» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Согласно немецким источникам, при отражении советских налетов 28 июля отличились пилоты I/JG51 Вильгельм Тайманн (Theimann Wilhelm), боевой счет которого пополнили 5 Ил-2, а также Йоахим Брендель и Гюнтер Йостен, сбившие по два советских штурмовика. Тайманн, доведший свой боевой счет до 45 побед (по другим данным, 55 побед), пропал без вести в ходе воздушного боя уже на следующий день, 29 июля. Карьера же Бренделя и Йостена сложилась весьма удачно: оба пилота, одержавшие соответственно 189 и 178 побед, дожили до конца войны, став одними из наиболее результативных пилотов эскадры «Мельдерс».

Впрочем, «ягдфлигеры» 6-го воздушного флота не избежали в эти дни тяжелой утраты — 27 июля из боевого вылета не вернулся один из результативнейших пилотов I/JG51, кавалер Рыцарского креста — Йозеф «Пепи» Йенневайн (Jennewein Josef), уничтоживший за время Курской битвы 23 советских самолета. Боевой счет аса достиг отметки в 86 побед, из которых 29 составляли штурмовики. Последнюю свою победу немецкий пилот одержал около полудня. В ходе следующего вылета по сопровождению бомбардировщиков Ju-87 ас внезапно сообщил по радио: «Получил попадание в двигатель, лечу в направлении солнца», после чего связь с ним прервалась. На свой аэродром Йенневайн не вернулся. В своих воспоминаниях Рудель писал, что, если бы Йенневайн вял курс не на запад, а на юг, он, по всей видимости, смог бы дотянуть до своих позиций.

Документы частей 1-й воздушной армии не дают однозначного ответа, что могло стать причиной гибели Йенневайна, тем более что в немецких источниках даты его гибели разнятся — встречаются как 27 июля, так и 26, и даже 17 июля. Оперсводки 7-й гв. иад свидетельствуют, что 27 июля летчики 146-го иап В. И. Королев и А. Ф. Шаров в воздушном бою с группой Ju-87 и FW-190 подожгли один «фокке-вульф», который «горящим произвел посадку в 8 километрах западнее Болхова». Возможно, это и был самолет Йенневайна, посмертно удостоенного 5.12.1943 Рыцарского креста. На следующий день после гибели Йенневайна советская зенитная артиллерия «достала» еще одного аса, сбив FW-190А-6 командира I/JG51 Йоахима Бренделя. Пилот покинул обреченный истребитель на парашюте.

Между тем советской пехоте удалось форсировать реку Нугрь в нескольких местах, закрепившись на ее южном берегу. Вскоре начали переправляться и части 4-й танковой армии. Основной задачей танкового объединения был прорыв немецкого оборонительного рубежа по рекам Нугрь и Цкань. Однако развернутое 27–28 июля наступление принесло лишь ограниченный успех части генерала В. М. Баданова, а также действующие юго-западнее части 11-й гвардейской армии не смогли выйти к дороге Болхов — Карачев.

Печальный опыт массированных авиационных ударов противника по выдвигающимся танковым соединениям заставлял командиров 4-й танковой армии сохранять повышенную бдительность. Так, один из пролетов немецкого самолета-разведчика, не оставшийся незамеченным, послужил оперативному переводу танковой части из рощи, где она была обнаружена, в другое место. Как оказалось, предосторожность оказалась не лишней. С первыми лучами солнца до 120 вражеских самолетов подвергли рощу ожесточенной бомбардировке площадью не более одного квадратного километра.

По всей видимости, этот боевой эпизод оказался в своем роде единственным, так как по мере развертывания наступления части армии генерала В. М. Баданова подвергались все более массированным ударам немецких бомбардировщиков. Своего пика они достигли 30 и 31 июля, когда, по свидетельствам танкистов, налеты следовали практически непрерывно. Ожесточенным бомбежкам подверглись не только переправившиеся войска, но и скопления живой силы и техники на северном берегу реки Нугрь. Командир 30-го тк генерал Г. С. Родин вспоминал, что боевые порядки корпуса то и дело подвергались массированным налетам вражеской авиации по 50–60 самолетов через каждые 15–20 минут. Сводки 6-го воздушного флота отмечают, что 31 июля было совершено порядка 1653 самолето-вылетов. Из них 538 пришлось на двухмоторные бомбардировщики, а еще 576 — на пикировщики Ju-87. При этом успехи атак с воздуха были оценены весьма скромно: по оценкам экипажей, удалось уничтожить девять танков и повредить еще три[240].

