Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Ставка с тревогой следила за развитием наступления 11-й гвардейской армии. После недели ожесточенных боев становилось все более очевидно — задачи по окружению Болхова и выходу к шоссе Орел — Карачев распыляют силы армии Баграмяна. За восемь дней сражения ее соединения продвинулись более чем на 70 километров, в то время как фронт прорыва расширился до 150 километров. Для продолжения наступления срочно требовались резервы. Уже 18 июля было принято решение о передаче в состав Западного фронта 4-й танковой армии, 11-й армии и 2 гвардейского кавалерийского корпуса, которые предназначались в первую очередь для развития наступления на Карачев. 20–22 июля переданные соединения начали выдвигаться на передовые позиции. При этом, по воспоминаниям командующего 11-й армией генерал-лейтенанта И. И. Федюнинского, его армия вводилась в бой с марша и по частям, что не могло не сказаться на ее успехах. Только за неделю боев она продвинулась на кцыньском направлении всего на 12–15 километров.
Между тем с выходом к железной дороге Орел — Карачев командование 1-й воздушной армии предприняло несколько мощных налетов по станциям Белые Берега и Чернышкино, а также проводило блокирование железнодорожных перевозок противника. В результате налета 36 Пе-2 204-й бад станции получили серьезные повреждения — были разрушены пути, постройки, пострадали несколько составов, а также была взорвана электростанция. Кроме экипажей бомбардировщиков, по железнодорожным станциям Белые Берега, Одринская, Рессета и Зикеево действовали и группы Ил-2.
233-я шад получила на 17 июля задание разрушить железнодорожное полотно и уничтожением эшелонов прекратить движение на участке Брянск — Карачев. Для выполнения этой задачи было выделено 4 группы по 6 штурмовиков от 198-го и 312-го шап, которые действовали с интервалом 300–400 метров друг от друга. В этих боевых вылетах особенно отличилась группа старшего лейтенанта Алферова, которая буквально за пять минут полета с 8:05 до 8:10 трижды провела атаку по вражеским эшелонам, уничтожив и повредив до 10 крытых вагонов, одновременно накрыв бомбами электростанцию в Белых Берегах. Экипажи 233-й шад отметили в этот день удачные действия истребителей прикрытия: «Истребители сопровождения 309 иад работали отлично, почти в каждом вылете вели воздушные бои, не допуская истребителей противника к штурмовикам»[238].
С выходом к железной дороге нередкими стали и атаки немецких аэродромов. Так, в один из вылетов группа капитана Захарова из 312-го шап внезапно сама для себя вышла на аэродром Карачев, проштурмовав его с малой высоты. Было заявлено об уничтожении 10 и повреждении 15 самолетов противника. 18 июля аэродром в Озерской атаковала шестерка «илов» 873-го шап. Из 15 Ju-52, отмеченных на аэродроме, 5 удалось, по докладам пилотов, уничтожить и повредить.
С 20 по 21 июля штурмовики 231-й шад еще трижды навещали немецкий аэродром в Озерской. 20 июля после атаки немецких эшелонов в районе Судимир на него, опять же случайно, вышла семерка штурмовиков 873-го шап. В этот же день 8 Ил-2 568-го шап предприняли еще один удар по аэродрому, атакуя его стоянки на бреющем полете. Зенитная артиллерия противника оказалась застигнута врасплох и противодействия практически не оказала, что позволило, по докладам пилотов, уничтожить на земле девять немецких самолетов. Из трех сбитых прямо над аэродромом курьерских Fi-156 немецкие источники подтверждают потерю двух связных «физлеров» из состава Kurierstaffel.3.
На следующий день командование решило уточнить численность немецкой авиации на аэродромах Озерская, Мужитино, где в сумерках, по наблюдениям разведки, совершили посадку 15 немецких самолетов. Шестерка Ил-2 946-го шап, под прикрытием 8 Ла-5 49-го иап, произвела разведку пяти немецких аэродромов. Около 25 FW-190 и Ju-87 было обнаружено на аэродроме в Озерской, который снова был атакован группой штурмовиков. В своих докладах пилоты доложили об уничтожении пяти разведчиков врага — 3 FW-189 и 2 Hs-126.
21 июля штурмовики 224-й шад атаковали аэродром Карачев, где разведчиками 146-го иап удалось обнаружить до 100 немецких самолетов. В тот же вечер для штурмовки вражеского аэродрома вылетело 7 Ил-2 565-го шап под прикрытием 21 истребителя 7-й гв. иад. По пути от группы сопровождения откололись 4 «яка», которые атаковали девятку He-111, возвращавшихся на аэродром Карачев. Около аэродрома советские самолеты были встречены большой группой «фокке-вульфов», с которыми вели упорный воздушный бой. Оставшиеся в одиночестве штурмовики из-за плохой погоды заблудились, выйдя в конце концов на аэродром Брянска! Из-за сумерек наблюдать результаты бомбо-штурмового удара не пришлось, но на свой аэродром не вернулось четыре экипажа, которые, по всей видимости, были сбиты немецкими истребителями.
