Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Княгиня Ольга"
Описание и краткое содержание "Княгиня Ольга" читать бесплатно онлайн.
ISBN 5–17–013112–7 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5–271–04038–0 (ООО «Издательство Астрель»)
О великой русской княгине Ольге (? — 969), жене киевского князя Игоря Рюриковича, рассказывает новый роман писательницы–историка Светланы Кайдаш–Лакшиной.
Княгиня Ольга спустя долгое молчаливое время спросила:
— А что же твоя мать Ждана? Где она? И почему это от тебя скрывали?
Князь Игорь ответил не сразу:
— Для меня все было такой неожиданностью, что я ничего не спросил. Да ведь ты и сама теперь знаешь, что князя Олега ни о чем не следует спрашивать. Нужно ждать, когда он скажет сам. Я задал ему только один вопрос: «Моя мать еще жива?» И он ответил: «Нет…».
Впервые князь Игорь показался Ольге таким беззащитным, будто малый ребенок, он был даже почти покорен перед неожиданностью судьбы.
— Теперь мне хочется хоть что‑нибудь узнать о моей матери, — тихо сказал князь Игорь. — Я был в Старой Ладоге, но не знал, что это родной для меня город, что там я родился у русской княжны, а не у норвежки. Хотя какая разница? Но вот ведь князь Олег решил же посвятить меня в тайну моего рождения. И даже просил меня… сказать тебе, что и вовсе удивительно.
Княгиня Ольга перекинула косы через плечо и сказала:
— Я понимаю, почему князь Олег захотел, чтобы я узнала о твоей русской матери Ждане.
Князь Игорь удивленно вскинул брови.
— Да, да, понимаю. Если твоя мать русская, то и ты русский и это будет важно для наших всех, кто живет в нашем княжестве…
— Не зря, не зря князь Олег хвалит твой ум. — Князь Игорь засмеялся. — Вот ты догадалась сразу, о чем я даже и подумать не мог… А ведь и в самом деле — возможно, об этом он и думал…
Теперь, когда прошло столько лет, почему‑то трудно представить, как и почему выплывают одновременно разговоры ее с волховой Макоши о скифах, которые здесь жили давно и давно их не стало. А куда они ушли?
Порсенна знает все, знает он и о скифах. Сколько рассказывал о них князю Святославу, когда тот был маленьким и не отходил от своего наставника…
Тогда она была молода и ей казалось неважным, что был народ; ну, не стало его, куда‑то делся, а теперь все существенно и полно сокровенного смысла. Если народ исчез — кто в этом виноват? Его князья? Его жрецы? Его воины? Его пахари?
И как страшно, когда народ пропадает, как пропали этруски. Были — не были… Столько людей, столько подданных, столько правителей! Столько предсказателей! Неужели не могли они предвидеть такой судьбы? А если могли, то можно ли было предотвратить эту судьбу? И как могли боги убрать с лица земли Весь народ?
Остался один — бедный Порсенна…
Какой‑то чепухой казались его крики о том, что река Нера впадает в реку Тибр в далекой–предалекой стране Италийской — совсем недалеко от великого Рима.
— У вас, русских, привычка прибавлять ко всему — ЛЬ! Вот вы и сделали Нерль! А недалеко от Неры — старинный городок КАША! Надеюсь, княгиня, тебе не нужно объяснять, что такое КАША! — кричал Порсенна, воздевая руки.
Тогда, давно княгиня Ольга снисходительно улыбалась причудам. А теперь слушала внимательно, будто вновь.
— А рядом, рядом, княгиня, какие названия, будто на Руси ходишь! — БОЯНО! БОВИНО на реке Черваро! Река ПЕСКАРА и порт ПЕСКАРА на берегу Адриатического моря! ПЕСКИЧИ! Озеро ВАРАНО! Это же Вран ваш! Это все этруски оставили эти славянские имена! Так приятно ходить по твоим градам и княжествам — будто в родной Этрурии…
Долгое время призвание волховы Макоши не выходило у княгини Ольги из головы: откуда и как пришли к людям боги и богини — никак не доступно человеческому разумению.
Но когда княгиня Ольга стала христианкой, она начала относиться к этому по–другому: и боги стареют, как люди, и умирают, как они.
Да, Макушью, Макошью зовут верхнюю часть прекрасной конопли — так звали ее скифы, что делали из конопли одежду, неотличимую от льняной. Макушь, Макошь была у скифов богиней прядения, имя ее не произносили вслух… И она была супругой скифского бога… Но какого?
Кто научил скифов пахать землю? Говорят, что грек Триптолем прилетел на золотых драконах–змеях с зернами пшеницы и научил этому и пахарей–скифов и славян. А потом боги отослали его в царство мертвых, где он вместе Радамантом, Миносом и Эаком судит тени умерших. Они сидят на распутье трех дорог и каждого пришедшего отправляют по одной из них. Владения Гадеса, бога мертвых, были давно известны и славянам, которые самых мерзких тварей называют ГАДАМИ.
