» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Значительно активизировались 17 июля и действия немецкой истребительной авиации, впервые с 11 июля в значительных количествах появившейся в полосе действия 16-й воздушной армии. Характерно, что если за 14 и 15 июля было зарегистрировано всего четыре воздушных боя, то 17 июля число воздушных схваток составило 20, в которых советские экипажи потеряли 35 самолетов. Противниками советских летчиков стали группы III и IV/JG51.

Атакам немецких истребителей подвергались не только группы штурмовиков, но и соединения бомбардировщиков. Особой напряженностью выделялся бой восьми «фокке-вульфов» из состава IV/JG51 с девяткой Пе-2 241-й бад. Немецкие истребители сконцентрировали свои атаки на самолете летчика В. Р. Бучавого (Герой Советского Союза с 15.5.46), который после нескольких атак взорвался прямо в воздухе. Удивительно, но, выкинутый взрывной волной из кабины, В. Р. Бучавый остался жив. Уже в воздухе пилот пришел в себя и смог раскрыть парашют. Под непрекращающимися атаками «сто девяностых» из строя вывалилась еще одна «пешка», в последующем, по всей видимости, добитая немецкими истребителями. Несмотря на критическое положение, оставшиеся экипажи сохраняли строй и, подбадриваемые криками своего ведущего капитана Лабина «Не робей, бог не выдаст, свинья не съест!», на сильно избитых машинах смогли все же вернуться на свой аэродром[264]. По результатам боя на счета пилотов 11-го отряда JG51 Гельмута Хольтца (Holtz Helmut) и Йохана Маркля (Markl Johann) было записано по два сбитых советских бомбардировщика.

Эффективность действий советской бомбардировочной авиации в ходе наступления 15–17 июля оценивалась по-разному. С одной стороны, несмотря на массированные действия и неоднократные удары, нанести решительное поражение войскам 9-й армии не удалось. В то же время штабы авиационных соединений отмечали успешные действия своих подчиненных. Так, штаб 3-го бак, совершившего за три дня боев 722 самолето-вылета, отрапортовал, что, по данным фотоконтроля, удалось уничтожить до 60 танков, 300 автомашин, 5 орудий пушечной и 15 зенитной артиллерии и около 20 противотанковых орудий, 3 склада боеприпасов и 2 самолета.

Как бы то ни было, но под непрерывными ударами с воздуха немецкое командование вынуждено было 17 июля отвести свои части на вторую линию обороны, в ходе боев за которую советским частям также удалось осуществить вклинения. К исходу 18 июля 13-й армии удалось восстановить то положение, которое она занимала до начала немецкого наступления. Для этого ей понадобилось четыре дня — ровно столько, сколько занял этот же путь у немецких войск. Однако силы Центрального фронта оказались перенапряжены. Генерал К. К. Рокоссовский вынужден был приостановить наступление, занявшись подготовкой нового удара левее дороги Курск — Орел, с целью выхода в район Кромы.

Командование 9-й армии в это время провело некоторую реорганизацию своих войск, образовав из частей 47, 46 й 41-го танковых корпусов оперативную группу «Орел-юг». Несмотря на сильные атаки советских войск, из состава 9-й армии продолжалась переброска соединений в состав 2-й танковой армии. Так, 17 июля убыла 9-я танковая дивизия, а в ночь с 18 на 19 июля — 10-я моторизованная дивизия, сыгравшая важнейшую роль в сдерживании советского наступления.

Обстановка в воздухе после ряда боев 17 июля снова разрядилась, предоставив истребителям 16-й воздушной армии возможность вести охоту на немецких разведчиков, время от времени появляющихся над советским расположением. Особенно обильным на стычки с разведывательными самолетами противника стало 24 июля, когда лейтенант Н. Ф. Казначеев из 157-го иап и лейтенант А. П. Липатов из 165-го иап сбили два Bf-110G-3 из состава NAGr4. При этом сбитый Казначеевым немецкий экипаж попал в плен.

