» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






В ходе сражения на Орловской дуге удары по коммуникациям, а также узлам автомобильных и железных дорог занимают особое место. Мы уже не раз были свидетелями того, как сначала немецкая, а затем и советская фронтовая авиация, практически проигнорировав удары по коммуникациям противника, невольно оказывали косвенное, но тем не менее весьма заметное влияние на ход наземного сражения в районе Белгорода и восточнее Орла. Более рациональным вариантом борьбы с вражескими перевозками командование обеих противоборствующих сторон посчитало использование ночных налетов бомбардировочной авиации, в первую очередь по крупным железнодорожным станциям и узлам коммуникаций.

Если для немецкой стороны эти налеты, выполняемые все той же фронтовой бомбардировочной авиацией, носили скорее эпизодический характер, то для советской были ознаменованы привлечением одного из наиболее мощных авиационных объединений — Авиации дальнего действия. Как мы помним, еще в преддверии Курской битвы командование АДД получило задачу по нанесению ударов как по орловскому и брянскому железнодорожным узлам, так и по сети коммуникаций в этом районе.

Отметим, что АДД не являлась составной частью ВВС Красной Армии, находясь в прямом подчинении Ставки. Боевая работа АДД в ходе Курской битвы является, по мнению автора, темой отдельного, серьезного исследования. По этой причине мы лишь ретроспективно рассмотрим ее действия в ходе налетов на важнейшие узлы коммуникаций противника.

В ходе начальной, оборонительной фазы Курской битвы АДД, имевшая в своем составе к июлю 1943 года семь корпусов и две отдельные авиадивизии, была привлечена для выполнения в общем-то несвойственных для себя задач — нанесению ударов по объектам, расположенным в непосредственной близости от линии фронта, а также на переднем крае обороны противника. Основные усилия АДД с 5 по 8 июля были сосредоточены перед Центральным фронтом, где каждую ночь выполнялось свыше 500 самолето-вылетов. Начиная с 8–9 июля, по мере углубления кризиса на южном фасе Курской дуги, вектор действий экипажей дальних бомбардировщиков все больше смещался в полосу действий Воронежского фронта. В итоге в ходе оборонительного сражения из 2601 самолето-вылета, совершенного авиаторами АДД, 2148, или более 80 %, пришлось непосредственно по боевым порядкам войск противника[251].

Отметим, что для взаимодействия наземных войск и экипажей дальних бомбардировщиков во фронтовой полосе была предусмотрена световая система целеуказания, позволившая наносить весьма эффективные удары по войскам противника, находящимся всего в 1–2 километрах от позиций советских войск. Как отмечал штаб 6-й гв. ад дд: «Июльский период этого года в отношении организации взаимодействия с наземными войсками является исключительно выдающимся. Никогда, кроме периода обороны Сталинграда, не удавалось достигнуть такой четкой, тщательно продуманной и отлично организованной системы светонаведения и обозначения линии фронта со стороны наших наземных частей»[252].

С переходом в наступление войск Брянского и левого крыла Западного фронтов АДД, согласно полученным указаниям Ставки, неоднократно привлекалась к нанесению ударов по опорным пунктам и узлам обороны противника. Мы уже были свидетелями подобных действий в период 11–12 и 18–19 июля. Однако к середине июля основной задачей экипажей дальних бомбардировщиков стало нанесение массированных ударов по крупным железнодорожным станциям и узлам автомобильных дорог.

Система ПВО Орла и Брянска оценивалась экипажами АДД как весьма эффективная. Прикрытие каждого из городов осуществлялось приблизительно двумя дивизионами зенитной артиллерии и свыше 20 мощных прожекторов, использование ранее которых отмечалось лишь в городах Германии и в ПВО Смоленска. По мнению авиаторов, наибольшей эффективности прожекторные установки достигали на высотах до 3500 метров. Важным дополнением к зенитной артиллерии и прожекторам служили аэростатные заграждения, отмечавшиеся на высотах 3500–4000 метров. Среди аэродромов мощной противовоздушной обороной отличались в первую очередь Сеща и Олсуфьево, прикрытые 2–3 батареями тяжелых зенитных орудий и многочисленными установками более мелкого калибра.

Ночная истребительная авиация на Восточном фронте к июлю 1943 года была представлена группой IV/NJG5 майора Генриха Сайн-Виттгенштейна (Sayn-Wittgenstein Heinrich), насчитывавшей в своем составе свыше сорока самолетов Bf-110, Ju-88 и Do-217. В районе Орла действовали 10-й и 12-й отряды. 11./NJG5 базировался в районе Харькова, имея задачу атаковать все советские самолеты, появляющиеся в районе Белгород, Чугуев. Часть самолетов группы получила на вооружение радиолокаторы типа «Лихтенштейн», однако на Восточном фронте лишь немногие ночные перехватчики были оснащены этими приборами. По показаниям членов экипажа Ju-88 из состава 11./NJG5, попавших в плен в конце сентября 1943 года, радиолокаторы были установлены всего на двух самолетах отряда. При этом они особо бдительно охранялись техническими специалистами.

