Джулиан Корбетт - Операции английского флота в мировую войну

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Операции английского флота в мировую войну"
Описание и краткое содержание "Операции английского флота в мировую войну" читать бесплатно онлайн.
Обождав окончания ремонта прибывшего из Mombasa л. к. Goliath, адмирал 25 февраля вышел на нем в германскую Восточную Африку; несколько ранее ушел туда крейсер Hyacinth.
Из всех намеченных планом океанских экспедиций Восточноафриканская протекала наименее успешно. Со времени неудачного ноябрьского наступления на Tanga сухопутные операции остановились. Руководство экспедицией было изъято из ведения министерства по делам Индии и передано военному министерству. Было совершенно очевидно, что силы и средства противника учены неверно, и ген. Уопшейр, в декабре вступивший в командование отрядом, получил приказание перейти к обороне, ограничивая наступательные операции мелкими стычками. Несколько попыток в этом направлении было сделано, но неудачно, и через месяц мы опять оказались в исходном положении на реке Umba. Успех морских операций немногим отличался от сухопутных. Некоторое оживление наблюдалось только в Dar-es-Calaam.
К концу ноября выяснились данные, заставлявшие опасаться, что затопленный в гавани пловучий док не вполне закрывает выход и что стоящие в гавани пароходы противника могут выйти и заблокировать наши гавани в Mombasa и Kilindini. Поэтому было решено их уничтожить и увести все угольные лихтеры и мелкие суда, могущие быть использованными для снабжения Кенигсберга. Операцию предполагалось выполнить при помощи десанта под прикрытием артиллерийского огня с л. к. Goliath и крейсера Fox. 28 ноября, когда корабли подошли к порту, на берегу был поднят парламентерский флаг, и исполняющий обязанности губернатора прибыл на Fox. Выслушав наши требования, немецкий чиновник уехал, не дав определенного ответа, ссылаясь на необходимость переговорить с военным начальством. Прошел час, но ответа не было, белый флаг продолжал развеваться на флагштоке, и командир Fox приказал шлюпкам с десантом отваливать. Десант привел в негодность три парохода и несколько портовых судов и захватил в плен их команды. Никакого сопротивления оказано не было, но, когда шлюпки пошли назад, по ним был открыт огонь, несмотря на то, что парламентерский флаг оставался поднятым. В результате 1 человек был убит, 3 офицера и 11 матросов ранено, а 4 офицера и 8 матросов пропали без вести. Fox и Goliath немедленно открыли огонь, и к вечеру губернаторский дом и соседние с ним строения сгорели до тла.
Высадив раненых в Занзибаре, корабли вернулись. Утром 30 ноября Fox поднял парламентерский флаг, но до полудня никто не явился, и порт был подвергнут систематической бомбардировке. Результаты обстрела остались невыясненными.
После бомбардировки Fox вместе с вооруженными буксирами Adjutant и Helmuth пошел к Chatham, блокировавшему Кенигсберг, а 3 декабря к ним присоединился всп. крейсер Kinfauns Castle, доставивший еще один гидросамолет. Ввиду того, что добраться до Кенигсберга пока что не представлялось возможным, командир Chatham кап. 1 р. Друри-Лоу счел необходимым убедиться, насколько надежно заперт немецкий крейсер. Для этого требовалось произвести разведку по реке или с воздуха. Посланные вверх буксиры попали под сильный огонь замаскированных на берегу пулеметов и мелких скорострельных пушек и не смогли продвинуться вперед. Что касается гидросамолета, то он поднимал только одного человека — летчика. Наблюдателя не было, и результаты разведки не внушали доверия. 10 декабря во время полета испортился мотор, и летчик был вынужден опуститься в устье реки. Сам он попал в плен, но самолет удалось отбуксировать. Для дальнейшей службы он не годился. Тем не менее полученные сведения достаточно убеждали в том, что выход Кенигсбергу закрыт не вполне. Помимо рукава, в котором был затоплен пароход Newbridge, имелось еще два, почему не оставалось другого выхода, как продолжать нести дозор. Ввиду желания адмиралтейства получить Chatham, пришлось послать ему на смену Weymouth.
Обстановка на берегу оставляла желать многого, но, несмотря на сложность положения, мы не собирались бросать начатое дело, и хотя решительные наступательные операции не могли иметь здесь места, все же перед нами были другие возможности.
Установив действительную блокаду, мы могли взять измором 4 000 немцев, крепко засевших в колонии. Хотя такой план возлагал новые тяготы на флот, однако, адмиралтейство не возражало. Еще в декабре оно изъявило согласие притти на помощь, но не скоро могло собрать нужные силы.
