Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Княгиня Ольга"
Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.
…Сын Сварога и Свахи — Даждьбог… Сваха — покровительница любви и семьи…
Внимательнее всех слушал это Порсенна… Княгиня Ольга поглядывала на супругу князя Мала и пыталась догадаться, счастлива ли она. Любит ли ее князь? И сколько у него еще жен?
Княгиня Ольга, несмотря на свою молодость, была не по годам внимательна… Это она уже потом про себя поняла. Возможно, нелегкое детство без матери, суровый отец… жизнь берегини… Все это заставляло приглядываться к людям… Странно, что ей уже тогда не нравился Свенельд, варяжский воевода князя Игоря…
Ей показалось, что на дары, поднесенные ему и ей, Свенельд поглядел завистливо…
Однако князь Игорь ценил его как храброго воина и умелого воеводу….
Промчится и подземный водяной вихрь — где будто в этрусском зеркале отразится воздушный струистый поток…
Так Стрибог поддерживает порядок в воздухе, на земле и под землей. Ни одна струя дождя, ни один сильный ветер, ни одна подземная речка не укроется от его господства и силы. Вода и ветры в его власти, и горе тому, кто станет ослушником, кто прогневит его… Огни костров зажигают в праздник Красной горки и в честь бога Сварога, приславшего на землю огонь. Он сделал это молнией на холме Красная горка, где на вершине лежал сухой валежник. Сварог пустил свою стрелку и зажег его… Он пожалел людей, которые шли издалека с далеких гор… Они несли с Собой огонь, и таким мучением было сохранять его в пути… И вот дар Сварога, милого Сварожича… Сын Сварога — Даждьбог — был еще добрее к людям, потому что светил им Солнцем, нес тепло и свет, свое покровительство, свою щедрость. И можно было, не стесняясь, выпрашивать у него все — и добрые посевы, и милостивый свет, и тепло, столь благодатное людям. Вот они и просят: «Даждьбог! Даждьбог! Даждьбог! Днесь! И хлеба и тепла…».
Красная горка и его праздник: на горке ближе к Солнцу… Ближе к Даждьбогу… Он лучше расслышит мольбы людей о помощи, о покровительстве, о заступничестве перёд мраком, злом, холодом и болезнями… И уж тогда пошлет Хорса — с помощью и благами, и богатством, и всем добром, и всём хорошим… Хорошее — в руках Хороса, Хорса…
Хоре знает, кому что всего нужнее — кому торговля, кому добрые посевы, кому доброе оружие…
Княгине Ольге было приятно встретить праздник Красной горки на Древлянской земле… У нее в Пскове на родине Красную горку отмечали так же: жгли костры на холмах, водили около них хороводы, встречали рассвет песнями, просили у Даждьбога помощи во всех работах и заботах, молили Сваху о помощи в выборе мужа или жены, Хорса — о достатке… Говорили, что жадничать к нему в просьбах нельзя: будешь просить много, может отнять и последнее… А если уж Хоре разгневается — то будет нехорошо… не по его доброму изволению…
Когда Ольга плавала на реке Пскове берегиней, всегда побаивалась птиц — стрижей… Говорили, что это птица Стрибога, а потому живет она в береговых откосах, где вьет свои гнезда… Это было непривычно — птица, а живет в земле… Дети кликали ее береговой или земляной ласточкой… Но сердце падало всякий раз, когда стрижи прорезали воздух над головой, едва не задевая своими крыльями… Воздух — земля — вода… Вот и были стрижи у бога Стрибога на посылках зоркими стражами. Но чувство опасности и сторожкости осталось у княгини Ольги от стрижей на всю жизнь. Она и сейчас повела глазами — не летит ли стриж? Но лишь в отдалении заметила чернью линии над водой — видимо, там перед вечерней зарей носились стрижи…
Боги были одни, и сердца встретившихся теплели друг к другу… Все смотрели на дымящиеся кострами Красные горки. Всё молились и Сварогу, и Даждьбогу, и Стрибогу…
«А уж жена князя Мала непременно и Свахе!» — подумала тогда княгиня Ольга.
В каждом славянском княжестве поклонялись этим древним богам, и в дунайских славянских землях тоже. Боги были одни, а значит, и души родственные, близкие. Души ведь по богам крепятся. У каждого бога, как у пастуха, свое стадо овец — тех, кто слушают своего пастуха…
Князь Мал сказал тогда (а глаза его жадно смотрели на княгиню Ольгу и слова совсем не ладили с этими взглядами!): «Вот пройдет Красная горка, а следом и Радуница придет, приезжайте тоже к нам…».
Князь Игорь вежливо кивнул, и нельзя было понять, принимает ли он это приглашение, ждать ли его.
Свенельд стоял молча, и вид его был суровый. Эта суровость плохо вязалась с тем разлитым в воздухе благодушием, которое будто было принесено Стрибогом от костров и дымов Красных горок. Наконец князь Игорь промолвил:
— На Радуницу следует быть в Киеве. Со своим народом…
И князь Мал понимающе и одобрительно закивал.
