» » » » Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было


Авторские права

Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: Эксмо : Алгоритм, 2012. — 288 с, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было
Рейтинг:
Название:
Феномен Руси, или Народ, которого не было
Издательство:
М.: Эксмо : Алгоритм, 2012. — 288 с
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-53988-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Описание и краткое содержание "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать бесплатно онлайн.



Литературно-художественное издание


От кого только историки на протяжении последних трех столетий не выводили русских: от славян и скандинавов, от угров и хазар, от готов и финнов и даже от грузин и евреев. И действительно, в X–XI веках у многих людей, считающих себя «от рода русского», имена и прозвища были и славянские, и иранские, и скандинавские, и тюркские… Так кто же по национальности были эти загадочные русы? Автор данной книги предлагает неожиданную и парадоксальную гипотезу: а можно ли в принципе подходить к описанию руси как к этническому феномену?

Возможно, что термин «русь» изначально не имел этнического значения, а только социально-профессиональное, обозначая людей, принадлежащих к военному и торговому слоям и образующих сумму военно-торговых корпораций, действовавших на всем протяжении волжского и днепровского торговых путей, а также на прилегающих к ним территориях.






При обсуждении вопроса о внешней торговле восточнославянских княжеств необходимо ясно представлять себе следующие моменты.

I. Древнерусская внешняя торговля базировалась на использовании водных путей, в первую очередь, речных систем Волги и Днепра.

II. Древнерусская внешняя торговля имела три главные проблемы. 1-я заключалась в свободном доступе к акватории Каспийского моря (таким образом обеспечивалось ирано-арабо-индийское направление). 2-я проблема состояла в свободном выходе к Черному морю (византийское направление). 3-я проблема заключалась в выходе на Балтику (варяжское направление).

III. Поскольку внешняя политика всегда следует за внешней торговлей, то не составляет большого труда догадаться и о трех внешнеполитических и военных направлениях деятельности русских князей.

Естественно, если в Средние века существовало три главных направления внешних политических и торговых усилий восточного славянства, то правомерно будет предполагать и наличие трех мощных военно-торговых группировок руси: 1) волжской, 2) днепровской, 3) новгородско-варяжской.

Именно о таком делении и сообщали восточные авторы, к примеру, Ибн-Хаукаль в X веке: «И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И. группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийя, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов… Русы приезжают торговать в Хазар и Рум»[206].

Таким образом, перед нами предстают: днепровская русь с центром в Киеве (Куйаба), новгородско-варяжская с центром в Новгороде (ас-Славийа, т. е. словены ильменские) и волжско-каспийская с центром в некоей Арсе. Что за город скрывается под именем Арса (Арта, Артаб), однозначно ответить сложно, но исходя из реалий IX–X вв., это будет, скорее всего, Ростов, который упоминается в ПВЛ с самого начала повествования, наряду с Киевом, Полоцком, Муромом, Изборском, Белоозером и др. Во всяком случае, именно к такому выводу пришел выдающийся российский востоковед А. П. Новосельцев[207].

Итак. Древнерусская внешняя торговля осуществлялась, главным образом, по двум речным магистралям: 1) по Днепровскому торговому пути, 2) по Волжскому торговому пути.

1. Что представлял собой Днепровский путь (ДТП)? Северным терминалом ДТП являлся Новгород. Новгородцы попадали в Киев маршрутом из Ловати к Днепру по системе рек: Сереже, Желне, Торопе, части Западной Двины, Каспли, Касплинскому озеру, откуда начинался волок до Днепра в районе Смоленска[208]. По Днепру купеческие суда шли вниз по течению к Черному морю, минуя Киев. Его местоположение было выбрано далеко не случайно. Наиболее опасным участком ДТП являлась полоса порогов на расстоянии 23–65 верст к югу от Киева. Русские купцы пробивались по реке через первые три порога, но перед четвертым вынуждены были выгружать товар и обходить порог берегом. Ладьи перетаскивались волоком, часть русов несла товар и присматривала за челядью, часть несла охранную службу и пресекала разбойные нападения. Торговая экспедиция тогда только оказывалась в безопасности, когда ей удавалось миновать последний порог. Местоположение Киева позволяло обеспечивать безопасное прохождение через пороги, вследствие чего князь Олег и избрал его на роль «матери городов русских».

Оказавшись в Черном море, русские торговые суда, держась западного его побережья, направлялись к Константинополю, который являлся одним из величайших торговых центров тогдашней Евразии. В нем сходились товарные потоки Востока и Запада. Вплоть до разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году он был еще и самым населенным городом Европы. Позднее, особенно после открытия Нового Света, в мире появились более значимые в экономическом смысле центры. Тем не менее, даже в настоящее время стратегическое значение данной географической позиции невозможно переоценить. Владение проливами Босфор и Дарданеллы означает контроль над Ближним и Средним Востоком и контроль над одним из крупнейших морских торговых путей.

