Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Между натурализмом и религией"
Описание и краткое содержание "Между натурализмом и религией" читать бесплатно онлайн.
Данную книгу известнейшего немецкого философа Юргена Хабермаса (р. 1929), вышедшую в 2005 г., составляют работы, опубликованные в различных германских изданиях в 2003–2004 гг., а также написанные специально для нее.
Как всегда, Хабермас вводит читателей в круг наиболее актуальных проблем, характеризующих сегодня «духовную ситуацию времени». Речь идет о двух противоположных тенденциях: все более широкого распространения «натуралистического», естественно-научного, мировоззрения и очевидного оживления во всем мире религиозных верований, политизирования религиозных сил. Хабермас исследует предпосылки этих тенденций и само «поле напряжения» между натурализмом и религией. Задачей философии он считает осознание «вызовов», которые несет та и другая тенденция. Очень важное место занимает обсуждение способности современного демократического государства взять под защиту своих как религиозных, так и нерелигиозных граждан, обеспечить условия для их взаимной толерантности и для обоюдно обогащающего «учебного процесса» между ними.
Очевидно, что круг проблем, затронутых в книге, крайне актуален и для нынешней ситуации в России. На русский язык книга переведена впервые. Для читателей, интересующихся философским осмыслением состояния современного мира.
378
О единстве политической культуры в многообразии субкультур см.: Habermas J. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/M., 1996. S. 142 ff.
379
«Дело о платках» (фр.).
380
Об этом разделении см.: Fraser N. From Redistribution to Recognition? // Willett C. (éd.). Theorizing Multiculturalism. Oxford, 1998. P. 19–49.
381
О признании, позволяющем избежать этих патологий, речь идет в: Honneth A. Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M., 2000.
382
См. феноменологию расовой дискриминации в: Mills Ch.W. The Racial Contact. Ithaca (N.Y.), 1997. Ch. 2. P. 41–89.
383
См.: Kymlicka W. Multicultural Citizenship. Oxford, 1995.
384
См.: Taylor Ch. Multikulturalismus und die Politik der Anerkennung. Frankfurt/M, 1993. Здесь — и моя критика коммунитаристского воззрения на культурные права как права коллективные (S. 117–146).
385
О понятии таких «encompassing groups» см.: Margalit A., Raz J. National Self-Determination // Kymlicka W. (éd.). The Rights of Minority Cultures. Oxford, 1995. P. 79–92 (здесь P. 81 etc.).
386
Чем более всеохватными являются жизненные формы, тем мощнее их когнитивное содержание и тем больше они похожи на образы жизни, структурированные религиозными картинами мира: «The inescapable problem is that cultures have propositional content. It is an inevitable aspect of any culture that it will include ideas to the effect that some beliefs are true and some are false, and that some things are right and others wrong». [«Неизбежно возникающая проблема состоит в том, что культуры имеют пропозициональное содержание. Неизбежный аспект любой культуры заключается в том, что она включает в себя идеи — с результатом, что некоторые верования верны, а другие ложны и некоторые вещи верны, а другие ложны» (англ.).] Barry В. Culture and Equality. Cambridge, 2001. P. 270.
387
Под тем же заглавием опубликовано в: Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. Heft 3 (2003). S. 367–394.
388
Цели (греч.).
389
«Поиски счастья» (англ.); термин, введенный И. Бентамом.
390
См.: Habermas J. Faktizitàt und Geltung. Frankfurt/M, 1992. Кар. III; Ders. Ûbcrden internen Zusammenhang von Rechtsstaat und Demokratie // Ders. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/M., 1996. S. 293–305; Ders. Derdemokratische Rechtsstaat — eine paradoxe Verbindung widerspruchlicher Prinzipien? // Ders. Zeit der Ùbergànge. Frankfurt/M., 2001. S. 133–154. За нижеследующие соображения я выражаю благодарность участникам семинара, проведенного осенью 2002 г. в Northwestern University.
391
См.: Habermas J. Konzeptionen der Moderne // Ders. Die Postnationale Konstellation. Frankfurt/M., 1998. S. 195–231.
392
Таковая связь продолжается и в «теории коммуникативного действия»; о соответствующем «реконструктивном» методе см.: Peters В. Die Integration moderner Gesellschaften. Frankfurt/M., 1993. S. 371 ff.
393
См.: Derrida J. Gesetzeskraft. Frankfurt/M., 1991; Ders. Politik der Freundschaft. Frankfurt/M., 2000. О конституирующей взаимосвязи между правом и властью см.: Habermas J. (1992). S. 167–186.
394
К примеру, в: Derrida J. Die unbedingte Universitàt. Frankfurt/M., 2001.
395
Menke Ch. Spiegelungen der Gleichheit. Berlin, 2000. IX.
396
Ibid. S. 41.
397
Ibid. S. 33.
398
Я скептик и не выношу решения о том, соответствует ли интерпретация, которую Менке дает методу так называемой «деконструкции», практике Жака Деррида или же она целиком основана на понимании Менке.
399
См. введение А. Керна и X. Менке к изданному ими тому: Menke Ch., Kern А. Philosophie der Dekonstruktion. Frankfurt/M., 2002a. S. 7-16 (здесь S. 9).
400
См.: Menke Ch. Kônnen und Glauben // Menke, Kern (2002 a). S. 243ff.
401
Ibid. S. 247.
402
См.: Menke Ch. Liberalismus im Konflikt // Ders. (2000). S. 109–131.
403
Menke Ch. Grenzen der Gleichheit // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 50 (2002). S. 897–906. Далее ссылки на страницы в моем тексте относятся к этой статье.