Княгиню Ольгу удивило тогда, что Порсенна — будто совсем не в лад с происходящим — прошептал:
— У этрусков богиня ветров — Вейи, а у славян Стрибог — веет…
Она удивилась не этому сходству, а тому, что Порсенна будто поймал ее мысль о Стрибоге…
Она подняла на него глаза, и они улыбнулись друг другу. Сочувствие — со–чувствие… вместе чувствовать одно… Это было, может быть, самым драгоценным в жизни, но встречалось крайне редко. Если кто‑то чувствует как ты, значит, он подобен тебе, ты с ним душевная родня, ваши души знают друг друга…
С кем у нее сейчас душевное сочувствие? Как ни странно сказать, наверное, с Порсенной. А тогда он озадачил князя Мала и жреца, когда спросил их, не хранится ли у них Мумия[150], обмотанная льняными полотнищами. Он ищет во всех славянских землях эту Мумию, потому что на ней — этрусские письмена… Так сказали ему в землях Этрурии и попросили искать где только возможно. Вот он и объезжает все страны, племена и княжества…
Жрец ответил с улыбкой:
— Скорее в Киеве найдется, там пещер много глубоких… Или в Чернигове, туда еще Аполлон — греческий бог — раз в 19 лет прилетал к гипербореям. А северяне — это они…
Но Порсенна скорбно улыбнулся:
— Это было еще прежде…
И вдруг внезапно обернулся Свенельд, разглядывавший что‑то вдали. Его глаза горели почти желтым блеском — будто волчьи. Мгновенно нарушилось дружелюбие воздуха — потянуло холодом, заржали кони за стеной. Слетело наваждение — навьи[151] чары: ведь только что перед Красной горкой был Навий день, когда духи злой смерти гуляли по земле и могли схватить любого, кто попадется на пути… А уж они умеют выскочить неожиданно, когда люди безоружны и не готовы драться с ними…
Какие тут льняные этрусские полотнища, когда нужно составлять военный союз! Все княжества уже собирают войско, и только древляне помешкают.
Вещий князь Олег объединил многие княжества и племена — приильменских словен, полоцких кривичей, мерю, весь на Белоозере, чудь… В Смоленск, Любеч и Новгород он назначил своих наместников. «Примучил» он и древлян и наложил дань «по черной куне[152] каждого дыма».
Древлянское княжество участвовало в походе князя Олега на Византию в 907 году, но едва Олег умер, как оно отказалось и от участия в походах, и от выплаты дани.
Правда, щадя богатство и древность княжества, князь Олег не назначал сюда наместника, а оставил права распоряжаться князьям и старейшинам. Князь же Игорь отдал воеводе Свенельду право собирать дань с древлян с 922 года. Уже несколько лет Свенельд исправно это делает… Но отчего же он так угрюм и далек от всех? Будто боится сближения князя Мала с князем Игорем? Или сближения князя Игоря с князем Малом? Интересно — чего больше он боится…
Бог Хоре, как известно про него, часто перевоплощается в волка, и когда он таскает овец из стада, этим он наказывает его хозяина… Но откуда же в глазах Свенельда этот волчий блеск?
Он жаден к наживе, иногда страшно с ним находиться рядом: Ольга не робкая, но будто что‑то глубоко внутри запрятанное начинает подрагивать, a потом сплетается в ком беспокойства без всякой причины, будто неведомая угроза пришла откуда‑то и ты не знаешь о ней, но чувствуешь…
В гостях у князя Мала впервые ощутила княгиня Ольга эту особую породу Свенельда, его отъединенность от улыбающихся друг другу людей….
В детстве бабка сказала Ольге за теремом у необъятной ивы слова, что навсегда запомнились ей, как запомнились и текущие по морщинистому лицу слезы: «Твоя мать погибла, потому что не умела сдерживать сбегающих с ее языка слов. Погибнешь и ты — если не научишься молчать». Бабка сказала слово «погибла», а не «умерла».
Эти слова будто оглушили Ольгу, и она долго не могла говорить… Не раз после того она сидела под этой ивой, безучастно наблюдая шумящую жизнь вокруг, чувствуя себя будто чужой в ней. Вот мало летки–девицы с лукошками выходили в ягодник, посланные новой княгиней, распоряжающейся в доме. Вот пастух, потеряв скотину, оставив стадо на подпаска, прибежал домой, чтобы перед каменным Хорсом возжечь крапиву, лишающую страха. Свою просьбу к богу он читает громко и несколько раз: «Прошу тебя, Хоре, прошу тебя как Бога, унимай ты своих хортов полевых, лесовых и боровых, зажимай ты им зубы и губы своим хортам, чтобы они очами не видели, ушами не слышали мою скотину, в поле, в лесу и во всяком месте, и постанови ее, Хоре, на таком месте, чтобы моя скотина показалась хортам сухим пнем, гнилою колодою».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Княгиня Ольга"
Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"
Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.