» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Похожее положение сложилось в частях фронтовой легкобомбардировочной авиации, где при изобилии фугасных ФАБ-100 стало явно не хватать осколочных бомб меньших калибров. Распоряжением командующего 15-й воздушной армии расходовать ФАБ-100 ночью было запрещено. Но другие боеприпасы в полках попросту отсутствовали, поэтому пилоты были вынуждены летать на боевые задания с подвешенными «сотками». Кроме того, стала сказываться нехватка ФОТАБ и САБ, что часто срывало задания по разведке и, по образному выражению, приводило к «бомбежке на ощупь».

Действия авиации 6-го воздушного флота в первых числах августа носили интенсивный характер. С 31 июля по 5 августа немецкими экипажами ежедневно совершалось от 1250 до 1653 самолето-вылетов. При этом на долю соединений пикирующих бомбардировщиков приходилась треть от общего числа вылетов. За этот же период по всем причинам было потеряно около 13 Ju-87. Чувствительные потери пришлись на истребительную авиацию. Так, только эскадрой JG51 безвозвратно было потеряно 17 истребителей. Отметим, что значительная часть потерь приходилась на район Кромы, сражение над которыми мы рассмотрим в главе, посвященной действиям 16-й воздушной армии.

3 августа немецкие войска приступили к разрушению крупных зданий, а также к выводу из строя аэродрома Орла. Летное поле было приведено в негодность зарядами фугасов и авиабомб, с немецкой педантичностью заложенных в шахматном порядке. Был выведен из строя также аэродром Ледна, находящийся в 2 километрах западнее Орла, — его летное поле было перепахано специальным плугом. Командование Брянского фронта не могло спокойно взирать на разрушение старого русского города. После эмоционального обращения Военного совета 3-й армии в 23:00 части армии генерала А. В. Горбатова неожиданно для противника перешли в наступление, отбросив его к городу. Часть сил 3-й армии обошла город с севера, разгромив западнее Орла несколько транспортных колонн.

В 4:40 части 380-й стрелковой дивизии полковника П. Т. Михайлова ворвались на восточную окраину Орла. Бои с немецкими арьергардами были недолгими. Уже к утру 5 августа город окончательно перешел в руки советских войск. Освобождение Орла было торжественно отмечено в Москве залпами праздничного салюта.

Несмотря на большое политическое и пропагандистское значение этого события, нельзя не признать, что основную задачу по окружению и уничтожению орловской группировки противника выполнить не удалось. Представители Ставки маршалы Г. К. Жуков, А. М. Василевский, а также заместитель начальника Генштаба А. И. Антонов не оставляли надежд на реализацию изначального замысла операции «Кутузов». По воспоминаниям Г. К. Жукова, по всей видимости, еще до взятия Орла, Сталину был предложен план значительного усиления группировки левого крыла Западного фронта, что позволяло рассчитывать на окружение остатков орловской группировки. Однако Сталин отверг это предложение, сославшись на то, что «наша задана — скорее изгнать немцев с нашей территории, а окружать мы их будем, когда они станут послабее…»[261].

Не последнюю роль в столь пессимистических прогнозах Верховного сыграли итоги неудачного наступления войск Центрального фронта. Несмотря на сосредоточение в полосе объединения генерала К. К. Рокоссовского двух танковых армий и танкового корпуса, решить задачу по выходу к шоссе Орел — Брянск с юга для соединения с войсками левого крыла Западного фронта не удалось. О ходе боев в полосе Центрального фронта в период с 15 июля по 10 августа 1943 года наша следующая глава.

4.5. Попытка замкнуть кольцо

(15 июля — 10 августа. Центральный фронт)

Чтобы рассмотреть участие Центрального фронта в операции «Кутузов», мы должны вернуться назад, в середину июля, когда начавшееся 12 июля наступление Брянского фронта и левого фланга Западного фронта поставило крест на плане «Цитадель». После недели ожесточенных и кровопролитных боев войска генерала К. К. Рокоссовского наконец-то смогли перевести дух, начав подготовку к предстоящему 15 июля наступлению. Задачи Центрального фронта были не столь масштабные, как те, которые стояли перед Брянским и Западным фронтами. Предполагалось силами трех общевойсковых армий (70-й, 13-й, 48-й) сначала восстановить положение, которое советские войска занимали на утро 5 июля, а в последующем при поддержке танковых соединений из состава 2-й танковой армии, а также сил 9-го танкового корпуса нанести мощный удар в район Кромы, оказывая содействие 63-й армии Брянского фронта: Форсировав одноименную реку, войска Центрального фронта должны были выйти навстречу 11-й гвардейской армии в районе дороги Орел — Брянск, завершив тем самым окружение вражеской группировки.