Порядок деятельности русских купцов в Константинополе определялся русско-византийскими торговыми договорами. Тексты некоторых из них включены в состав ПВЛ. К примеру, согласно договору от 907 года: «Да приходячи русь слюбное емлют, елико хотячи, а иже придуть гости, да емлют месячину на 6 месяць, хлебъ, вино, и мясо, и рыбы и овощь. И да творят им мовь, елико хотят. Поидучи же до-мовь, в Русь, да емлют у царя вашего на путь брашно, и яко-ри, и ужища, и парусы, и елико надобе». И яшася греци, и реста царя и боярьство все: «Аще приидуть русь бес купли, да не взимают месячины: да запретить князь словомъ своим приходящимъ руси зде, да не творять пакости в селех в стране нашей. Приходяще русь да витают у святого Мамы, и по-слеть царьство наше, и да испишут имена их, и тогда возмуть месячное свое, — первое от города Киева, и паки ис Чернигова и ис Переславля, и прочии гради. И да входят в град одними вороты со царевымъ мужемъ, без оружьа, мужь 50, и да творят куплю, якоже имъ надобе, не платяче мыта ни в чем же» (Лаврентьевская летопись).

Днепровский торговый путь в исторической литературе обычно именуется путем «из Варяг в Греки», однако, данное именование некорректно и основано на произвольном чтении текста ПВЛ. Посмотрим внимательно на летописный текст. Вот как выглядит описание Днепровского пути в изложении Лаврентьевской летописи: «Поляномъ же жившимъ особе (выделено мной. — К.П.) по горамъ симъ, бе путь изъ Варягъ въ Греки и изъ Грекъ по Днепру» («полянам же, жившим отдельно по горам этим, был путь «из варяг в греки» и «из грек» по Днепру»). Говоря иначе, Днепровским путем для торговли с Константинополем пользовались преимущественно поляне.

Что же касается скандинавских купцов и дружинников, то вышеуказанный маршрут они практически не эксплуатировали. Их присутствие на данном направлении археологически не ощущается.

Как сообщает видный антрополог Т. И. Алексеева, Киевский некрополь, который дает обширный краниологический материал, включает в себя как захоронения в деревянных гробах и грунтовых могилах, так и в срубных гробницах (важная для нас деталь). Естественно, что подобная пестрота погребальных комплексов заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева[209].

Так вот, заключение Т. И. Алексеевой следующее: «Оценка суммарной краниологической серии из Киева на фоне изменчивости признаков в германских группах показала разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманнов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города. В то же время в облике древних киевлян явно прослеживаются черты степного кочевнического населения, характеризующегося ослабленными монголоидными чертами. Степняки известны нам по могильникам в Зливках и Каневке. Сельское население Киевской Руси антропологически близко городскому, но оно более однородно по своему физиологическому облику. Никаких германских черт в нем не обнаруживается»[210].

Реальный маршрут торговли Варяжского Поморья с Константинополем давно и хорошо известен археологам и историкам. По утверждению A. Л. Никитина, речь идет об основном трансевропейском торговом пути, известном с глубочайшей древности. Данный путь в античное время начинался в дельте Дуная, где еще в VII в. до н. э. милетскими колонистами был основан большой город Истрос (Истрия), и шел вверх по реке до знаменитых дунайских порогов. Этот маршрут известен еще с раннего неолита (IX–VIII тысячелетие до н. э.) и хорошо изучен археологами, которые находят вдоль него изделия из раковин Spondylus, а также сами раковины, которые распространены только в Черном, Мраморном и Эгейском морях. «Это был кратчайший, наиболее удобный путь из Северной Европы в Византию и в Святую Землю, которым пользовались все без исключения торговцы и путешественники европейского Севера, а также стремившиеся в Царьград европейские и скандинавские авантюристы»[211].

2. Что представлял собой Волжский торговый путь (ВТП)?

Северным терминалом ВТП также являлся Новгород. Из Балтики в Волгу купцы попадали следующим образом. Из Финского залива они продвигались по Неве в Ладожское озеро. Далее их путь проходил вдоль южного берега Ладожского озера. С юга в Ладожское озеро впадает река Волхов, которая соединяет его с озером Ильмень. Волхов являлся важнейшим элементом как Волжского, так и Днепровского путей. По Ильменю торговые суда добирались до впадающей в него реки Меты. По Мете добирались до Тверцы, а с Тверцы торговые экспедиции попадали уже прямо в Волгу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Книги похожие на "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Пензев

Константин Пензев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Отзывы читателей о книге "Феномен Руси, или Народ, которого не было", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.