404
Honneth A. Das Andere der Gerechtigkeit. Frankfurt/M., 2000. S. 133–170 (здесь S. 134).
405
Лицом к лицу (англ.).
406
См.: Gunther K. Der Sinn fur Angemessenheit. Frankfurt/M., 1988. S. 261 ff. и S. 335 ff.; об этом: Habermas (1992). S. 272 ff.
407
К формальным определениям права см.: Habermas (1992). S. 143 ff.
408
См.: Forst R. Kontexte der Gerechtigkeit. Frankfurt/M., 1994. S. 152–160; Habermas J. «Vernùnftig» versus «wahr» oder die Moral der Weltbilder // Ders. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/M., 1996. S. 95-127.
409
Тем самым (лат.).
410
См.: Menke (2002). S. 250.
411
См. критику моих процедурных воззрений, данную Ролзом в: Rawls D. Reply to Habermas // The Journal of Philosophy. XCII. 1995. P. 170 etc., а также мою реплику в: Habermas (1996). S. 124 ff.
412
См.: Fore (1994). S. 124 ff.
413
См. ниже раздел III.
414
Правда, Менке отвергает фаллибилистическое понимание своего тезиса. Однако он не дает этому убедительного обоснования. То обстоятельство, что последствия практических неправильных суждений, в общем, тяжелее, чем последствия теоретических неправильных суждений, не отнимает у моральных суждений и юридических решений эпистемического статуса высказываний, которые могут быть истинными или ложными. См.: Habermas J. Richtigkeit versus Wahrheit. Zum Sinn der Sollgeltung moralischer Urteile und Normen // Ders. Wahrheit und Rechtfertigung. Frankfurt/M, 1999. S. 271–318.
415
Нового Курса (президента Ф. Рузвельта) (англ.).
416
McCarthy Th. A. Die politische Philosophie und das Problem der Rasse // Wingert L., Gunther K. (Hg.). Die Ôffentlichkeit der Vernunft und die Vernunft der Ôffentlichkeit. Frankfurt/M., 2001. S. 627–654 (здесь S. 633).
417
Позиции в пользу жизни (англ.).
418
Позиции в пользу выбора (англ.).
419
Rawls J. Politischer Liberalismus. Frankfurt/M., 1998. S. 294.
420
Основываясь на предшествующем (лат.).
421
Менке (2000. S. 7) стремится поставить идею равенства в такое отношение «к обязанностям, вытекающим из индивидуальности», «которое уже с самого начала не решено в пользу приоритета равенства».
422
Ibid. S. 122.
423
См.: Seel M. Versuch ùber die Form des Glùcks. Frankfurt/M, 1999. S. 191 il
424
См.: Gùnther K. Ein normativer Begriff der Kohàrenz // Rechtstheorie. 20 (1989). S. 163–190; Ders. Warum es Anwendungsdiskurse gibt //Jahrbuch fur Recht und Ethik. Bd. 1(1993). S. 379–389.
425
За следующие соображения я обязан участникам семинара, проведенного осенью 2002 г. в Northwestern University.
426
Там располагается Верховный суд ФРГ.
427
См.: Mills Ch. W. The Racial Contract. Ithaca (N.Y.), 1997.
428
См.: Fraser N. Struggle over Needs // Ders. Unruly Practices. Minnesota, 1989. P. 161–190; Benhabib S. The Claims of Culture. Princeton, 2002. P. 114–122. [Рус. пер.: Бешабиб С. Притязания культуры. М., 2003 / Пер. В. Иноземцева.]
429
Мне неясно, что означает тезис, согласно которому «политика равенства должна формировать в себе позицию или добродетель воздавать должное опыту страдания и жалобам индивидов» (S. 905), если эта политика позволяет «(дойти) до крайности, чтобы равенство ограничивало само себя во взгляде на эти ограничения».
430
См.: Pauer-Studer H. Autonom leben. Frankfurt/M., 2000.
431
См.: Fraser N. From Redistribution to Recognition? // Willett C. (éd.). Theorizing Multiculturalism. Oxford, 1998. P. 19–49. Однако в предпринятых между тем ревизиях (см.: Fraser N. Rethinking Recognition // New Left Review. May/June 2000. P. 107–120) я не вижу совершенствования первоначального подхода. См. также: Fraser N, Honneth А. Umverteilung oder Anerkennung? Frankfurt/M., 2003.
432
Так у Барри {Barry. Culture and Equality. Cambridge [Mass.], 2001), который сводит притязание дискриминируемых групп на признание к нехватке «средств и опций», так как он измеряет гражданское равенство по дистрибутивной справедливости, то есть по «opportunities and resources» [«возможностям и ресурсам»), которые необходимы для того, чтобы у каждого гражданина были равные шансы также и фактически пользоваться одинаково распределенными правами. Это уподобление недостающего признания отсутствию привилегий, которое надо компенсировать, приводит затем, например, к контринтуитивному приравниванию религиозных убеждений веры к преференциям: «The position regarding preferences and beliefs is similar». [«Позиция, касающаяся преференций, аналогична позиции, касающейся верований» (англ.).] (S. 36). В соответствии с этим сикхам позволяется ездить на мотороллере в тюрбане, потому что в противном случае простор для выбора решения оставался бы несправедливо ограниченным для той или иной религиозной общины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Между натурализмом и религией"
Книги похожие на "Между натурализмом и религией" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией"
Отзывы читателей о книге "Между натурализмом и религией", комментарии и мнения людей о произведении.