» » » » Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было


Авторские права

Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство М.: Эксмо : Алгоритм, 2012. — 288 с, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было
Рейтинг:
Название:
Феномен Руси, или Народ, которого не было
Издательство:
М.: Эксмо : Алгоритм, 2012. — 288 с
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-699-53988-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Описание и краткое содержание "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать бесплатно онлайн.



Литературно-художественное издание


От кого только историки на протяжении последних трех столетий не выводили русских: от славян и скандинавов, от угров и хазар, от готов и финнов и даже от грузин и евреев. И действительно, в X–XI веках у многих людей, считающих себя «от рода русского», имена и прозвища были и славянские, и иранские, и скандинавские, и тюркские… Так кто же по национальности были эти загадочные русы? Автор данной книги предлагает неожиданную и парадоксальную гипотезу: а можно ли в принципе подходить к описанию руси как к этническому феномену?

Возможно, что термин «русь» изначально не имел этнического значения, а только социально-профессиональное, обозначая людей, принадлежащих к военному и торговому слоям и образующих сумму военно-торговых корпораций, действовавших на всем протяжении волжского и днепровского торговых путей, а также на прилегающих к ним территориях.






Тот, кто направляется в Шахразур, [должен] идти от Каср Ширина до Дизкурана 2 ф., а из Дизкурана до Шахразура 18 ф. Их город [называют] «Ним аз рах», т. е. «половина пути» от ал-Мада’ина до храма огня в аш-Шизе. От Каср Ширина до Хулвана 5 ф., затем [идет] горный проход Хулвана. От Хул-вана до Мазарвастана 4 ф., далее до Мардж ал-Кал’а 6 ф., до Каср Йазида 4 ф., до аз-Зубайдийи 6 ф., до Хушкариша 3 ф., до Каср Амра 4 ф., до Кармисина 3 ф.; Шибдаз меньше 2 ф. влево от него. Если ты желаешь [выйти] на Хорасанскую дорогу, [то иди] до ад-Дуккана [от Кармисина] 9 ф. А кто направляется в Нихаванд и Исбахан, должен следовать из ад-Дуккана направо в Мазаран, далее в Нихаванд — из областей ал-Джибала.

Области ал-Джибала: Масабазан, Михриджанказак, Мах ал-Куфа — это то же, что и ад-Динавар, Мах ал-Басра — это то же, что и Нихаванд, Хамазан и Кумм. Харадж[196] ад-Динавара 3800000 дирхемов. Персы [в свое время] обложили ад-Джибал, Азарбайджан, ар-Рей, Хамазан, ал-Махайн, Табари-стан, Дунбаванд, Масабазан, Михри, Джанказак, Хулван и Кумис налогом в 30 млн. дирхемов. Округи Исбахана [простираются] на 80 ф. [в длину] и 80 ф. [в ширину] и состоят из 17 рустаков. В каждом рустаке 365 старых селений, не считая новых. Харадж его — 7 млн. дирхемов. Это обширная густонаселенная земля с благоприятным климатом»[197].

В древности и в эпоху раннего Средневековья караванная торговля была основана преимущественно на перевозке предметов роскоши, к примеру, лучших сортов шелковых и хлопчатобумажных тканей, серебряной и бронзовой посуды, стекла, ювелирных изделий из золота, серебра и драгоценных камней, лучших сортов оружия и т. д., поскольку они обладали высокой добавленной стоимостью. Торговля подобного рода обслуживала исключительно аристократические слои общества. Однако в более поздние времена, с расширением объема и ассортимента товаров, международная торговля стала обслуживать и достаточно широкие слои населения. Так, в списках товаров в X веке появляется ряд предметов первой необходимости: кожи, скот, продовольствие, одежда и пр.

На протяжении многих веков существования Шелкового пути за общий контроль над ним и контроль над его важнейшими узлами велась ожесточенная борьба. Особенно важную роль в системе ВШП играл Самарканд из-за его географического положения. Город расположен так, что все пути из Ферганы и Ташкента на Бухару и далее, шли через Самарканд и его область.

ВШП функционировал на протяжении практически двух тысячелетий. Его среднеазиатские трассы неоднократно меняли направление, соответственно угасали некоторые старые торговые центры и расцветали новые, но главный среднеазиатский маршрут непременно проходил через Самарканд. Данное обстоятельство, в силу своего стратегического значения, приводило к Самарканду многих завоевателей. Так, в 329 г. до н. э. он был завоеван никем иным, как Александром Македонским и впоследствие вошел сначала в состав государства Селевкидов, затем — в состав Греко-Бактрийского царства. Затем им владели кушаны, после, в V веке — эфталиты (белые гунны). В VI веке Самарканд попал под власть кагана Истеми (западно-тюркютский каганат), в конце VII века — под власть арабов. В конце IX века и до начала XIII века им управляли, последовательно, Караханиды, Газневиды, сельджуки, кара-хитаи и хорезм-шахи. В начале XIII века Самарканд завоевал каган Чингиз, в 1370 году он стал столицей государства Тимура и Тимуридов. В конце XV века им завладела династия Шейбанидов, в конце XVI века — астраханские ханы Аштарханиды, в XVIII веке — мангыты и, наконец, 2 мая 1868 года Самарканд заняли войска Российской империи. Данный и весьма краткий перечень показывает, насколько привлекательным являлось владение одним из важнейших торговых узлов Великого Шелкового пути.

