» » » » С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви


Авторские права

С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви

Здесь можно скачать бесплатно "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Духовный отец в Древней Восточной Церкви
Издательство:
Православный Свято–Тихоновский Богословский институт
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
ISBN 5–7429–0117–8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Описание и краткое содержание "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать бесплатно онлайн.



Книга проф. С. И. Смирнова (1870–1916) посвящена истории развития института духовничества в Древней Церкви (рассматривается период Вселенских Соборов). Старчество в древних восточных монастырях и его организация, особенности совершения исповеди и покаяния в миру и монастыре — эти вопросы получают всестороннее освещение в широком контексте истории древнего монашества. Несмотря на то, что книга вышла отдельным изданием еще в 1906 году, она не утратила своего значения и поныне.






86

См.: Архиеп. Феодосии. Указ. соч. С. 153. Порядки лаврского старчества, по–видимому, отразились на старчестве палестинских киновий. В киновии Еваге, или преп. Серида, инок, прошедший новациат, становился старцем. Подчиняясь вообще настоятелю, он получал свободу и самостоятельность в келейной жизни. Жил отдельно. Старцу назначали в сожитие новоначальных до трех человек, которые служили ему и пользовались его руководством. Высшая степень подвижничества — уединение и безмолвие. Затворясь в келлии, подвижник отказывался от сожития с учениками и от руководительства новоначальными. Но он руководил и самих старцев советами и наставлениями, как, например, это делал преп. Варсануфий Великий, подвижник киновии преп. Серида. См.: Сладкопевцев П. Древние палестинские обители. Вып. IV. С. 63–65, 89 и след.

87

Петр, Дидуй (или Бонтуй) (см.: Annales du mus6e Guimet. Т. XVII. P. 258, 381–382, 605). Петр, Епоних, Тифой (см.: Казанский П. С. История монашества. Т. I. С. 264–265).

88

См.: Vita Sthephani. Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 543; рус. пер.: Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 79.

89

См.: Казанский П. С. История монашества. Т. I. С. 268, 270, 272.

90

См.: Там же. С. 261,264. Ср. у св. Василия Великого πρεσβύτερα — старица. PG. Т. 31. Col. 1157; рус. пер.: Т. V. С. 244.

91

См.: Pitra. Spicilegium solesmense, IV, cfr. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Т. II. P. 226–235^ рус. пер.: Заозерский Η А. (Душеполезное чтение. 1901. № 3).

92

Один добродетельный инок 22 года находился в повйновении старцу в чине новоначального. См.: Патерик, изложенный по главам. Гл. 14, § 14. С. 308–310. PL. Т. 73. Col. 949. Св. Стефан Чудотворец пятнадцать лет был в подчинении у преп. Иоанна Дамаскина. См.: Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 580; Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 146).

93

Патерик, изложенный по главам. Гл. 11, § 111. Ср.: PL. Т. 73.

94

Col. 940.

95

PG. Т. 88. Col. 708; рус. пер.: С. 62.

96

См.: PG. Т. 87. Col. 3033; рус. пер.: свящ. М. Хитрое. Изд. Троицкой Лавры. С. 197.

97

Т. II. Р. 90; рус. пер.: Т. II. С. 149–150. В житии преп. Феодосия рассказывается, как «все игумены пустыни (т. е. игумены общежительных монастырей) сидели с общим духовным отцем» (Жития… // Палестинский Патерик. Вып. 8, гл. 34. С. 56). Но, может быть, термин «духовный отец» здесь употребляется в общем смысле.

98

Сладкопевцев П. Древние палестинские обители. Вып. IV. С. 72.

99

См.: Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии. PL. Т. 22. Col. 449; рус. пер.: Т. I. С. 136. Кассиан. Собеседование 18. PL. Т. 49. Col. 1102–1109; рус. пер.: С. 504–507. Бенедикт. Regulae I cap. PL. Т. 66. Col. 246; рус. пер.: En. Феофан. Древние иноческие уставы. С. 594595. Обстоятельная речь о сарабаитах у Besse. Op. cit. P. 52, cfr. 21.

