Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Между натурализмом и религией"
Описание и краткое содержание "Между натурализмом и религией" читать бесплатно онлайн.
Данную книгу известнейшего немецкого философа Юргена Хабермаса (р. 1929), вышедшую в 2005 г., составляют работы, опубликованные в различных германских изданиях в 2003–2004 гг., а также написанные специально для нее.
Как всегда, Хабермас вводит читателей в круг наиболее актуальных проблем, характеризующих сегодня «духовную ситуацию времени». Речь идет о двух противоположных тенденциях: все более широкого распространения «натуралистического», естественно-научного, мировоззрения и очевидного оживления во всем мире религиозных верований, политизирования религиозных сил. Хабермас исследует предпосылки этих тенденций и само «поле напряжения» между натурализмом и религией. Задачей философии он считает осознание «вызовов», которые несет та и другая тенденция. Очень важное место занимает обсуждение способности современного демократического государства взять под защиту своих как религиозных, так и нерелигиозных граждан, обеспечить условия для их взаимной толерантности и для обоюдно обогащающего «учебного процесса» между ними.
Очевидно, что круг проблем, затронутых в книге, крайне актуален и для нынешней ситуации в России. На русский язык книга переведена впервые. Для читателей, интересующихся философским осмыслением состояния современного мира.
90
Букв, к этому; для данного случая, для данной цели (лат.).
91
Об апориях разумной пристрастности для создания отношений, при которых моральное действие только и становится требуемым от всех моральным действием, см.: Habermas J. Wege der Detranszendentalisierung. Von Kant zu Hegel und zuriick // Ders. (1999). S. 186–270 (здесь S. 224 ff.).
92
Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung. Frankfurt/M., 1988. S. 103–153.
93
Никто не обязан делать больше возможного (лат.).
94
На первый взгляд (лат.).
95
См.: GuntherK. Der Sinn fiir Angemessenheit. Frankiurt/M., 1988.
96
См.: Apel (2001). S. 77 f.
97
Ibid. S. 82. См. также: Bohler D. Warum moralisch sein? Die Verbindlichkeit der dialog-bezogenen Selbst- und Mitverantwortung // Apel und Burckhart (2001). S. 50: «Соответственность за что? В первую очередь, за испытание собственных притязаний на значимость, после этого за сохранение и по возможности за усовершенствование реальных условий для свободного, открытого миру проведения критических дискуссий (особенно по вопросам о правах человека) и, наконец, за практическое (политическое, экономическое и экологическое) учитывание или практическое применение их результатов».
98
См. ниже статью «Политическая конституция для плюралистического мирового общества?».
99
Введение к дискуссии с кардиналом Ратцингером, 19 января 2004 г.; опубликовано в: Information Philosophie. Oktober 2004. S. 7-15.
100
См.: Bockenfôrde E.W. Die Entstehung des Staates als Vorgang der Sàkularisation (1967) // Ders. Recht, Staat, Freiheit. Frankfurt/M., 1991. S. 92 ff. (здесь S. 112).
101
Временное соглашение (спорящих сторон) (лат.).
102
См.: Habermas J. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/M., 1996.
103
Естественному свету (лат.).
104
См.: Habermas J. Faktizitàt und Geltung. Frankfurt/M., 1992. Кар. III.
105
См.: Brunkhorst H. Der lange Schatten des Staatswillenspositivismus // Leviathan. 31, 2003. S. 362–381.
106
Bôckenfôrde (1991). S. 111.
107
Политиках (англ.).
108
См. ниже, с. 291 и сл.
109
См.: Neuner R, Wenz G. (Hg.). Theologen des 20. Jahrhunderts. Darmstadt, 2002.
110
См.: EderK. Europâische Sàkularisierung — ein Sonderweg in die postsàkulare Gesellschaft? // Berliner Journal fur Soziologie. H. 3. 2002. S. 331–343.
111
Всеохватным учением (англ.).
112
См.: Rawls J. Politischer Liberalismus. Frankfurt/M, 1998. S. 76 ff.
113
См., например: Singer W. Keiner kann anders sein, als er ist. Verschaltungen legen uns fest: Wir sollten aufhoren, von Freiheit zu reden // «Frankfurter Allgemeine Zeitung» vom 8. Januar 2004. S. 33.
114
См.: Habermas J. Glauben und Wissen. Frankfurt/M., 2001.
115
Не публиковалось.
116
За полезные комментарии я благодарю Райнера Форста и Томаса М. Шмидта; оба опубликовали собственные работы на рассматриваемую тему. Мелиссу Йейтс, занимающуюся в диссертации аналогичным вопросом, я благодарю за указатели литературы и стимулирующие дискуссии.
117
См.: Berger P.L. (éd.). The Desecularization of the World. Washington, 1999.
118
Разнообразных типов современности (англ.).
119
«Конфликта цивилизаций» (англ.).
120
См.: Вшита I., Margalit A. Okzidentalismus. Der Westen in den Augen seiner Feinde. Munchen, 2004.