Радамант оправдывал применение силы против нападавших. Он был мудрым законодателем и уже на островах Блаженных женился на Алкмене, матери Геракла.
— И наша Радуница от Радаманта (!) и его Блаженных островов, где все души мертвых, — воскликнул тогда Порсенна.
И княгиня Ольга улыбнулась, сразу отметив его слово «наша». НАША РАДУНИЦА!
Общение живых людей с умершими! Что может быть сильнее этой радости! Всегда встречаться с теми, кто был тебе дорог.
Сделать прошлое настоящим и будущим!
Всегда любить тех, кого любил, и вечно с ними видеться!
Вечный праздник вечной встречи!
Всегда — самое прекрасное слово для женщин!
Всегда быть любимой! Всегда любить! Всегда — никогда не расставаться с теми, кто тебе дорог! Это и есть вечная жизнь…
Но только теперь княгиня Ольга поняла, что и боги смертны… Теперь для нее есть только один бог — Иисус Христос…
Тайна богини Макоши поразила княгиню Ольгу.
Богиня прядения скифов перешла богиней прядения и к нам, славянам–русам…
Столько лет княгиня Ольга была верховной жрицей, но не видела скифского деревянного ларца и ткани в нем… Жрецы скрывают тайны богов от всех, даже от них — жрецов–правителей…
Может быть, это и верно? Ну зачем было это знать князю Игорю? Он бы, если бы и узнал, то не обратил бы на это должного внимания: скифская — так скифская, не все ли равно…
А теперь, теперь она, княгиня Ольга, знает, что у скифов супругом богини Макоши был бог ПАПАЙ…
Как странно, что пока она была верховной жрицей, она не ведала многого из того, что узнала сейчас …
Папай — скифский бог, и это слово осталось у нас как ОТЕЦ. Папа… Все говорят, но никто не подозревает, что это имя скифского бога… Так люди расстаются со своими старыми богами.
Бог Папай стал ПАПОЙ в каждом доме, но ведь богиня Макошь осталась богиней воды и прядения… Холсты требуют воды, их нужно вымочить… А еще прежде следует отмочить сами стебли льна и конопли… Без воды ничего не получится… Все святилища Макоши стоят у воды…
Если не только поклоняться, но и обдумывать, сравнивать, то тогда можно понять и то, что от тебя скрывают.
Тайны богов скрывают от всех.
Но признание князя Игоря поведало, что и тайны князей охраняют не хуже жреческих…
Только узнав, что конопля — дар богини Макоши, княгиня Ольга теперь внимательно вглядывалась во все, что делали бабы с коноплей.
Сначала ее «брали» выдергивали из земли с корнем. Дергают непременно правой рукой и тут же отдают левой, собирая ее в горстку, в маленькие снопики… А потом составляют их в копны сушить…
Княгиня Ольга знала до тонкости все женские работы, только поэтому она и была доброй правительницей — она ведала дробности, части целого, из которых и складывается потом вся цельность, вся сложность, великость…
Обмолачивают коноплю особыми колотушками, и конопляное масло найдешь в каждом доме — от холопа до боярина и князя… Из этих зерен масло целительно…
А стебли… Стебли относят к пруду или в особо вырытые для нее копанки, там они лежат долго, а потом оставляют их часто и зимовать под снегом… А уж потом отправляют в мялку… Коноплю трепать…
В длинном бревне с выдолбленной расщелиной ходит большой деревянный нож, под него и подкладывают пучки конопли…
Но размятые снопы конопли еще требуют очистки от всех жестких остатков костры, и бабы месят эту коноплю ногами… Долго… Долго… Бабья забота — от бабьей богини… Но ведь хмель‑то почему оказался от Макоши?
Впрочем, и это тайна, которую теперь не разгадать… Но княгиня Ольга знает и как мед варить…
Медовые соты заливают теплой водой и непременно процеживают сквозь сито… А сито — это решето, а решето — такой же могущественный жреческий знак, как княжеский жезл… Вода, пролитая сквозь решето, особая и силой обладает особой…
Большой котел требуется для того, чтобы сварить мед, и в него выливают процеженный мед и кладут хмель, и варят с хмелем, а ситом снимают постоянно пену… Тут свои подробности — у кого какой котел, какой мед, какое сито. А главное — какое терпение, чтобы не надоело часто–часто пену снимать…
Ни одной пенки нельзя оставить — может испортить весь котел — все труды пойдут прахом…
А уж когда варево остынет — и опять у каждого свой норов, свое время, свои приметы. Тогда остудить, вынуть хмель и добавлять ячменный или ржаной солод… И как делать солод, знает княгиня Ольга…
А варят мед не над костром… Никогда… Его выливают в деревянные, непременно дубовые бочки или глиняные корчаги и опускают в них раскаленные камни… Но вот какие камни и какой величины — опять у всех свой подход, своя причуда… Сколько медоваров — столько и норовов…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Княгиня Ольга"
Книги похожие на "Княгиня Ольга" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Светлана Кайдаш–Лакшина - Княгиня Ольга"
Отзывы читателей о книге "Княгиня Ольга", комментарии и мнения людей о произведении.