Как мы уже знаем, с началом проведения операции «Кутузов» 9-я немецкая армия стала своеобразным донором для соседней 2-й танковой армии, куда за короткий срок было передано большинство танковых и моторизованных дивизий. Все вылеты авиации 6-го воздушного флота, кроме разведывательных, начиная с 12 июля были сконцентрированы против 1-й и 15-й воздушных армий. Нельзя не отметить, что, несмотря на значительное ослабление, 9-я армия представляла собой все еще «крепкий орешек», сохранив в своем составе значительное число личного состава, артиллерии и боевой техники.

При планировании авиационной подготовки, предшествовавшей наступлению наземных войск, командование 16-й воздушной армии решило использовать положительный опыт нанесения массированных ударов бомбардировочной и штурмовой авиации, полученный им в боях 6–10 июля. Для поддержки наступления в первый же день операции выделялось 419 самолетов объединения, из которых 284 составляли бомбардировщики и штурмовики. Действия штурмовой авиации были особенно эффективны. Массированные удары силами 56 и 92 штурмовиков 2-й гв. и 299-й шад во многом способствовали прорыву немецкой обороны и освобождению частями 13-й армии населенных пунктов Бузулук, Снова, Подсоборовка, Соборовка.

Заметим, что число самолето-вылетов, затраченных на первый удар по немецкой обороне, составляло почти половину из 1002 самолето-вылетов, совершенных авиаторами 16-й воздушной армии 15 июля. Авиация могла действовать и более интенсивно, если бы не сложные погодные условия. Несмотря на некоторые успехи, части 13-й армии генерала H. A. Пухова имели в первый день наступления весьма скромное продвижение, составившее всего 2–3 километра. Противником на протяжении всего дня оказывалось упорное сопротивление. В отражении советских атак приняли участие не только многочисленная артиллерия и расчеты САУ, но и экипажи подбитых танков, превращенных в неподвижные огневые точки. Оперативные сводки Генерального штаба свидетельствуют, что уже в конце дня, собрав значительные силы пехоты и около 50 танков, немецкие части смогли даже несколько потеснить части 18-го гвардейского стрелкового корпуса, действовавшие при поддержке 9-го танкового корпуса.

На следующий день погода в районе боев несколько улучшилась, что позволило авиаторам 16-й воздушной армии совершить 1713 самолето-вылетов. Действия ударной авиации в этот день стали хрестоматийными, упоминаясь во многих работах, посвященных участию авиации в Великой Отечественной войне. Согласно архивным данным, 16 июля подчиненные генерала С. И. Руденко трижды в течение девяти часов атаковали позиции противника силами около 400 самолетов. В первом ударе приняла участие группа из 410 самолетов (155 бомбардировщиков, 101 штурмовик и 154 истребителя), во втором — из 444 (140 бомбардировщиков, 123 штурмовика и 181 истребитель). Наконец, третья группа была самой многочисленной — в ее состав было включено 460 самолетов (146 бомбардировщиков, 126 штурмовиков и 188 истребителей)[262]. В промежутках между этими налетами удары по обороне противника продолжали наносить небольшие группы штурмовиков, подавлявшие отдельные огневые точки, а также средства ПВО.

Действия трех авиационных эшелонов каждый раз предваряли очередную атаку наземных войск, которые начали наступление около 12:00. Задачи авиационных соединений корректировались в зависимости от складывавшейся наземной обстановки. Однако, несмотря на все усилия авиаторов, наступление 13-й армии 16 июля имело ограниченный успех. За весь день частям армии, усиленным 3-м и 9-м танковыми корпусами, удалось продвинуться на участке, обороняемом 10-й моторизованной дивизией, всего на 2–4 километра. Характеризуя развернувшиеся бои, разведывательные сводки штаба группы армий «Центр» за 16 июля отмечали: «Перед 9-й армией противник нерешительно следовал за нашими отступающими частями. Во второй половине дня он перешел в наступление при сильной поддержке авиационных штурмовых соединений»[263].

17 июля наступление продолжилось при массированной поддержке авиации, но количество самолетов в группах при нанесении массированных ударов уменьшилось до 330–350 единиц. Основным противником советских авиаторов в этих боях стали расчеты зенитной артиллерии, умело маневрирующие и сосредотачивающие свои силы на путях пролета советских самолетов. Так, основной маршрут бомбардировщиков 16-й воздушной армии 15 и 16 июля лежал через населенные пункты Поныри, Александровка, Широкое Болото, Верхнее Тагино. Уже на следующий день, 17 июля, эти участки фронта были значительно усилены зенитной артиллерией, что привело к росту потерь Пе-2.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.