Монополия на производство шелка довольно скоро была утрачена Китаем, и сегодня нам известно о существование крупных центров шелководства и шелкоткачества в Средние века в Средней Азии (Самарканд, Бухара и Мерв), в Иране (Шираз, Иезд, Нишапур, Тебриз и Рей), в Византии (Константинополь, Солунь, Коринф и Фивы), в мусульманской Испании (Альмерия, Кордова, Севилья, Мурсия, Малага и Гренада).

Уровень импорта шелковых тканей Русскими княжествами был очень высок. Об этом свидетельствует множество археологических находок (обнаруженные более чем в 200 пунктах), которые, в основном, сгруппированы вдоль бассейнов Волги и Днепра, т. е. по речным путям, которые связывали Восточную Европу со странами Востока и Средиземноморья. Наибольшая плотность находок подобного рода сосредоточена в междуречье Оки и Волги (Московия)[198].

По месту производства найденные при археологических раскопках на территории Русских княжеств, шелковые ткани можно разделить на четыре группы: 1) византийский текстиль («паволоки», «оксамигы», «оловиры грецкие»), 2) среднеазиатский текстиль «занданачи», т. е. выработанный в селении Зандана близ Бухары, о нем упоминается в новгородских берестяных грамотах[199],3) иранский текстиль, одним из крупнейших центров торговли которым являлся г. Рей, расположенный близ южного побережья Каспия и 4) (предположительно) испанский текстиль. Образцы последнего весьма редки. Более 70 % импортного шелка домонгольского времени относится к продукции ткацких мастерских Византии[200].

Из Русских княжеств шелк частично реэкспортировался в Западную и Северную Европу, в частности, в Польшу, Чехию, Южную Германию, Скандинавию и др. К примеру, в Финляндии, на северном берегу оз. Пюхаярви, в могильнике X в. обнаружен образец шелкового текстиля восточного происхождения. Во французской литературе XII–XIII вв. шелковые ткани называются «русскими»[201]. Данная деталь наглядно показывает, что до эпохи Крестовых походов[202] государства Западной Европы не имели широкого выхода на азиатские рынки, а транзитную торговлю между Востоком и Западом в основном контролировали русские военно-торговые корпорации.

Естественно, импорт в русские княжества не ограничивался одним только шелком. К примеру, тот же Новгород, будучи одним из крупнейших европейских центров ремесленного производства, не располагал собственными запасами и разработками драгоценных и цветных металлов. Последние были необходимы для ювелирного производства и изготовления утвари разного рода. Сырье для изготовления подобных изделий ввозилось из стран Западной Европы, а вот сырье, к примеру, для изготовления деревянных гребней (самшит) поставлялсь в Новгород с Кавказа[203]. Ввозились в Новгород и готовые изделия, так, в золотордынский период одной из значительных статей новгородского импорта являлась ближневосточная и ордынская поливная керамика.

Вообще-то, в Древней Руси с незапамятных времен существовало собственное высокоразвитое ремесленное производство, обширная внутренняя торговля и великое множество городов и рынков эту торговлю поддерживавших. Особенно в русских княжествах было развито кузнечное дело и металлургия.

Многие историки хозяйства XIX и даже начала XX в. отрицали возможность производства железных изделий в русских княжествах вплоть до времен X–XII вв., считая все русские железные вещи той поры импортными. Одним из аргументов в данном вопросе являлась ссылка на удаленность русских областей от месторождений железа. Данные взгляды были опровергнуты академиком Б. А. Рыбаковым[204]. Оказалось, что Русская равнина располагала огромными по тем временам запасами доступных и удобных для обработки болотных железных руд.

По словам Б. А. Рыбакова, уже в IX–X вв. оборудование русских кузниц мало чем отличалось от оборудования кузниц начала XX века. При помощи разнообразного инструментария русские мастера изготовляли множество различных предметов, полное перечисление которых заняло бы здесь слишком много места.

Так, в IX веке в русских княжествах во множестве изготовлялись: 1) сельскохозяйственные орудия (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи — «чересла», косы, серпы, топоры, медорезки); 2) инструменты для ремесленников (ножи, тесла, долота, пилы, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, раскроечные ножи, железки к рубанкам, кронциркули для орнаментации кости, ножницы и др.); 3) бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); 4) оружие, доспехи и сбруя (мечи, щиты, стрелы, сабли, копья, боевые топоры, сулицы, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты)[205].

Впрочем, и перечисление одних только ремесленных специализаций, существовавших в Древней Руси уже к IX веку, заняло бы немалое место. Сейчас же следует отметить вот какую деталь, связанную со сбытом продукции ремесленного производства, а следовательно, и с организацией торговли, как внутренней, так и внешней.

По словам Б. А. Рыбакова, деревенские ремесленники работали на заказ, а их продукция расходилась в пределах весьма незначительного района, радиусом в 10–20 км. Радиус сбыта продукции городских мастеров достигал 50— 100 км. При этом частью городские ремесленники работали по заказу бояр и дружинников, частью — на рынок, который мог охватывать всю территорию Русской земли, частью — на экспорт. Так, русские вещи обнаруживаются на территории Волжской Болгарии, в Херсонесе, Чехии и Моравии, в Польше, у балтийских славян, в Швеции, а также в Половецкой степи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Книги похожие на "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Пензев

Константин Пензев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было"

Отзывы читателей о книге "Феномен Руси, или Народ, которого не было", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.