100

Преп. Иоанн Кассиан. PL. Т. 49. Col. 549; Марк Подвижник. PG. Т. 65. Col. 1045; рус. пер.: Добротолюбие. СПб., 1877. Т. I. С. 422–423; Св. Григорий Нисский. Творения, рус. пер.: Т. ΥΠ. С. 388; Преп. Дорофей. PG. Т. 88. Col. 1676, 1680; рус. пер.: М., 1856. С. 72, 76. Преп. Исидор Пелусиот пишет монаху Луке: «Если хочешь стать благоискусным монахом, не угождай своему своевольству и своенравию, но подчини свою волю тем, которые и жизнию, и временем, и трудом возделали уже и привели в устройство божественный виноградник и у которых легко тебе поучиться деланию. Ибо смешно и срамно и в низком ремесле переходить непрестанно от учителя к учителю, а божественное любомудрие, как что‑нибудь маловажное, предоставлять себе самим» (Epist. lib. I. 260. PG. Т. 79. Col. 337–340; рус. пер.: Т. I. С. 156).

101

PG. Т. 34. Col. 1092; рус. пер.: С. 108.

102

Насколько нам известно, в смысле восприемника, принимающего на свою совесть грехи ученика и его душу на свою, старец трактуется первый раз у преп. Иоанна Лествичника. См.: PG. Т. 88. Col. 1189; рус. пер.: 4–е изд. С. 274–275. Архим. Иннокентий (Пострижение в монашество. С. 45, 48, 50, 59, 64) полагает, что передача принимаемого инока старцу была составной частью обряда пострижения с самого начала монашества. Но приводимые им данные этого не доказывают.

103

PL. Т. 103. Col. 431; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 391.

104

PG. Т. 65. Col. 905; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 456.

105

PG T 34 Со1 руc пер.: С. 155. Однако инок не. должен был возноситься этим своим правом. «Брат сказал великому старцу: «Желал бы я, авва, найти старца по желанию моему и умереть с ним». Старцу не понравилось настроение инока, и он ему заметил: «Ты ли должен следовать воле старца или он последовать твоей воле, и тогда ты успокоишься?» Брат понял и раскаялся в своем превозношении» (Патерик, изложенный по главам. Гл. 10, § 160. С. 245. Ср.: PL. Т. 73. Col. 932).

106

PG. Т. 40. Col. 1132; рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 289.

107

PG. Т. 32. Col. 296; рус. пер.: Т. VI. С. 63.

108

См.: Трактат о подвижничестве. PG. Т. 71. Col. 632–633; рус. пер.: Т. V. С. 44–46.

109

См.: Преп. Иоанн Лествичник. PG. Т. 88. Col. 680, 725; рус. пер.: С. 40, 75.

110

См.: Преп. Иоанн Кассиан. Собеседование II, гл. 13. PL. Т. 49. Col. 542–543; рус. пер.: С. 193.

111

См.: Преп. Нил Синайский. PG. Т. 79. Col. 97–100, 1260; рус. пер.: Т. II. С. 242, 277.

112

Преп. Ефрем Сирин. Т. II. Р. 61, 79, 85; рус. пер.: Т. II. С. 106, 131, 142.

113

Vita Johani Damascini. Acta Sanctorum. Mai. Т. II. P. 24; Vita Stephani. Acta Sanctorum. Julii. Т. III. P. 550; рус. пер.: Палестинский Патерик. Вып. 11. С. 90–91. Интересно отметить, что этот инок скоро оставил назначенного отца духовного, боримый помыслами, и перешел к другому — св. Стефану. Р. 551, 553; рус. пер.: С. 93, 99.

114

Варсануфий и Иоанн. Άποκρ. 250. Р. 136; рус. пер.: С. 187.

115

См. выше: С. 37, примеч. 103.

116

См.: Acta Sanctorum. Maii. Т. И. P. XXIV‑XXV.

117

PG. Т. 88. Col. 721–724, 1189, 1196; рус. пер.: С. 72–73, 275, 279.

118

PG. Т. 79. Col. 229 (Lib. II. Epist. 67); рус. пер.: Т. III. С. 34. В наставлении новрначальным инокам Нил Синайский не советует домогаться «учительского достоинства», но, продолжает: «Если [инок] сделается способным приносить пользу и другим, то пусть делает сие ради награды, отложенной у Бога, как дело, которое обязан исполнить пред Богом и которое от Бога вознаграждается вечными дарами» (PG. Т. 79. Col. 532–533 (Lib. III. Epist. 263); рус. пер.: Т. III. С. 380–381).

