Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Феномен Руси, или Народ, которого не было"
Описание и краткое содержание "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать бесплатно онлайн.
От кого только историки на протяжении последних трех столетий не выводили русских: от славян и скандинавов, от угров и хазар, от готов и финнов и даже от грузин и евреев. И действительно, в X–XI веках у многих людей, считающих себя «от рода русского», имена и прозвища были и славянские, и иранские, и скандинавские, и тюркские… Так кто же по национальности были эти загадочные русы? Автор данной книги предлагает неожиданную и парадоксальную гипотезу: а можно ли в принципе подходить к описанию руси как к этническому феномену?
Возможно, что термин «русь» изначально не имел этнического значения, а только социально-профессиональное, обозначая людей, принадлежащих к военному и торговому слоям и образующих сумму военно-торговых корпораций, действовавших на всем протяжении волжского и днепровского торговых путей, а также на прилегающих к ним территориях.
Лоча, так называют русских маньчжуры.
Маньчжур относят к тунгусским народностям, населявшим территорию исторической Маньчжурии. В середине XVII в. маньчжуры завоевали Китай и правили здесь почти три столетия (1644–1912 гг.) под именем династии Цин. В истории Поднебесной Цинская династия занимает одно из первых мест не только по продолжительности своего правления, но и по обширности подвластных ей территорий. Предками маньчжур считаются чжурчжэни. Любопытно, что среди маньчжур, даже в XVIII веке, нередко встречались «субъекты со светло-голубыми глазами, прямым или даже орлиным носом, темно-каштановыми волосами и густой бородой»[241].
Лаоцян, так называют русских китайцы; данное наименование возможно заимствовано от маньчжуров, от тюрков заимствовано олосы.
Согласно китайским источникам: «Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские). [Живут] за изгородью (имеется в виду «Ивовая изгородь», служившая границей Южной Маньчжурии). Их (русских) называют лаоцян[242]; они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются»[243].
Nuca, так называют русских айны (сахалинский диалект); заимствовано из тунгусских языков[244].
Нууча, так называют русских якуты.
Мангут, так называли русских буряты в начальный период русской колонизации Сибири.
Как утверждается в донесении администрации Верхоленска (30—40-е гг. XVIII в.): «Имеютца братцкие (бурятские. — К.П.) иноземцы и тунгусы, таким званием оне и сами себя именуют. Таким же вышеозначенным именованием и от посторонних они именуютца. Русские народы они именуют русскими людьми, по их братцкому названию мангут, а по-тунгуски луча. А которого числа год начинаетца, того они не знают… Никакого между ими предания об их древности никогда не имеют. В здешнем месте обитают от роду своего, как зачались и откуда деды их пришли того они не знают, понеже поселение их прежде Верхоленского острогу. А преж сего до поселения русских людей сами над собою власть имели, а как русские люди в ясак под руку царскую подклонили, тогда никакой власти не имеют. Никакие войны и баталеи в памяти их не бывало»[245].
На территории РФ буряты проживают в автономной республике Бурятии, а также в Агинском бурятском национальном округе Читинской области, Усть-Ордынском бурятском национальном округе Иркутской области и некоторых других районах данных областей. Некоторые группы бурят живут также в северной части Монголии и на северо-востоке Китая (АР Внутренняя Монголия). Бурятский язык относится к северной группе монгольских языков.
Кроме того, следует знать, что в языке коми (и далее на восток) корень «роч», а также ненецкое слово «луца», эвенкийское «луча», «нуча» и др. имеют единственное значение «русский», поскольку население этих областей сталкивалось только с русским колонизационным потоком[246]. Слово луча (нуча), кроме того, что оно обозначает русского, в некоторых сибирских языках имеет и другие значения — воин, злой дух, торговец. К примеру, торгующих якутов иногда называют нууча[247]. Данное явление связано с определенными аспектами русской колонизации. Образ казака ассоциировался у туземных народов Сибири и Дальнего Востока, прежде всего, с образом торговца и воина.
Сейчас же мы перейдем к одному из самых занимательных моментов в истории Дальнего Востока.
По сообщению Рашид-ад-дина: «Он (Чингиз-каган — К.П.) счастливо выступил осенью упомянутого года (года барана [18 января —16 февраля 1211 г. н. э.] — К.П.) на завоевание областей Хитая, Кара-Хитая и Джурджэ, областей, которые монголы называют Джаукут, а по-хитайски Хитай называют Ханжин[248]. Что касается границ этой области, то у Мачина, по ту сторону Кара-мурэна [Желтой реки][249], она соприкасается с морем, Мачин же хитайцы называют Манзи[250]; другая граница соприкасается с областью Джурджэ. Слово Джурджэ — название, употребляемое монголами, а на языке Хитая Джурджэ называют Ну-чи[251]; третья граница [прилегает] к области и степи Кара-Хитая»[252].
Здесь, Рашид-ад-дин упоминает на территории, которая ныне принадлежит современному Китаю, следующие значительные государства той поры: 1. Джурджэ. Населялось ну-чи (кит. нюй-чжи, чжурчжэнями). Это северная часть исторической Маньчжурии; 2. Хитай. Населялся киданями (китаями, хитаями). Это южная часть исторической Маньчжурии. Хитай известен еще и как государство Ляо. От Хитая следует отличать Кара-Хитай. Рашид-ад-дин, в частности, упоминает «об истории кара-хитайских гур-ханов, которые были владыками Туркестана и Мавераннахра». Часть киданей, после разгрома их чжурчжэнями в начале XII века, мигрировала на запад и завладела вышеуказанными областями. 3. Собственно Китай, Чжун-го, Срединное государство или же Мачин, это территория Южной Сун, моголы называли ее Нангяс, а мусульманские историки насмешливо Ман-зи, от Мань-цзы.
