» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Отметим, что ТБ-3 325-го ап продолжали совершать одновременно вылеты и в полосе Юго-Западного фронта. 17 июля самолет гвардии младшего лейтенанта Волкова, вылетевший на бомбардирование артиллерии в районе 20 километров юго-западнее Острогожск, был внезапно обстрелян МЗА и зенитными пулеметами 3-го кавалерийского корпуса, принявшими ТБ-3 за немецкий бомбардировщик. В результате прямых попаданий в бензобаки тихоходный гигант загорелся. Убедившись, что посадить горящую машину невозможно, командир подал команду выброситься на парашютах, которую экипаж незамедлительно выполнил. В это время по тому же маршруту следовал Ли-2 братского 7-го гв. ап, пилотируемый гвардии лейтенантом В. М. Безбоковым (Герой Советского Союза с 29.6.45), который, увидев на земле горящий самолет ТБ-3, совершил посадку неподалеку. Забрав экипаж сгоревшего самолета, лейтенант В. М. Безбоков взлетел, доставив его на свой аэродром.

На нескольких участках фронта вели боевую работу также 1-й гв. и 2-й гв. ак дд. Часть их сил действовала в районе Орловской дуги, тогда как другая продолжала наносить удары в полосе Воронежского фронта. Интересно отметить, что, например, в 1-м гв. ак дд к боевым вылетам в районе Орла, а также по дорогам Орел — Мценск, Орел — Волхов привлекались в основном молодые экипажи, тогда как более опытные бомбили цели в районе Белгорода, а также в полосе Юго-Западного фронта. В ночь на 18 июля 36 самолетов корпуса, ведомых молодыми летчиками, совершили налет на Орел, а также аэродромы Олсуфьево и Карачев, по которым было выполнено 84 вылета. В это же время успевшие «понюхать пороха» экипажи подавляли немецкую авиацию на аэродроме Барвенково.

Несмотря на значительное усиление активности налетов АДД, немецкие истребители продолжали выполнять в среднем за ночь по 8–14 вылетов, не особенно выделяясь по этому показателю на фоне других «ночников». Так, 19 июля из 217 ночных самолето-вылетов 6-го воздушного флота только 7 были совершены подчиненными Сайн-Виттгенштейна. Несмотря на это, немецким авиаторам удалось сбить четыре дальних бомбардировщика (2 Ил-4, 1 Ли-2, 1 В-25, а также 2 У-2).

Наиболее же результативной для летчиков IV/NJG5 стала ночь на 21 июля, когда в ходе 17 вылетов было заявлено об уничтожении 12 советских самолетов (3 Пе-8, 4 Ил-4, 3 В-25, 1 Ли-2, 1 ТБ-3). Снова подтвердил свой статус ведущего аса группы ее командир Сайн-Виттгенштейн, которому, согласно дневнику боевых действий 6-го воздушного флота, принадлежало 7 побед, включая 3 Пе-8, 3 В-25 и 1 Ил-4. Документы 45-й ад дд отмечают потерю двух Пе-8 из состава 746-го ап дд и одного из 890-го ап дд. Два самолета были сбиты в районе станции Оптуха, тогда как третий не вернулся из вылета из района Орел. Из состава трех экипажей смогли перейти линию фронта 17 человек.

Находят подтверждение и три потерянных «митчелла» из состава 4-го гв. ак дд. Два из них принадлежали 13-му гв. ап дд. Вернувшийся 27 июля пилот одного из бомбардировщиков, Алексеев, доложил, что его машина была атакована двумя истребителями противника. Атаку удалось отразить, сбив одного из нападавших. Однако через 12 минут В-25 был подожжен в результате атаки другого немецкого самолета, после чего экипаж вынужден был выброситься с парашютами. Еще два Ил-4 1-й гв. ад дд, самолеты которой до того трижды в июле подвергались безрезультатным атакам истребителей, были сбиты еще на подходе к Карачеву.

Характеризуя эффективность противодействия вражеской ПВО, штаб 2-го гв. ак дд отмечал: «Наиболее сильное противодействие ночных истребителей отмечалось на орловском направлении, где истребители прикрывали не только города, железнодорожные узлы и аэродромы, а и войска на линии фронта. Причем неоднократно отмечалось патрулирование истребителей за линией фронта на нашей территории с целью перехвата и уничтожения наших самолетов при возвращении с боевого задания»[254]. Обычно истребителей противника патрулировали в 10–30 километрах от прикрываемого объекта на высотах от 500 до 5400 метров (основной эшелон приходился на высоты 3000–4000 метров), действуя как в одиночку, так и парами. В последнем случае один из немецких самолетов обычно привлекал внимание советских бомбардировщиков включением фары, в то время как его напарник производил атаку снизу.