119

Άποκρ. 620. Ρ, 305; рус. пер.: С. 401..

120

PG Т 31. Col. 632; рус. пер.: Т. V. С. 45. Трактат о подвижничестве. Col. 1400–1401; рус. пер.: Т. V. С. 403–404. Подвижнический устав. Гл. 21. «Сделаться сожителем» какого‑нибудь старца — значит выбрать его в руководители себе (Житие преп. Феодосия Киновиарха // Палестинский Патерик. Вып. 8, гл. 7. С. 9. Ср.: гл. 9. С. 16).

121

Έρωτησ. 500. Р. 246; рус. пер.: С. 324.

122

Блаж. Феодорит. История боголюбцев. PG. Т. 82. Col. 1308; рус. пер.: С. 28. В другом месте (Col. 1325; рус. пер.: С. 48–49) блаж. Феодорит называет сожителями при подвижнике Маркиане двух учеников, живущих в отдельной хижине вследствие тесноты подвижнической келлии; передает о другом подвижнике, Публии (Col. 1353; рус. пер.: С. 78), который «не позволял жить никому с собой, а учеников своих расселил по отдельным келлиям».

123

Т. I. Р. 301; рус. пер.: Т. I. С. 550.

124

См.: Палестинский Патерик. Вып. 9. С. 2–3. Житие Георгия Кипрского. Патерик, изложенный по главам. Гл. 4, § 68. С. 73; PL. Т. 73. Col. 871.

125

Блаж. Феодорит. История боголюбцев. PG. Т. 83, гл. 24. Col. 1460; рус. пер.: С. 193.

126

Έρωτησ. 247. Р. 134; рус. пер.: С. 184. Ср.: Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 405; рус. пер.: С. 365. По известию жития св. Антония (йак оно читается в некоторых рукописях), будущий архиеп. Александрийский Афанасий состоял учеником великого подвижника «и возливал воду на руки его» (Рус. пер.: Ч. III. С. 179). Известие это исторически неверно. По другому чтению, св. Афанасий слышал о подвижнике рассказы от его многолетнего последователя, «возливавшего воду на его руки» (Горский А. В. Житие св. Афанасия. Творения св. Афанасия; рус. пер.: Ч. I. С. 24–25, примечание). Для нашей цели свидетельство имеет значение в обоих чтениях. Возливающим воду на руки описательно йазван здесь ученик — сожитель старца.

127

Т. I. Р. 89; рус. пер.: Т. II. С. 149.

128

См.: PG. Т. 79. Col. 760, 752; рус. пер.: Т. И. С. 35, 43.

129

См.: Epist. Ammonis episc. ad Theophilum, papam Alexandriae, cap. IV, VIII. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. 55*, 56*; рус. пер. // Христианское чтение. Ч. 26. С. 14, 24.

130

Του όσίου яатрос ήμων Ίσαακ τά εύρεθέντα άσκητικά («Преподобного отца нашего Исаака найденные аскетические сочинения») (Leipzig, 1770. Р. 49–50; рус. пер.: 2–е изд. С. 54). Параллельное наставление читаем у преп. Иоанна Лествичника: «Исповедаемся доброму нашему суду, и притом ему одному» (μόνορ) (PG. Т. 88. Col. 681; рус. пер.: С. 41) и у позднего писателя–подвижника Григория Синаита (f 1328): «Не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено и кто, будучи беден, богатит многих по Писанию» (Добротолюбие. Т. V. С. 243). Относя слова Писания «спасение во мнозе совете» к тем инокам, которые открывают свои помыслы и поступки и делают все с советом, преп. Дорофей продолжает: «Не говорит [Писание] «в совете многих», т. е. с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеем доверие», т. е. со своим старцем (Поучение пятое. PG. Т. 88. Col. 1676).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Книги похожие на "Духовный отец в Древней Восточной Церкви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. И. Смирнов

С. И. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. И. Смирнов - Духовный отец в Древней Восточной Церкви"

Отзывы читателей о книге "Духовный отец в Древней Восточной Церкви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.