» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Моделирование как самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели консультирования в режиме личностно-ориентированных технологий, с обязательным обсуждением работы (моделей консультирования).

Рефлексия в виде дискуссии по результатам деятельности педагогов и обучающихся.

Для практического обучения студентов-практиков в отдельных вузах создаются лаборатории практического психологического консультирования граждан – «психологические клиники», где могут применяться следующие методы формирования практических знаний, навыков и умений.

Ко-терапия представляет собой метод обучения психолога-практика и студентов старших курсов, состоящий в организации совместного консультирования, в процессе которого непосредственно консультационную деятельность ведут два терапевта, один из которых на начальном этапе обучения является ведущим, второй – ведомым. В идеальном варианте это союз двух специалистов, в равной степени участвующих в процессе.

Немалое число консультантов (особенно групповых) предпочитает работать с ко-терапевтом. К преимуществам такой работы относятся наличие разных углов зрения на проблему, и возможность делить функции, возможность отдохнуть и привести себя в рабочее состояние, пока второй ко-терапевт работает, возможность обсудить и получить обратную связь по поводу своего реального поведения в процессе консультирования. Сотрудничая, терапевты расширяют и спектр возможных реакций переноса. Кроме того, отчетливее проявляется природа и степень выраженности искажений переноса, поскольку пациенты расходятся в своих реакциях как на каждого из ко-терапевтов, так и на отношениях между ними. Важным аспектом, делающим необходимым данный метод обучения в процессе подготовки практических психологов, – это возможность снизить страх начинающих консультантов, повысить их компетентность. Приступая к консультированию, присутствие студента в роли ко-терапевта уже обеспечивает ему повышение его компетентности, дает возможность включенного наблюдения процесса, снижает тревогу и создает необходимую для эффективного обучения атмосферу принятия и доброжелательности.

Следующим методом является супервизия, необходимость которой в процессе формирования практических навыков психологической работы не вызывает сомнения. Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на целях и направлениях своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого консультирования, планировать и прогнозировать эффекты вмешательств, осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы проводимого консультационного вмешательства. Для понимания специфики проведения супервизионных занятий определим основные составляющие этого процесса:

а) супервизор – это квалифицированный специалист-психолог, проводящий супервизию путем профессионального консультирования студента, осуществляющего практическую работу. Супервизия, в данном случае, проводится преподавателем-практиком на основе наблюдения и анализа зафиксированных фрагментов практической работы студента с непременным обсуждением особенностей терапевтического контакта, выстраиваемого в процессе консультирования, текущей и планируемой стратегии и тактики воздействия. Обсуждение проводится в форме диалога и обратной связи преподавателя-супервизора, завершается его устными рекомендациями и письменным заключением;

б) супервизируемый (объект супервизии) в данном случае – это студент, самостоятельно проводящий практическое консультирование. Потребность в супервизии определяется необходимостью профессионального и личностного роста студента как практического психолога, что приводит к необходимости квалифицированного анализа проведенной работы. Предварительная подготовка к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с клиентом (разные фазы работы: от интервью и формулирования запроса, выделения психологических мишеней и заключения контракта, информирования клиента о целях и последовательности избранных методов воздействия, до подведения итогов работы). Кроме того, суперви-зируемый должен предусматривать концептуальное обоснование выбранной стратегии консультативного воздействия. В фокус внимания супервизии попадают также личностные проблемы супервизируемого при наличии тесной связи первых с ошибками практической психологии.

В процессе супервизии педагог, осуществляющий данную работу, организует поддерживающие, нормализующие и сдерживающие вмешательства, в целях создания в процессе обучения атмосферы доверия, создающей возможность открытого обучения, совместного исследования и диалога в процессе работы. Содержательный диалог имеет принципиальное значение для обучения специалиста-практика, позволяет систематизировать представления о методах консультационной работы, лучше разобраться и в аргументации оппонента, систематизирует мышление.

Наряду с этим задачи супервизии включают: помощь студенту в ходе обучения; рассмотрение проблемы клиента с разных точек зрения; свободное высказывание своих концепций; стойкое перенесение изменения своего представления о мире; научение в управлении эмоциональными реакциями и аффектами; наработку профессионального опыта, научение консультанта слушать, внимательно наблюдать все вербальные и невербальные проявления клиента и т. д. При этом для анализа в процессе супервизии могут предоставляться разные уровни консультационного процесса: специфика взаимодействия в процессе консультирования, эффекты переноса и контрпереноса, особенности консультативного контакта и контакта между психологом и клиентом, стратегии консультирования, выбираемые психологом методы воздействия, собственные реакции консультанта, этап практической работы, и т. д.

В процессе супервизии используются такие методические приемы, как наблюдение, анализ, обсуждение, обратная связь, рекомендации.

Проведение супервизионной сессии должно начинаться с выявления фокуса внимания супервизии и формы, в которой она будет проходить.

Кроме того, С.А. Кулакова указывает на то, что супервизия должна позволять студенту открыто размышлять, высказывать предположения, задавать любые вопросы независимо от степени их важности и обсуждать свои переживания в той мере, в какой супервизируемый считает нужным, не испытывая страх перед критикой, унижением или шантажом. В рамках обучения студент должен иметь возможности выражать инстинктивные реакции на пациентов, обсуждать проблему контрпереноса, высказывать свои сомнения и делиться своими ассоциациями и догадками. Контрперенос может быть обнаружен супервизором или самим терапевтом в ходе супервизии, а также заподозрен с появлением неожиданных изменений поведения или необъяснимых аффективных реакций. Эти события могут происходить в психотерапии или супервизорских сессиях и нуждаются в проработке.

Несмотря на достоинства метода, во-первых, часто в процессе работы супервизор сталкивается с сопротивлением. Зачастую мысль о том, что работа подвергается оценке, вызывает у обучающегося чувство тревоги, беспокойства и уязвимости, значительно ухудшающее его действия. В этом случае необходимо помнить, что чувства беспомощности и смятения нередко сопровождают начальный этап процесса обучения, поэтому для сохранения взаимного достоинства и профессионального роста преподаватель и учащийся должны терпимо относиться к чувствам друг друга. С точки зрения многих психотерапевтов, положительный эффект супервизии зависит от удовлетворения потребности обучающегося в супервизорской поддержке, уважении и обучении. Если каких-то элементов не достает, супервизия может быть «сорвана», а у супервизируемого возникнут негативные переживания.

Во-вторых, проблема, вызывающая сложности супервизионного воздействия, состоит в специфике личностных качеств самого супервизора. Неэффективный супервизор, по мнению С.А. Кулаковой, характеризуется следующими качествами: неподдерживающий, ригидный, закрытый, негибкий, не уважающий супервизируемого, колеблющийся, нечеткий, непрямой, имеющий жесткие установки в отношении мужских и женских ролей.

Супервизия предполагает множественные уровни ответственности, так как супервизор выступает в роли учителя и оценщика. По мнению С.А. Кулаковой, на первом уровне супервизии идет обучение сбору базисной психологической информации о клиенте и анамнезе возникновения предоставляемой для консультанта проблемы. Идет отработка планирования системы практической помощи. Второй уровень является более сложным для анализа, так как на этом уровне выделяются и анализируются такие процессы и явления, как консультационный процесс, психодинамические параметры, включая перенос, контрперенос, сопротивление и продвинутые методы воздействия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.