Районы операций охватывали побережье на 400 миль от нашей африканской территории до владений Португалии — Мозамбика. Блокада несколько упрощалась тем обстоятельством, что острова Пемба и Занзибар, расположенные на северном участке берега, принадлежали нам, зато крупным островом Mafia владели немцы. Остров находился близ устья реки Rufiji, представляя собою удобную базу для операций против Кенигсберга, и кап. 1 р. Друри-Лоу предложил его захватить. Ген. Уопшейр не возражал. 10 января, под конвоем Fox из Момбасы отбыли на Kinfauns Castle 6 рот туземной пехоты. Поскольку германский гарнизон состоял всего лишь из 6 европейских и 40 туземных полицейских, он почти не оказал сопротивления, и два дня спустя остров был взят.
Сразу объявить блокаду было нельзя, так как недостаток кораблей делал ее недействительной. В середине января командир Weymouth, кап. 1 р. Черч, вступил в должность старшего морского начальника, а Chatham, Kinfauns Castle и Fox пошли для необходимого мелкого ремонта в Бомбей, почему для наблюдения за Кенигсбергом, кроме Weymouth, остались только вооруженные буксиры Duplex и Adjutant и прибывший из Новой Зеландии на замену Fox старый крейсер Pyramus. В конце месяца присоединился Hyacinth, как раз во-время, чтобы сменить Weymouth. Местность у Umba оказалась по климатическим условиям настолько вредной для здоровья, что было решено эвакуировать этот пункт, для чего требовалась помощь Weymouth. К 10 февраля эвакуация благополучно закончилась, и крейсер вернулся к устью Rufiji. За время его отсутствия буксиры предприняли еще одну разведку, но неудачно. Adjutant погиб, команда его попала в плен. Снова подтвердилась необходимость ограничиться ожиданием, пока Kinfauns Castle не доставит новые самолеты. В нетерпении, дабы скорее разделаться с Кенигсбергом, адмиралтейство предложило ген. Уопшейру 2 000 человек морской пехоты, но генерал отказался, считая эту меру недействительной, и пехота была отправлена в Дарданеллы.
В середине февраля блокирующие силы собрались почти полностью. Пришел австралийский крейсер Pioneer и 4 вооруженных колесных парохода с мыса Доброй Надежды. Kinfauns Castle доставил самолеты. Начало блокады было объявлено с 1 марта. Однако, уже через неделю после начала пришлось ее ослабить. 7 марта, когда адм. Кинг-Холл прибыл на Goliath на о. Mafia, появились признаки активности противника в районе Rufiji, указывающие на возможную попытку Кенигсберга проскочить в океан, пользуясь равноденственными приливами. Ввиду этого адмирал считал благоразумнее пройти туда самому, оставив стеречь выход в океан Weymouth и Hyacinth, предоставив остальным кораблям нести службу блокады по мере сил и возможности. Кинг-Холл надеялся уничтожить Кенигсберг бомбардировкой с воздуха или с кораблей, корректируя стрельбу с гидросамолета; самолеты не оправдали надежд, и мысль эту пришлось оставить. Как на море, так и на берегу, если не считать кратковременной бомбардировки Lindi Goliath, операции остановились на мертвой точке, и немцы имели удовольствие наблюдать, как их беспомощный крейсер удерживал линейный корабль и 2 легких крейсера. 25 марта адмирал получил приказание перенести флаг на Hyacinth, и через неделю Goliath вышел в Дарданеллы.
Хотя операции против германских колоний в течение первой четверти года являлись безусловной обузой для флота, но все же они отвлекали меньше сил, чем германские крейсеры, еще гулявшие на просторе океанов. Они были главной причиной, не позволявшей уменьшить число кораблей, занятых в Камерунской и Южноафриканской экспедициях.
По счастью, ко времени окончательного выяснения характера Дарданельской кампании, меры, принятые по очищению от противника океанских торговых путей, увенчались успехом, и большинство наших кораблей, занятых охраной торговли, освободилось.
Читатель припомнит, что после Фалклендского боя оставались нетронутыми 3 немецких крейсера: Дрезден, Принц Эйтель Фридрих и Кронпринц Вильгельм. Первый ушел из боя, второй продолжал крейсерство в Тихом океане, а третий — Кронпринц Вильгельм — только что заставил говорить о себе в районе Пернамбуко, в котором наделал столько бед Карлсруэ. Последний все еще «существовал». Мы не только не знали об его гибели, но и немецкие крейсеры считали, что Карлсруэ находится где-то в северной части Атлантического океана. Исчезнувший крейсер сделался «летучим голландцем», донесения о нем постоянно поступали из разных районов, и мы уже знаем, что именно он на две недели задержал возвращение Princess Royal к Гранд-Флиту[96].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Операции английского флота в мировую войну"
Книги похожие на "Операции английского флота в мировую войну" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джулиан Корбетт - Операции английского флота в мировую войну"
Отзывы читателей о книге "Операции английского флота в мировую войну", комментарии и мнения людей о произведении.