операции наших подводных сил.
В устьях германских рек и внутри Гельголандской бухты наш «подводный дозор» все время беспокоил немцев, заставляя их держаться на-чеку. В бухте враг был повсюду: над водой, в воздухе и под водой. Дозоры траулеров и миноносцы, не переставая, днем и ночью, как гончие, рыскали по всем направлениям: цеппелины и гидросамолеты беспрерывно держались в воздухе. Столкновения с противником были часты, хотя и не сопровождались крупными материальными успехами. Но на материальный успех и не возлагалось много надежд. Подводные лодки являлись щупальцами наших главных сил, и, несмотря на кажущуюся их инертность, мощь Гранд-Флита всегда, каждую минуту ощущалась в устьях неприятельских рек.
В Балтике попрежнему оставались наши подлодки E-1 и E-9 под командой кап. — лейт. Лоренса и Хортона. В конце октября 1914 г. они окончательно поступили в распоряжение адм. Эссена, который в течение всей зимы систематически посылал их ко входу в Зунд. Минирование Зунда было запрещено начальником германского морского генерального штаба и район его охранялся отрядом к. — адм. Яспера, оперировавшего из Киля в составе четырех старых крейсеров и нескольких миноносцев. Один из этих крейсеров — Виктория Луиза — 18 октября атаковал E-1. К востоку находился другой немецкий отряд, наблюдавший за русским флотом, в составе крейсера Фридриха Карла (флаг к. — адм. Беринга)[105], нескольких легких крейсеров и полуфлотилии миноносцев. Отряд базировался на Нейфарвассер, где командир E-1 заметил крейсеры во время своего похода в Данцигскую бухту. Как только немцам стало известно о проходе английских лодок, отряд адм. Беринга был подкреплен крейсерами адм. Яспера с приказанием бомбардировать Либаву, чтобы не допустить устройства там базы для E-1 и E-9[106]. Повидимому, немцы не знали, что русские сами разрушили порт, и адм. Берингу было приказано уничтожить бомбардировкой все портовые сооружения и заблокировать вход в аванпорт. Штормовые погоды задержали производство операции, и отряд только 25 ноября смог выйти из Данцига. 26 ноября в ранние утренние часы Фридрих Карл, следуя на свою прикрывающую позицию и находясь в 30 милях от Мемеля, подорвался последовательно на двух минах, а позже еще одно судно отряда взорвалось ближе к берегу. Мины, несомненно, были поставлены русскими, вероятно, с тех судов, которые были замечены в этом районе немецким легким крейсером несколько дней тому назад, но он почему-то их не атаковал[107]. Фридриху Карлу удалось держаться некоторое время на плаву. Операция против Либавы не приостановилась. При сильной вьюге порт был подвергнут бомбардировке, и выход, уже частью заблокированный, был окончательно закрыт затоплением приведенного для этой цели судна. Легкий крейсер Аугсбург, ходивший с двумя подлодками в Финский залив, спешил на помощь флагманскому кораблю, и в 6 ч. 30 м. у. Фридрих Карл, после снятия с него команды, затонул.
За совершенно ненужную операцию немцы заплатили потерей корабля, ничего не достигнув, так как наши лодки давно уже оставили мысль базироваться на Либаву. Опасаясь впредь пользоваться Данцигом, германское командование решило перенести базирование отряда Беринга в Свинемюнде. Фридрих Карл был заменен броненосным крейсером Принц Адальберт.
О впечатлении, произведенном появлением наших лодок в Балтийском море, можно судить по приказу принца Генриха Прусского, отданного им отряду германских подлодок Финского залива. В приказе говорилось:
«Уничтожение русской подводной лодки я считаю крупным успехом, но уничтожение английской лодки я приравниваю к уничтожению русского броненосного крейсера».
В течение зимы усилия германских морских сил Балтийского моря сосредоточились на попытках прекратить поток контрабанды, следовавшей из Швеции в Россию через Ботнический залив. Кроме того, состоялся поход к Аландским островам, где подозревалось устройство маневренной базы для операций в южной части Балтики.
Результат этого похода мало отличался от результатов Либавской операции. Ничего найдено не было, но Аугсбург подорвался на мине к востоку от Борнхольма, а Принц Адальберт сел на мель у Стейнорта. E-9 была послана к месту аварии, но Принц Адальберт успел сойти с мели раньше, чем она смогла подойти. Оба судна на три месяца вышли из строя. Кроме того, на мине подорвался один из старых легких крейсеров — Газелле.
За этот период наши лодки действовали совместно с русским флотом между Борнхольмом и Готландом, неоднократно нападая на неприятельские дозорные отряды, пока не были принуждены стать в док и произвести переборку механизмов. К концу января они возобновили выходы в море, и 29-го числа кап. — лейт. Хортон удачно атаковал немецкий миноносец недалеко от датских берегов. Плавание лодок было сопряжено с исключительными трудностями. В надводном состоянии брызги воды быстро замерзали, и требовалась беспрерывная работа нескольких человек, чтобы помешать обрастанию боевой рубки льдом, причем сплошь и рядом эта работа оказывалась не по силам и лодки должны были возвращаться в порт. Выдвинутые перископы, а также крышки носовых и кормовых люков покрывались льдом, и лодке приходилось уходить на глубину, чтобы там их «оттаивать». Несмотря на эти подчас нечеловеческие трудности, лодки по мере возможности продолжали выходы в море к полному удовлетворению командующего русским флотом. Адм. Эссен, как и в русско-японскую войну, был проникнут духом активности. Но его наступательные тенденции сдерживались свыше. Со времени гибели Паллады, взорванной 11 октября немецкой подлодкой[108] на меридиане Ганге, ему было даже запрещено держать дозор крейсеров между Готландом и Финским заливом.
Россия руководствовалась принципом единого командования. Армия и флот были подчинены в. к. Николаю Николаевичу — верховному главнокомандующему всеми сухопутными и морскими силами, — Балтийский флот рассматривался как часть этих сил, обороняющих столицу и составляющих продолжение правого фланга 6-й армии.
Адм. Эссен был непосредственно подчинен командующему этой армией, ответственному за оборону Финляндии и территории, расположенной к югу от Финского залива, и не пользовался свободой действий, предоставленной командующему Черноморским флотом.
Учитывая подавляющее превосходство в силах немецкого флота по сравнению с русским, дредноуты которого только еще заканчивали приемные испытания, установленную организацию командования можно считать правильной, но вряд ли можно оправдать почти полную пассивность флота. С другой стороны, нельзя забывать, что операциям второстепенного характера мешал недостаток в миноносцах. Имевшиеся в распоряжении Эссена были тихоходны, а вступление в строй вновь строящихся ожидалось не скоро. В таком же положении находились и подводные лодки. Таким образом, вся тяжесть подводной войны в Балтийском море ложилась на E-1 и E-9.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Операции английского флота в мировую войну"
Книги похожие на "Операции английского флота в мировую войну" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джулиан Корбетт - Операции английского флота в мировую войну"
Отзывы читателей о книге "Операции английского флота в мировую войну", комментарии и мнения людей о произведении.