Томас Сас - Фабрика безумия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Фабрика безумия"
Описание и краткое содержание "Фабрика безумия" читать бесплатно онлайн.
Чем была психиатрия до падения Берлинской стены по обе стороны от нее и какие мрачные корни в глубине веков она имела, какова тираническая психология негодяев, претендующих на священное звание врачей вчера и сегодня, как оправдывалось насилие в отношении «козлов отпущения» в эпоху развитого индустриального общества, как и почему больницы стали средством массового истребления и «успокоения» нежелательных его элементов, из какой извращенной логики исходили господа, лечившие половые «извращения», — обо всем этом в замечательной книге человека, по праву занимающего свое место в пантеоне борцов за освобождение человеческой природы рядом с Эрихом Фроммом и Гербертом Маркузе.
Книга рекомендована к прочтению психиатрами и их пациентами.
317
Ibid., p. 14.
318
White A. D. A History of the Warfare of Science with Theology in Christendom, pp. 360—361. В этой связи см. также: Cohn N. The Pursuit of the Millennium, а также: Warrant for Genocide.
319
Hughes P. Witchcraft, p. 64.
320
Leschnitzer A. The Magic Background of Modern Anti-Semitism, pp. 144—145.
321
Ibid., pp. 98—99.
322
Ibid., p. 146.
323
Ibid., pp. 164—165.
324
Сходным образом обычный медико-психиатрический взгляд на сумасшествие приводит к концентрации на душевнобольном и к соответствующему пренебрежению психиатром. Свыше десяти лет я настаивал на том, что такой взгляд является по меньшей мере недостаточным, а по сути ложным и что для понимания институциональной психиатрии (или деятельности движения за душевное здоровье) мы должны изучать психиатров, а не душевнобольных. В этой связи см.: Szasz Т. S. Science and public policy: The crime of involuntary mental hospitalization // Med. Opin. & Rev. 1968. 4: 24—35 (May).
325
Miserables (франц.) — отверженные, убогие. (Примеч. пер.)
326
Hollingshead A. B., Redlich F. С. Social Class and Mental Illness.
327
Roman Р. М., Trice Н. М. Schizophrenia and the Poor, pp. 14, 37.
328
См. гл. 1.
329
Szasz T. S. The Psychiatric Classification of Behavior: A Strategy of Personal Constraint // Eron L. D. (ed.). The Classification of Behavior Disorders, pp. 123—170.
330
Zilboorg G. A History of Medical Psychology.
331
Ibid., pp. 591—606.
332
Alexander F. G., Selesnick S. T The History of Psychiatry.
333
Ibid., p. 66.
334
Ibid., p. 67.
335
См. гл. 11.
336
Одну из недавних работ, посвященных преследованию германских евреев в XV веке, см. в кн.: HeerF. Gottes Erste Liebe [Первая любовь Господа], и ее обзор: Augstein R. Die perfiden Juden [Еретики-евреи] 11 Der Spiegel. 1967. Sept. 4, pp. 120—126.
337
«Чтобы правильно оценить положение евреев в Испании, — пишет Ли, — требуется сперва понять, в каком свете их рассматривали во всех христианских странах на протяжении Средних веков. Уже было показано [в данной работе], что церковь считала еврея, в силу виновности его предков, лишенным всех прав, кроме права на существование» (Lea Н. С. A History of the Inquisition of Spain, vol. 1, p. 81).
338
Trevor-Roper H. R. Witches and witchcraft: An historical essay,(0 11 Encounter. 1967. 28: 3—25 (May); p. 13. j
339
Ibid.
340
Ibid., p. 11.
341
Karnen H. The Spanish Inquisition, p. 15.
342
Rostow W. W. The Dynamics of Soviet Society, pp. 222—226.
343
Обращенных испанских евреев испанцы называли conversos, или «обращенные», а евреи — marranos, испанское слово для обозначения свиньи. Неизвестно, кто придумал такую кличку, испанец или еврей, почему она прижилась и почему евреи до сих пор называют испанских евреев, втайне соблюдавших свои обряды, марраны. Люди, обвиняемые испанской инквизицией в тайном отправлении иудейской веры, назывались «жидовствующими». В этой связи см.: Dimont М. I. Jews, God and History, p. 220.
344
Sanbenito (исп., сокращение от sacca Benito — «дерюга бенедиктинца») — одеяние для осужденных инквизицией. Сорочка из желтого полотна, разрисованная пламенем и дьяволами, с красными андреевскими крестами спереди и сзади. (Примеч. пер.)