Несмотря на то что в начале июля основные усилия АДД были сконцентрированы на нанесении ударов во фронтовой полосе, частью сил экипажи дальних бомбардировщиков продолжали совершать налеты на крупные населенные пункты в районе Орловской дуги. С началом проведения операции «Кутузов» интенсивность этих ударов резко возросла. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, удары по Болхову начал наносить 7-й ак дд генерал-майора В. Е. Нестерцева. В ночь, предшествующую наступлению, авиаторы соединения выполнили по этой цели около 100 самолето-вылетов. В городе было зафиксировано около 28 очагов пожаров, зарево от которых наблюдалось на расстоянии до 70 километров от цели.

Активность немецких ночных истребителей была слабая. Несколько атак было отмечено лишь над линией фронта. Один Ил-4 из состава 20-го гв. ап дд, пилотируемый летчиком Колесниковым, был подбит немецкими истребителями в районе Большой Малиновец. Перетянув линию фронта, экипаж покинул самолет над своей территорией на парашютах. В ту же ночь штаб 3-го гв. ак дд отметил атаку одиночного Bf-110, повредившего один из семи самолетов соединения, вставших в круг над своим аэродромом с зажженными навигационными огнями.

Начиная с 14 июля АДД приступила к систематическому нанесению ударов по орловскому железнодорожному узлу, совершив в первую же ночь 111 самолето-вылетов. В ночь на 15 июля погодные условия несколько улучшилось, что позволило АДД совершить 526 самолето-вылетов. Снова сильной бомбардировке частями 7-го ак дц подвергся Болхов. Документы корпуса особенно отмечают действия экипажа майора П. П. Савченко (Герой Советского Союза с 13.3.44, посмертно), который, сбросив всего две бомбы ФАБ-250, вызвал в южной части города мощнейший взрыв. Сила его была такова, что самолеты, следовавшие на высоте 2500–3000 метров, подбросило вверх, а зарево от пожаров наблюдалось на расстоянии от 70 до 100 километров от цели. Вскоре авиаторы других самолетов наблюдали последовательные взрывы и пожары, слившиеся затем в один мощный пожар площадью до 2 квадратных километров. Отметим, что свидетелями столь удачного попадания стали 20 экипажей, находившихся в это время над целью, включая проверяющий экипаж B. C. Гризодубовой[253].

Согласно немецким документам, при отражении налетов советских ночных бомбардировщиков летчиками двух отрядов IV/NJG5 было совершено всего 3 вылета, в результате которых удалось одержать три победы. Две из них числились на счету командира группы Сайн-Виттгенштейна, сбившего западнее Болхова Пе-8 (№ 42069) из состава 890-го ап дд 45-й ад дд, а также один Ил-4 в районе Отрада. Кроме того, еще один Ил-4 стал жертвой командира 10./NJG5 гауптмана Алоиса Лехнера (Lechner Alois). Экипаж сбитого Сайн-Виттгенштейном Пе-8, пилотируемого летчиками Сушиным и Синициным, выбросился на парашютах. Из его состава на свой аэродром вернулось только шесть человек, сумевших избежать немецкого плена.

В то же время документы 45-й ад дд отмечают, что оборонительным огнем Пе-8 было сбито два немецких самолета. Стрелки самолета Пе-8 (№ 42039) 746-го ап, обнаружив в ночном небе неизвестные двухмоторные самолеты, вставшие в круг, огнем пулеметов подожгли один из них. В это время вторая неопознанная машина отвернула, но, попав под огонь зенитной артиллерии, также оказалась сбита.

Следующий раунд борьбы в небе над Орловской дугой пришелся в ночь на 18 июля. Согласно немецким данным, было сбито восемь советских самолетов самых разных типов, включая Р-5, СБ, Пе-2, ТБ-3, Ил-4. Из находящих свое подтверждение в советских документах, отметим очередную победу Сайн-Виттгенштейна, а также успех пилота Остермайера (Ostermeier) из 12./NJG5, сбивших по одному Ил-4 из состава 1-го гв. ак дд. Два ТБ-3 из состава 325-го ап дд сбил обер-лейтенант Ганс Греф (Gref Hans) из отряда 12./NJG5. Его жертвами стали самолеты лейтенантов Колентьева и Пируашвили из 325-го ап дд 54-й ад дд 5-го ак дд, сбитые над аэродромом Карачев. Оба экипажа смогли спастись на парашютах. Однако после скитаний в тылах противника линию фронта смогли перейти только лейтенант Колентьев и сержанты Жириков и Линников, прибывшие в часть соответственно 24 и 26 июля. Из экипажа Пируашвили к своим смог выйти лишь сержант Гринев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.