Следует отметить, что Маньчжурия всю свою древнюю и средневековую историю была заселена различными народностями, различными как в этническом и лингвистическом отношениях, так и, что самое любопытное, в расовом. Тем не менее тунгусские языки являлись здесь доминирующими.
Как выше уже было упомянуто, с середины XVII в. по начало XX в. Китаем управляла маньчжурская династия Цин (с 1616 г. по 1636 г. именовалась «поздняя Цзинь»), которая запрещала собственно китайцам (хань), да и вообще кому бы то ни было мигрировать на земли Маньчжурии и тем более запрещала самим маньчжурам каким-либо образом смешиваться с китайцами. Запрет на миграцию в Маньчжурию поселенцев из Китая просуществовал до 1878 года и отказ от этого запрета оказался вызван страхом перед российской колонизационной политикой, поскольку сам маньчжурский народ не мог успешно противостоять русскому напору. Тем не менее, его сил оказалось достаточно, чтобы, воспользовавшись общей смутой, завоевать южные ханьские провинции, имеющие многомиллионное население и в течении почти трехсот лет властвовать над ними. Разрешение на колонизацию Северной Маньчжурии китайцами была выдано, в частности, в связи со строительством КВЖД.
Предками маньчжур считаются чжурчжэни, которые создали известнейшую империю Цзинь[253] (1115–1134 гг.) управлявшую Северо-Восточным Китаем. Предки чжурчжэ-ней создали государство Бохай (698–926 гг.) завоеванное киданями (династия Ляо, 906—1125 гг.). Язык чжурчжэней, как и эвенков, относится к тунгусо-маньчжурской лингвистической семье. Что же касается киданей, бывших одно время политическими гегемонами всего Северного Китая, то их языковая принадлежность в настоящее время с достоверностью не определена[254].
Итак, если допустить, что в Маньчжурии в Средние века доминировали тунгусоязычные народности, а каких-то особых оснований отвергать данное допущение у нас нет, то нельзя ли предположить, что Северная Маньчжурия, т. е. Нучи, это не что иное, как Русь в тунгусо-маньчжурской фонетической передаче?
Предположить подобное мы, безусловно, вправе. Однако первый же вопрос, который перед нами тогда встает, что Русь, в передаче эвенков и маньчжуров, — это луча или же лоча, но никак не нуча или нучи. Между тем, для XII–XIII веков, о которых идет речь, ситуация выглядит не так однозначно, как это может показаться. По словам одного из крупнейших чжурчжэневедов М. В. Воробьева: «Кидани (хи-таи. — К.П.) писали о люйчжэнъ (т. е. луча. — К.П.), под их влиянием китайцы приняли написание нюйчжэнь, так как замена звука «л» на «н» в то время была обычной»[255].
Итак, нюйчжи, нюйчжэнь — это китайская транскрипция киданьского люйчжэнъ или же тунгусского луча (лоча). Но откуда же взялось различие в написании нюйчжи и нюй-чжэнъ? В 1031 году иероглиф чжэнь стал запретным, т. к. входил в личное имя киданьского императора Синь-цзуна — Цзун Чжэнь, и был заменен на иероглиф чжи, который сохранял прежнее звучание. Т. е. нюйчжэнь и нюйчжи есть различное иероглифическое написание одного и того же этнонима.
Впрочем, это еще, как говорится, не конец истории…
Так вот, согласно «Сборнику летописей», написанному группой авторов под руководством иранского визиря Рашид-ад-дина, собственно моголы (мугулы) разделялись на две основные группы: 1) нирун (к ним принадлежал род Чингиса) или же niuca, ниуча, ни’уча[256] (они же очевидно ну-чи, нюй-чжи) и 2) дарлекин. Сейчас прошу читателя особо отметить, что один из основных источников по могольской истории, а именно «Сокровенное сказание» (который вовсе не был обнаружен в юрте какого-нибудь халха-монгольского нойона, а выкуплен П. Кафаровым в Пекинской библиотеке), носит оригинальное наименование Moggolun Niuca Tobcaan или же Mongolun Niruca tobciyan.
Дело в том, что русское название могольского изборника, а именно «Сокровенное сказание» или же «Тайная история монголов», переводится так с китайского названия Юань-чао би-ши, т. е. «Тайная история династии Юань». Первоначально, Юань-чао би-ши называлась просто Юань би-ши[257]. Транскрипированное китайскими иероглифами оригинальное название хроники читается как Ман-хо-лунь нюча то-ча-ань[258]. Для транскрипции могольского языка были использованы иероглифы, подходящие именно по фонетике, так как текст Юань-чао би-ши использовался для обучения китайцев могольскому языку. Потому, нельзя утверждать, что транскрипционные иероглифы, кроме звучания могольских слов, еще и передавали их смысл, поскольку транскрибированный текст сопровождался подстрочным китайским переводом. По словам Б. И. Панкратова: «Транскрибируя памятник иероглифами, китайцы неуклонно выдерживали единый порядок — сначала крупными знаками писали монгольские слова в транскрипции, затем с правой стороны мелкими иероглифами помещали пословный их перевод. Заглавие же выпадает из этой стройной системы (выделено мной. — К.П.)»[259]. Ниуча (ню-ча) обычно переводится как тайный, скрытый. Однако данный перевод является только лишь калькой с китайского названия, дословный же китайский перевод названия Ман-хо-лунь ню-ча то-ча-ань, как указывает Б. И. Панкратов, отсутствует.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Феномен Руси, или Народ, которого не было"
Книги похожие на "Феномен Руси, или Народ, которого не было" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Пензев - Феномен Руси, или Народ, которого не было"
Отзывы читателей о книге "Феномен Руси, или Народ, которого не было", комментарии и мнения людей о произведении.