» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Ряд исследователей в области психологии профессионализма подчеркивают важность для специалиста владеть этим внутренним средством деятельности: «Занимаясь каким-то делом «здесь и сейчас», важно уметь мобилизовать себя… на полную отдачу сил. И отдача здесь обязательно обернется обретением: наши способности – как умственные, так и физические, как общие, так и специальные – развиваются только в напряженной деятельности»[63, с. 108].

Практика показывает, что хирурги высокого профессионального уровня, как правило, делают только одну короткую, но чрезвычайно трудную часть операции, в условиях исключительно собранного внимания. «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своем теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»[цит. по: 10, с. 8].

Полная вовлеченность является необходимым условием успеха и в работе психотерапевта, так как понять человека, почувствовать чужое горе зависит не от его чувственности как таковой, а от того, присутствует ли он полностью в своих возможностях перед этим человеком. Научиться «пребывать» тут, быть «совершенно присутствующим» трудно, но при общении с человеком только такое «совершенное присутствие» имеет смысл, подчеркивает митрополит Антоний Сурожский[151, с. 15].

Таким образом, профессионалом является такой человек, который может и должен соответствовать требованиям текущего момента, умеющий разрывать свою непрерывность, освобождаться из-под власти стереотипов и порождать совершенно новый, предельно точный, единственный и необходимый ответ.

Вторым основанием профессионализма будет являться органичное переплетение работы практического психолога и социальной жизни.

Более определенно по этому поводу говорил М. Хайдеггер: «…по-настоящему мастер присутствует лишь в своей работе»[163, с. 102].

В связи с этим можно подчеркнуть, что деятельность профессионала всегда имеет личностный оттенок, т. е. в ней всегда отражается и воплощается его личность. Во всем, чем он занимается, будут просматриваться его мысли или поступки, он будет соответствовать себе и в то же время узнавать самого себя. На этот «узел», прочно связывающий себя и дело, не раз опирался в своей практической работе К. Юнг: «…только наши дела покажут, кто мы есть»[168, с. 432].

В этом видится стойкая потребность выражать самого себя в своем деле, в этом проявляется отличие в деятельности профессионала от простого исполнителя. Потребность в воплощении самого себя в своем деле видится нам как базовое условие становления стойкого интереса, мотива к той или иной профессиональной деятельности. Жизненные пути выдающихся психологов, ученых с убедительностью обнаруживают именно это стойкое качество профессиональной мотивации.

В связи с этим очень важно в обучающихся пробуждать потребность «выражать себя в деле», а не просто обогащаться информацией, открывая перед будущим специалистом возможность занять принципиально иную позицию по отношению к учебно-воспитательному процессу, к жизни в целом. Это является особой задачей высшей школы.

Третьим основанием, без которого просто немыслим процесс профессионального становления, будет являться уровень развития ценностно-смысловой сферы. Сопоставляя творчество Моцарта и Сальери, Б.М. Теплов обращает внимание на то, что именно ценностно-смысловая сфера профессионала является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает этот процесс, а вместе с ним и личность профессионала: «.сочинение музыки для Моцарта было включено в жизнь, являлось своеобразным переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превращаясь в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной. Сальери становится рабом «злой страсти», потому что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, замечательное профессиональное мастерство, – человек с пустой душой. Наличие одного лишь интереса, вбирающего в себя всю направленность личности и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, неизбежно лишает человека внутренней свободы и убивает дух»[153, с. 308–309].

Надо отметить, что студенты нуждаются в уточнении, развитии, конструировании своего личностного ценностно-смыслового пространства, осознании места и роли в нем профессиональных ценностей.

Анализ анкетирования – диалога студентов психологического факультета МГУ, как правило, дает сложные системы смысловых связей, раскрывающих профессионализм. Так они ориентируются на саморазвитие, самореализацию, где подразумевают свое развитие, раскрытие своей универсальности и стремление реализоваться в жизни.

Под личностным самоопределением они подразумевают поиск ответа в себе и не стремятся перекладывать ответственность на других; пытаются исходить из внутреннего стержня во всех своих действиях.