Как видно, во второй половине июля атаки на немецкие аэродромы и взлетные площадки экипажами штурмовых соединений 1-й воздушной армии предпринимались неоднократно. К сожалению, подтвердить или опровергнуть заявки по результатам налетов на немецкие аэродромы практически невозможно, так как, согласно немецким сводкам, за все время на земле был потерян всего один самолет.
Период с 17 по 19 июля стал временем постепенного замедления наступления не только на Хотынец и Карачев, но и в районе Болхова. Части 5-го танкового и 8-го гвардейского стрелкового корпусов были остановлены в 10 км юго-западнее города подошедшими сюда из состава 9-й армии 9-й танковой и 10-й моторизованной дивизиями. Потери в танковых и пехотных частях 11-й гвардейской армии были велики. В 5-м танковом корпусе к исходу 18 июля оставалось всего 10 исправных танков. Кроме того, танкистам пришлось самим отбивать массированные атаки немецких танков, в которых, по советским оценкам, принимало участие до 100 машин. Находясь временами в полуокружении, части корпуса постоянно подвергались ожесточенным налетам бомбардировщиков.
Впрочем, показания пленных свидетельствовали, что немецкие войска тоже находятся на грани истощения. Так, захваченный 23 июля танкист на допросе показал, что 18-я и 20-я танковые дивизии из-за больших потерь были объединены в одну и подчинены командиру 18-й танковой дивизии, которая понесла тяжелые потери, составлявшие 65–70 % боевой техники. В ротах оставалось по 40–45 человек, а танковый полк насчитывал всего около 30 танков[239].
Существенную поддержку наземным войскам в сложившихся условиях продолжали оказывать экипажи штурмовой авиации. Часто только благодаря поддержке с воздуха удавалось нанести противнику значительные потери. Примерами таких эффективных ударов могут служить действия пилотов 224-й шад. 21 июля ее экипажи совершили 83 самолето-вылета, израсходовав в общей сложности 4835 ПТАБ, 75 ФАБ-50 по танкам противника. При этом авиаторы доложили об уничтожении 56 танков и 128 автомобилей. Особенно отличилась группа 565-го шап старшего лейтенанта Червоноокого, которая, получив с КП 5-го танкового корпуса команду, нанесла удар по контратакующему противнику в районе населенного пункта Чупахино. Пятнадцать немецких танков как раз выползали из оврагов, когда на них посыпались ПТАБы и АО-25. В результате бомбо-штурмового удара было повреждено несколько танков, а сама атака оказалась сорванной. Червоноокий, заметив на выходе из атаки позиции немецкой артиллерии, со второго захода проштурмовал со своей группой и их.
Так же эффективно действовали и авиаторы 231-й шад. 22 июля в течение часа четыре шестерки Ил-2 штурмовали скопления живой силы и техники противника в районе Меховая — Берестна. При этом особенно отличилась группа 946-го шап старшего лейтенанта И. Е. Москаленко (Герой Советского Союза с 4.2.44), которая, придя в район цели и сделав ознакомительный заход, в течение 20 минут, невзирая на огонь зенитной артиллерии, штурмовала пехоту и позиции артиллерии. В результате немецкая артиллерия практически прекратила огневое воздействие на наши войска, которые, воспользовавшись этим, с боем взяли населенный пункт Мойлово. За отлично выполненное боевое задание командующий 1-й воздушной армией объявил летчикам благодарность, наградив весь личный состав, участвовавший в вылете.
Отметим, что за все время проведения наступательной операции наиболее активным пилотом-штурмовиком 1-й воздушной армии был признан лейтенант Мокин из 224-й шад, совершивший 21 вылет и удостоенный ордена Красного Знамени. Такую же награду получил и младший лейтенант К. П. Панченко (Герой Советского Союза с 23.2.45). Сбитый за линией фронта, имея на руках и лице тяжелые ожоги, а также не евший все это время, он три дня пробирался к своим по занятой противником территории.
К двадцатым числам июля борьбу за господство в воздухе над районом наступления 11-й гвардейской армии вели ослабленные в боях полки 2-го иак, которые тем не менее оказывали немецким самолетам упорное сопротивление. 19 июля пятерка Ла-5 482-го иап в районе Красниково, патрулируя приблизительно в 20 километрах западнее Болхова, атаковала группу из 20 Ju-87, шедших под прикрытием 8 FW-190. В ожесточенном бою из пяти советских самолетов один был сбит, а еще 2 Ла-5 получили повреждения. Старшему лейтенанту И. Н. Изоху пришлось совершать вынужденную посадку. Оставшаяся пара «лавочкиных» продолжала атаки. Особенно отличился старший лейтенант П. И. Рожок, который, израсходовав весь боезапас, таранил Ju-87D-3 из состава 4./StG1. Протараненная «штука» рухнула на землю, похоронив под своими обломками экипаж, а старший лейтенант П. И. Рожок вернулся в свою часть лишь на следующий день.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.