Отметим, что наиболее тяжелые потери в ночных воздушных боях июля понесли части 7-го ак дд, действовавшего в районе Болхов и Мценск. С 5 по 30 июля самолеты соединения 29 раз подвергались атакам истребителей, в результате которых 8 самолетов было сбито, а еще 9 получили повреждения, но смогли совершить посадку на своем аэродроме. В оставшихся двенадцати случаях атаки были успешно отражены огнем бортового оружия. 13 из 29 атак были предприняты в зонах светонаведения, которые были призваны облегчать выход на цель экипажей бомбардировщиков АДД, однако неизменно служили «охотничьими угодьями» для экипажей ночных истребителей.

С подобной проблемой столкнулись и экипажи других соединений АДД. Так, например, документы 4-го гв. ак дд, описывая преимущества и недостатки существовавшей тактики, отмечали, что «сосредоточенный удар осуществлялся одновременными бомбардировочными действиями двух дивизий корпуса в течение короткого отрезка времени, определяемого 15–20 минутами для дивизии и 30–40 минутами для корпуса. Следование по маршруту; заход на цель и уход от нее, а также высоты бомбометания устанавливались едиными для соединений корпуса, что, с одной стороны, содействовало успеху сосредоточенного удара, с другой — позволяло противнику сосредоточить свои средства ПВО в одном секторе для противодействия нашей авиации»[255].

Росту потерь бомбардировщиков в значительной степени также способствовали вылеты в вечерних и предрассветных сумерках, заставляя часть экипажей действовать фактически в светлое время суток. Кроме того, сказывались недостатки в техническом оснащении самолетов, в особенности импровизированных бомбардировщиков Ли-2. Эти машины, состоявшие на вооружении частей 5-го, 6-го и 7-го ак дд, были не оснащены в своей массе пламегасителями, что облегчало противнику обнаружение в ночном небе. Отсутствие же нижней огневой точки делало и без того неповоротливые самолеты беззащитными от атак снизу.

Тем не менее, несмотря на активное противодействие немецких истребителей и мощную ПВО объектов, соединения АДД продемонстрировали в июле поистине феноменальную активность. Только в 1-й гв. ад дд восемь экипажей выполнили от 25 до 27 самолето-вылетов. Но даже на этом фоне абсолютными лидерами выглядели экипажи капитана Кондрашова и майора Д. В. Чумаченко (Герой Советского Союза с 29.6.45), на счету которых числилось 30 и 28 вылетов соответственно. Вероятно, что количество вылетов могло быть еще больше, если бы не высокий уровень неисправной материальной части, составлявший от 18–20 % в 1-м гв. ак дд до 46 % в 3-м гв. ак дд. Отметим, что в последнем соединении около 30–35 % самолетов постоянно в течение месяца находились «на приколе» по причине отсутствия двигателей.

Непростая ситуация с наличием материальной части сложилась в 45-й ад дд, потерявшей в июле пять Пе-8. В итоге к 1 августа в строю соединения насчитывалось всего 13 исправных самолетов. Практически все потери за месяц падали на корабли 8-й и 9-й серий, оснащенных двигателями Швецова, выбрасывавшие на всех режимах полета хорошо заметные языки пламени. В то же время использовать самолеты других серий не представлялось возможным из-за отсутствия на складах двигателей АМ-35А и М-30Б. Только в августе ожидалась поставка 22 и 12 таких моторов.

В ходе июльских вылетов командованием АДД были отмечены участившиеся случаи потери ориентировки. Так, например, в 53-й ад дд в 1-м гв. и 3-м ап дд отмечалось по одному случаю не выхода на цель, тогда как на счету экипажей 3-го ап дд числилось целых три вынужденных посадки из-за ненахождения своего аэродрома. Причины слабой штурманской подготовки крылись, по мнению командования, в нежелании части летного состава использовать средства радионавигации. Как отмечали документы дивизии: «Радионавигация по-прежнему штурманами не применяется, и радиопеленгатор использовать считается некоторыми штурманами „позорным явлением“»[256].

После напряженного периода боевой деятельности 14–21 июля потери соединений АДД несколько уменьшились. Начиная с двадцатых чисел июля они начали перенацеливаться в район Брянска. Однако в отличие от Орла, который на протяжении девяти ночей (с 14 по 22 июля) подвергался непрерывным ударам больших групп бомбардировщиков, бомбежки Брянска не носили столь планомерного характера. В период с 22 июля по 17 августа дальними бомбардировщиками было совершено всего шесть налетов, они совершили 380 самолето-вылетов и сбросили не более 400 тонн бомб. Очевидно, что подобные действия не могли оказать заметного влияния на переброску резервов в состав орловской группировки противника. Кроме Брянска, несколько групповых вылетов было предпринято также по железнодорожным узлам Карачев и другим более мелким станциям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.