Под профессиональным самоопределением они подразумевают:

• стать хорошим специалистом, быть востребованным в обществе, жить в контексте жизни других людей, утвердиться в обществе. У них выражена ориентация на конечный результат – стремление стать интересным человеком и оставить о себе память, передать что-то последующим поколениям;

• иметь определенный социальный статус, имидж, позволяющий сделать карьеру, в личной и общественной жизни, быть популярным и уважаемым у пациентов;

• иметь экзистенциональные ценности, подразумевающие умение прощать, терпеть, доверять и быть счастливым и свободным. Обрести полноту и радость жизни.

Анализ выявленных смыслов и форм приводит нас к выводу о том, что студенты таким образом сообщают нам общекультурные и профессиональные штампы, которые необходимо учитывать в специальной подготовке. Сформулированные ими смыслы еще не наполнены их личным, конкретным внутренним опытом, и, соответственно, им еще не принадлежат и не стали их «внутренними свойствами», подмечал А.Н. Леонтьев.

Поэтому перед педагогом всегда стоит вопрос: каким образом выявленные смыслы внедрить в сознание обучающихся? Вот почему необходимо в процессе совместной деятельности создавать условия для творческой атмосферы, чтобы обучающиеся сами открывали возможности своей будущей профессии и ориентиры предстоящего профессионального становления.

Практическая деятельность психолога требует от него высокой степени оперативности, креативности, динамизма, способности быстро принимать решения в различных ситуациях социального взаимодействия.

Однако необходимо учитывать и следующее: чтобы психолог состоялся как специалист, ему недостаточно овладеть профессионально необходимыми знаниями, умениями и навыками, методами и нормами предстоящей деятельности, недостаточно даже рефлексивных способностей и других методических умений. Для этого просто необходимо трансформировать сознание, изменить язык и стоящие за ним значения и смыслы. Это не происходит путем простого усвоения специальной лексики и определения понятий. Необходимо, чтобы изменилось «видение» и, соответственно, «картина мира». Это – долгий и не всегда успешный процесс. Так, при изучении иностранного языка трудно отучить студента от использования речевых оборотов родного языка. «…Человек оказывается не готов принять иной смысловой мир и пытается «вписать» его в смысловую систему родного языка, в результате чего «.иностранный язык отторгается сознанием изучающего его субъекта… Задача обучающего – помочь обучающемуся вписать в свой индивидуальный контекст новый смысловой мир. < … > Качественно изменяя языковую картину мира индивида, новый язык неизбежно влияет и на общую картину мира в когнитивной сфере. Усвоение новой языковой системы в конечном счете приводит к изменению «угла зрения» на окружающий мир…»[165, с. 70, 72] – пишет Т. К. Цветкова.

Видимо, подобное происходит и с усвоением профессионального языка. Его также необходимо «вписать» в смысловую структуру, которая сыграет роль посредника в процессе присвоения новой системы понятий и соответствующей трансформации языковой картины мира. Именно схемы задают картину мира и организуют чувственный опыт. В связи с этим задачей образования является освоение имеющихся в культуре схем и развитие способности к порождению своих собственных. Освоение и выработка схемы в какой-либо предметной области становятся инструментариями теоретической и практической деятельности специалиста.

Благодаря организованной профессиональной подготовке студент может стать классным специалистом, способным решать стандартные задачи в пределах своей компетентности. Но профессионалом можно стать, только утверждая в себе возможность движения по вертикали, постоянно превосходя в себе уже сложившиеся стереотипы поведения и мышления. Такое понимание профессионального становления – «личностный рост» – внутри и через специальные виды общественно востребованной работы реализуется на практике по пути самосовершенствования, требующего инициативы и прямого влияния педагога. Отсюда становится понятной важнейшая роль наставничества в образовании психолога-исследователя. Очевидно, что институт наставничества необходим и для будущих преподавателей психологии. Именно в моменты духовной близости наставник и его подопечный открывают в себе возможность и получают опыт непосредственной работы с человеком. Профессиональное становление определяется временной перспективой и задается привлекательным образом профессии и себя в ней как профессионала. Вот почему задачей построения детально проработанного образа собственного профессионального будущего и своего личного, как профессионала, является центральной задачей на ранних этапах профессионализации психологов. Необходимо отметить еще одно направление профессиональной подготовки, связанной с профессией «психолог», которая предъявляет существенные требования к личности специалиста.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.