К концу июля Орловская дуга фактически уже не могла называться таковой. Глубокие вклинения советских войск, приблизившихся к железной дороге Орел — Брянск, а также вышедших на левый берег Оки, во многом изменили конфигурацию линии фронта. Решением Ставки для упрощения руководства боевыми действиями было решено сосредоточить все силы, действующие в районе Орла, в руках генерал-полковника М. М. Попова. Брянскому фронту были переданы 11-я гвардейская, 11-я, 4-я танковая армии и 2-й гвардейский кавалерийский корпус. Существенные изменения претерпели и составы авиационных объединений. В состав авиации Брянского фронта были переданы из 1-й воздушной армии 2-й иак и 224-я шад, а также 11-й сак, в то время как остальные авиакорпуса и дивизии 1-й воздушной армии перебазировались на ельнинское направление, где 6 августа должно было развернуться наступление на Смоленск. В завершении операции «Кутузов» авиаторы 1-й воздушной армии участия не принимали. Дорога к Орлу была тяжелой и кровавой, а схватки в воздухе отличались особым напряжением для обеих сторон. О заключительной фазе боев за овладение Орлом наша следующая глава.

4.4. Трудная дорога к Орлу

(18 июля — 5 августа. Брянский фронт)

Мы оставили войска Брянского фронта в тот момент, когда после пяти дней тяжелых наступательных боев их продвижение было временно приостановлено на рубеже реки Олешня. Части 35-го армейского корпуса при непосредственной поддержке авиации 6-го воздушного флота смогли предотвратить глубокий прорыв своей обороны до подхода подкреплений из 9-й армии, а также резервов группы армий «Центр». Не стоит говорить, что такое развитие событий не устраивало Ставку, которая уже 14 июля приняла решение о серьезном усилении войск Брянского фронта, передав в их состав 3-ю гвардейскую танковую армию генерал-лейтенанта П. С. Рыбалко.

Согласно планам командующего фронтом генерал-полковника М. М. Попова танковое объединение должно было быть введено в сражение в полосе наступления 3-й армии на участке Аввакумовский, Заброды, нацеливаясь на Нарышкино — населенный пункт, расположенный в 30 километрах западнее Орла. Планировалось, что первоочередными задачами 3-й гвардейской танковой армии станут перехват к концу первого дня наступления дороги Мценск — Орел и продвижение к Оке с захватом плацдармов на ее западном берегу.

На 18 июля 3-я гвардейская танковая армия насчитывала в своем составе 475 Т-34 и 234 Т-70 и была укомплектована большим количеством переправочных средств для ускоренного форсирования водных преград. Особое внимание командования Брянского фронта было уделено обеспечению противовоздушной обороны армии П. С. Рыбалко в период ее сосредоточения. Для решения этой задачи привлекались две зенитные дивизии, а также истребители 3-й гв. иад. Согласно документам 15-й воздушной армии, 18 июля в район сосредоточения танковой армии не было допущено ни одного самолета противника, а свыше десяти было сбито летчиками 1-го гв. иак.

Подготовка к наступлению была уже практически завершена, когда во второй половине 18 июля в штаб Брянского фронта позвонил заместитель начальника Генштаба генерал А. И. Антонов, сообщивший новую «вводную»: направление удара 3-й гвардейской танковой армии должно было быть смещено заметно южнее на Становой Колодезь и Кромы. Напомним, что 15 июля в этом же направлении, но с юга, развернули наступление войска Центрального фронта, что на фоне трудностей продвижения 61-й армии, по всей видимости, и послужило причиной изменения первоначального плана.

По воспоминаниям бывшего начальника штаба Брянского фронта генерала Л. М. Сандалова, А. И. Антонов не стал слушать его возражения о неразумности изменения планов в последний момент. Заместитель начальника Генштаба заметил, что переданных в состав Западного фронта 4-й танковой и 11-й армий будет вполне достаточно для окружения противника западнее Орла, одновременно приказав обеспечить радиосвязь между штабами Центрального фронта и 3-й гвардейской танковой армии. Понимая, что решение о перенацеливании армии П. С. Рыбалко исходит непосредственно от Верховного и спорить с ним бессмысленно, командование Брянского фронта посвятило оставшуюся часть дня изменению боевых задач танковым соединениям и налаживанию их взаимодействия с частями 63-й армии.

Наступление войск Брянского фронта уже «традиционно» предварялось действиями экипажей АДД, которые в ночь на 19 июля нанесли ряд ударов по скоплениям войск, опорным пунктам и железнодорожным станциям в районе Орла. Кроме того, 21 легкомоторный У-2 15-й воздушной армии совершил за ночь 594 самолето-вылета, что составило практически половину из 1273 вылетов всего объединения за 19 июля. Отметим, что в ночных ударах по противнику приняли также участие экипажи 135-го шап 3-го шак. В период 2:40–4:15 6 Ил-2 с высоты 800–2000 метров тремя заходами атаковали аэродром Домнино, уничтожив, по мнению авиаторов, 5 из 10 базировавшихся здесь FW-190. Кроме того, еще шесть штурмовиков приняли участие в разрушении железнодорожного полотна западнее станции Золотарево.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.