121
См.: Norris R., Inglehart R. Sacred and Secular, Religion and Politics Worldwide. Cambridge (Mass.), 2004. Chap. 4.
122
См.: Habermas J. Der gespaltene Westen. Frankfurt/M., 2004.
123
Норрис и Инглхарт (2004, chap. 10) отстаивают классическую гипотезу, согласно которой секуляризация происходит в той мере, в какой наряду с улучшенными экономическими и социальными условиями жизни распространяется и чувство «экзистенциальной безопасности». Вместе с демографическим предположением, что коэффициент многодетности в развитых обществах падает, эта гипотеза в первую очередь объясняет, почему секуляризация сегодня в общем и целом охватила лишь «Запад». Исключение составляют США, во-первых, из-за того, что капитализм, менее подрессоренный социальным государством, как правило, подвергает население более высокой степени экзистенциальной неуверенности, и, во-вторых, из-за сравнительно высокой иммиграции из стран с обществами, сформированными в традиционном духе, где соответственно показываются высокие степени многодетности.
124
«Дни Просвещения прошли» (англ.).
125
Wills G. The Day the Enlightenment went out // New York Times. 4 November 2004. A 31. [«Может ли народ, который более пылко верит в Рождество Богородицы, чем в эволюцию, по-прежнему называться нацией Просвещения? Америка, первая реальная демократия в истории, была продуктом просвещенческих ценностей […]. Хотя отцы-основатели расходились между собой по многим вопросам, они разделяли эти ценности того, что тогда считалось современностью […]. Уважение к реальным данным кажется неуместным, когда опрос, сделанный перед самыми выборами, показал, что 75% сторонников г-на Буша полагают, что Ирак либо работал в тесном сотрудничестве с Аль-Каидой, либо был непосредственно замешан в атаке 9/11» (англ.).]
126
Бог, гомосексуалисты и оружие (англ.).
127
См.: Goodstein L., Yardley W. President Bush benefits from Efforts to build a Coalition of religious Voters // New York Times. 5 November 2004. A 19. За Буша проголосовали 60% испаноязычных избирателей, 67% белых протестантов и 78% евангелических, или выступающих за духовное возрождение, протестантов. Даже у католиков, обычно голосующих за демократов, Буш повернул традиционное большинство в свою пользу. Солидарность католических епископов, несмотря на согласие в вопросе об аборте, поразительна перед лицом того факта, что правительство, в отличие от церкви, защищает смертную казнь, а за кое-как обоснованную, нарушающую международное право агрессивную войну поставило на карту жизнь десятков тысяч американских солдат и иракских мирных жителей.
128
«Конгресс не должен принимать ни законов, уважающих религиозные установления, ни законов, запрещающих свободное отправление религиозного культа» (англ.).
129
Об этой «концепции уважения» см. исторически далеко идущее и в то же время систематически убедительное исследование: Forst R. Toleranz im Konflikt. Frankfurt/M., 2003.
130
См.: Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge (Mass.), 1971. § 33 etc.
131
О концепции толерантности на основе взаимного уважения см.: Forst (2003).
132
См.: Habermas J. Faktizitàt und Geltung. Frankfurt/M., 1992. Кар. III; Ders. Der demokratische Rechtsstaat — eine paradoxe Verbindung widerspriichlicher Prinzipien? // Ders. Zeit der Ubergange. Frankfurt/M., 2001. S. 133–151.
133
См.: Rawls J. The Idea of Public Reason Revisited // The University of Chicago Law Review. Vol. 64. Summer 1997. No. 3. P. 765–807 (здесь p. 769): «Ideally citizens are to think of themselves as if they were legislators and ask themselves what statutes, supported by what reasons satisfying the principle of reciprocity, they would think it most reasonable to enact». [«В идеальных случаях гражданам следует думать о самих себе так, как если бы они были законодателями, и задаваться вопросом о том, какие уставы при поддержке каких оснований, удовлетворяющих принципу взаимности, они посчитали бы наиболее разумным претворить в жизнь» (англ.).]
134
Rawls J. Political Liberalism. N.Y., 1993. P. 217. [«Идеал гражданства налагает моральный, а не правовой долг — долг благовоспитанности [или гражданского поведения] — быть способным объясняться друг с другом по таким основополагающим вопросам, как принципы и политика, которые граждане поддерживают, за которые голосуют и могут поддержать ценностями публичного разума. Этот долг также включает готовность слушать других и честный настрой при решении того, какую адаптацию к их взглядам следует разумно произвести» (англ.).]
135
Ролз говорит о «семействе либеральных концепций справедливости», с которыми может соотноситься публичное использование разума при интерпретации соответствующих действующих конституционных принципов. См.: Rawls (1997). Р. 773 etc.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Между натурализмом и религией"
Книги похожие на "Между натурализмом и религией" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией"
Отзывы читателей о книге "Между натурализмом и религией", комментарии и мнения людей о произведении.