345
Lea Н. С. A History of the Inquisition of Spain, vol. 3, p. 233.
346
Ibid., p. 234.
347
Ibid., vol. 4, pp. 233—234.
348
Прилагая эту извращенную логику к современной истории, мы были бы вынуждены считать газовые камеры не символом нацистской Германии, а симптомом какой-то неизлечимой пандемии среди европейских евреев.
349
Интересно отметить в этой связи, что Альберт Швейцер посвятил свою диссертацию по медицине доказательствам неправоты коллег-медиков, которые поставили Иисусу диагноз «паранойя», и установлению, посредством того, что он называет «непредвзятым» исследованием исторических свидетельств, что Иисус был душевно здоров (Schweitzer A. The Psychiatric Study of Jesus).
350
Williams C. Witchcraft, p. 249.
351
Trevor-Roper H. R. Witches and witchcraft // An historical essay (II), Encounter. 1967. 28: 13—34 (June); p. 14.
352
Ibid.
353
Muller H. J. Freedom in the Western World, p. 173.
354
См. гл. 12, 13.
355
Г. Маркузе цит. по: Democracy has/hasn’t a future... a present // New York Times Magazine. 1968. May 26, pp. 30—31, 98—104; p. 102.
356
Kuznetsov A. Babi Yar, p. 236.
357
Согласно Гуакциусу, охотнику на ведьм эпохи Возрождения, отметка ведьмы, наложенная дьяволом, предназначена имитировать обрезание, телесный признак, который метит сатанинскую расу евреев (Leschnitzer A. The Magic Background of Modern Anti-Semitism, p. 223).
358
Lea H. C. Inquisition of Spain, vol. 4, pp. 206—208.
359
Trevor-Roper H. R. Ibid., p. 15.
360
Я упоминал источники этой психиатрической мифологии в гл. 5, собираюсь проследить ее дальнейшее развитие в гл. 8 и обсудить и документировать ее недавнюю историю и нынешние функции в гл. 9—13. См. также: Szasz Т. S. The Myth of Mental Illness.
361
Представление об особой опасности евреев для общества развивается вместе с историческими переменами в тех сферах, которые ценит это общество. В Средние века еврей был изменником христианства: считалось, что его предки убили Иисуса, а он продолжает отрицать истинную веру и власть церкви. В современном мире еврей — изменник отечества и господствующей политической идеологии. Дрейфус символизирует еврея как изменника нации. Со времени русской революции еврей — прототип врага коммунизма и капитализма. На Западе коммунистическую идеологию считают порождением евреев, а Маркс и Троцкий выступают там в качестве ее ключевых символов. На Востоке капиталистическую идеологию считают порождением евреев, а Ротшильд и другие «еврейские банкиры» считаются ее символами.
362
Isaac J. The Teaching of Contempt.
363
Foucault M. Madness and Civilization.
364
Szasz T. S. The destruction of differences // New Republic, June 10, 1967, pp. 21—23.
365
Muller Н. /. Freedom in the Western World, pp. 40—41.
366
Mora G. From Demonology to the Narrenturm 11 Galdston I. (ed.). Historic Derivations of Modern Psychiatry, pp. 41—73; p. 50.
367
В этом заключается фундаментальное различие между естественными и социальными науками. Касаясь естественных наук, мы говорим о новом открытии, когда нечто действительно новое, обычно как в познавательном, так и практическом смысле, добавляется к человеческому пониманию мира. Например, открытие радиоактивности физикой. В гуманитарных науках, однако, мы часто признаем открытием момент, когда человек преодолевает мифологию своего общества или культуры и «переоткрывает» заново нечто такое, что было известно в прошлые эпохи. Здесь примером является (психоаналитическое) «открытие» детской сексуальности. Надо признать, что подобные достижения, состоящие в основном в демифологизации преобладающих верований, также добавляют нечто очевидно новое к знанию человека о мире. Однако между этими двумя разновидностями научных нововведений существует важное различие. Первое требует познавательного прорыва, выводящего в новую область, последнее — освобождения себя самого от господствующих мифов группы, приводящего порой к древним знаниям. Может быть, именно поэтому изучение общественных наук, в особенности истории, часто создает впечатление того, что все важное о человеческих взаимосвязях уже было известно и выражено прежде. В то же время история науки и технологии вызывает прямо противоположное впечатление.
368
Camus A. The Plague, p. 121.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Фабрика безумия"
Книги похожие на "Фабрика безумия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Томас Сас - Фабрика безумия"
Отзывы читателей о книге "Фабрика безумия", комментарии и мнения людей о произведении.