» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






4.2. Особенности профессиональной подготовки практического психолога

Особенностями профессиональной подготовки специалистов в высшей школе, естественно, является их предстоящая практическая деятельность. В связи с этим психолог в силу особенностей своей профессии всегда находится в определенных отношениях с людьми, которые могут быть как коллегами, так и пользователями, клиентами и заказчиками. Обращение за психологической помощью продиктовано не только индивидуальными особенностями жизни конкретного человека, но и их информированностью о возможностях получения такой помощи.

Благодаря разъяснениям в средствах массовой информации представление о деятельности специалистов-психологов в последнее время значительно повысилось. Это проявляется в увеличении количества обращений к практическим психологам и грамотности психологических запросов в связи с возникшими сложностями в социальной, культурной и религиозной жизни основной массы населения.

Практическая психология в последние годы стала выделяться в отдельную отрасль, и в качестве своего специфического предмета она рассматривает принципы, методы и формы психологической помощи, психологической поддержки, психологического содействия, психологического сопровождения и формирования человека. В связи с этим одной из основных задач практической психологии, по мнению Г.С. Абрамовой, выступает задача обоснования психологического воздействия на человека в целях развития его природных возможностей. В связи с этим в практической психологии выделяют три уровня[15, с. 151] решения предстоящих задач.

Во-первых, это научно-исследовательские задачи, представляющие собой изучение закономерностей развития и формирования личности для разработки методологических основ деятельности практического психолога: конструирование способов, методов и средств профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.

Во-вторых, решение прикладных задач, связанных с разработкой специальных обучающих программ, учебных пособий, методических материалов по практической психологии для подготовки специалистов; обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов, нормативных документов профессиональной деятельности; выработка общих принципов сопровождения развития личности, а также функционирования коллективов, учебных групп и других объединений людей.

В-третьих, практические задачи, как правило, определяются конкретными проблемами непосредственно по месту работы психолога-практика, т. е. в форме оказания психологической помощи конкретным людям. При этом в зависимости от индивидуальных особенностей клиента и степени сложности его проблемы психологическая помощь может носить разный по продолжительности и глубине характер, осуществляться по итогам диагностики в форме психологического консультирования или психотерапии. Но в любом случае психологическая помощь распространяется преимущественно на того, кто за ней обратился.

Будущим психологам важно осознать, что их профессиональная деятельность связана с необходимостью осуществлять эффективное общение с разными людьми. Фундаментом возникновения и развития рефлексии будущих психологов является взаимодействие субъектов учебно-профессиональной деятельности, которое требует понимания в согласовании целей, методов и приемов для достижения результата.

Таким образом, профессиональная деятельность определяет уровень профессиональной подготовки будущих специалистов. Под профессиональным образованием в связи с этим мы понимаем специальное образование, которое характеризуется как процесс приобретения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач профессиональной деятельности и развития значимых качеств личности.

Но при всем этом существует и еще один аспект в работе психолога-практика, который затрудняет подготовку профессионалов. Речь идет именно об умении решать задачи помощи человеку. Даже в математике хорошая теоретическая подготовка не гарантирует успешного решения задач. В психологии, где каждая задача всегда уникальна из-за уникальности человека, поиск решения, способного действительно помочь человеку и не создать ему новых проблем, всегда предполагает синтез науки и искусства; чтобы его осуществлять, необходим «дар божий», который шлифуется не столько обучением, сколько воспитанием, формирующим психолога как личность с повышенным чувством ответственности за свои дела. Легко записать в стандарт набор личностных компетенций, но где технологии, способные сформировать эти компетенции, и где преподаватель, владеющий этими технологиями? Ниже мы постараемся в той или иной степени ответить на данные вопросы.

Процесс получения такого образования, механизмы усвоения профессиональных знаний и умений, формирование начальных этапов профессионализма является предметом исследования педагогической психологии. На современном этапе развития она изучает возрастные и индивидуальные особенности личности в системе образования; психологические основы профессионального обучения и профессионального воспитания; психологические аспекты профессиональной деятельности и ее субъекта, т. е. человека-специалиста.

В связи с этим необходимо отметить, что любая образовательная система, ее организация и содержание учебных программ определяются как минимум двумя факторами:

а) возможностями самих обучающихся;

б) социальным заказом, требованиями общества к содержанию, продолжительности и качества образования.

Эти факторы детерминируются спецификой различных ступеней образовательной системы: дошкольной, школьной, средней специальной и высшей. Однако необходимо отметить, что на рынке образовательных услуг потребителям требуются в первую очередь люди, овладевшие «ремеслом», которые приобрели необходимые знания и умения, значимые для профессиональной деятельности. Следует учитывать, что ориентация учебных заведений и обучающихся на сегодняшний день, требования рынка не должны занимать ведущее место в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Такая привязка к запросам рынка труда неизбежно обрекает практику на консервацию старых технологий и техники, потому что подготовленные для них кадры могут работать лишь по старым технологиям и не умеют не только создать новые направления деятельности, но зачастую даже их освоить. Нам представляется, что обучение ремеслу оказывается выгодным лишь в первом поколении технологий, тогда как обучение профессии ориентировано на будущее.

Сегодня психология стала востребованной практической профессией. Это требует увеличения доли овладения ремеслом в обучении психологов-практиков. Поэтому было бы целесообразно для них создать особый стандарт. Однако работа психолога-практика, который не ограничивается решением прикладных задач организаций и учреждений, а пытается помочь отдельному человеку справиться с проблемами, требует не только, а может и не столько владения ремеслом, сколько профессионализма в понимании человека. И плохо, что академическая психология не имеет выхода на человека, а теория практикующего психолога только создается.

Основными условиями (основаниями) профессионального становления специалиста могут быть следующие.

Первое – творческое отношение и подход к делу.

В профессиях, ориентируемых на работу с людьми, неопределенность ситуаций значительна: человек как объект и предмет труда требует и заслуживает неповторимого, индивидуального к себе отношения.

Только профессионализм соизмерим с творческим отношением к делу, он постоянно совершенствуется, видоизменяется, рождается в процессе самой работы, на каждом ее этапе. При этом этапы могут и не вытекать из предшествующего, а рождаться моментом истины чего-то нового – мысли, чувства, понимания, действия. В противном случае человек всего лишь реализует стереотипы поведения, мышления и чувствования, лишенные живой мысли, живого чувства. В данной ситуации выход только в одном, а именно – это выход за рамки стереотипов, казенщины, формализма.

Внутренним средством и основным условием профессионального успеха и мастерства будет являться полная вовлеченность в то, что делается в данный момент. На практике это ясно видел К.С. Станиславский, который писал: «…Если человек не умеет собирать мысль, чувство, слово, бдительно не умеет все силы своего организма заставить действовать в одну сторону, в одном направлении, он похож на несносную мигающую лампу, невыносимую для зрения. Человек, не владеющий этой силой бдительного внимания, вечно раздваивающийся в своих задачах, – только ремесленник»[150, с. 80].

Это условие творчества Станиславский положил в основание своей системы: «Мы нашли две общие всем ступени творчества: сосредоточенность и бдительность внимания… Моя система учит ежеминутному творчеству, в которое входит сосредоточенность < … > через сконцентрированное цельное внимание < … > Центр человеческого творчества – внимание. На него и надо ставить упор, его надо развивать и контролировать»[там же, с. 54, 57, 82].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.