В этот же день таранным ударом уничтожил FW-189А-3 из состава NAGr15 командир эскадрильи 53-го гв. иап старший лейтенант П. П. Ратников. От столкновения с «рамой» Як-1 взорвался, похоронив в своих пылающих обломках советского пилота и немецкий экипаж. Старший лейтенант П. П. Ратников особенно отличился в ходе июльских боев на Курской дуге, уничтожив 7 самолетов противника. К сожалению, столкновение с «рамой» поставило точку в карьере советского пилота. 24 августа 1943 года П. П. Ратникову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Действия ударной авиации в двадцатых числах не носили широкого размаха. 21 июля группой пикирующих бомбардировщиков 3-го бак была предпринята попытка разрушить мосты через реку Крома. Однако результаты налета «пешек» оказались нулевыми — бомбы легли в 30–60 метрах от моста. Более успешно действовали экипажи легкомоторных бомбардировщиков 271-й нбад, не раз отмечавшиеся командованием в этот период. Так, в ночь на 19 июля экипаж У-2 младшего лейтенанта B. C. Куцева из 970-го нбап накрыл своими бомбами склад с боеприпасами, которые продолжали рваться всю ночь. За этот вылет пилот был представлен к ордену. Еще одним из отличившихся авиаторов дивизии был старший лейтенант Казанцев, который также смог уничтожить склад боеприпасов. В ночь на 23 июля экипажу старшего лейтенанта Морозова из 45-го гв. нбап удалось поджечь в прифронтовой полосе немецкий железнодорожный состав с боеприпасами, который взлетел на воздух, когда У-2 уже пересекал линию фронта.

Достаточно большая нагрузка в эти дни пришлась и на экипажи-разведчики из 98-го гв. одрап. Полк имел на своем вооружении как истребители «Аэрокобра», состоявшие на вооружении 1-й эскадрильи, так и самолеты Пе-2 и Пе-3. Американские истребители фирмы «Бэлл» были оснащены фотоаппаратами АФА-1 и часто применялись для разведки аэродромной сети Орловского аэроузла. На задание обычно вылетала пара Р-39, пилотируемая опытными пилотами. Воздушным разведчикам требовалась особая подготовка, ведь им частенько приходилось не только вести разведку в сложных метеоусловиях, но и уклоняться от атак вражеских истребителей. Впрочем, практика боевой работы показала, что свои самолеты могли быть не менее опасны. Так, например, 17 июля только бреющий полет спас капитана Поволокина от атаки группы Як-1, сопровождавших Ил-2.

23 июля пара «воздушных змеев», пилотируемая старшим лейтенантом Д. Ф. Лисицыным и тем же капитаном Поволокиным, вылетела на разведку дорог в районе Нижнее Муханово, Кромы, Гнездилово. В сильной облачности пилоты потеряли друг друга из виду. Лисицын продолжил выполнение боевого задания, а вот капитану Поволокину снова пришлось иметь дело с истребителями, на сей раз немецкими. «Аэрокобра» подверглась нападению четверки Bf-109G, принадлежавших, по всей видимости, также разведывательному подразделению — NAGr.4. Несмотря на неожиданность атаки, советский летчик успел скрыться в облаке. Немецкие пилоты, решившие, видимо, не выпускать «Аэрокобру», встали вокруг облака в вираж. Тем временем капитан Поволокин, с левым креном выйдя из облака, неожиданно прямо перед собой обнаружил пару «сто девятых». Практически в упор пилот «Аэрокобры» расстрелял один «сто девятый», который, сильно дымя, пошел вниз. Вероятнее всего, его жертвой стал один из двух Bf-109G-4, потерянных отрядом I/NAGr.4 23 июля южнее Орла. При этом один «мессершмитт» оказался сбит, а другой разрушен при вынужденной посадке.

Отметим, что не все вылеты проходили так успешно. Так, 30 июля был поврежден истребитель старшего лейтенант Д. Ф. Лисицина, который, будучи тяжело раненным, с обожженными ногами все-таки смог перетянуть на свою территорию, совершив посадку в расположении советских войск. Важные разведданные были вовремя получены командованием. За этот подвиг 28 сентября 1943 года пилот был удостоен звания Героя Советского Союза.

Наравне с «кобрами» активно действовали и «пешки» 98-го гв. одрап. Основной целью их экипажей был сбор информации об интенсивности движения железнодорожных эшелонов, а также о сооружении противником тыловых полос обороны. Действия разведчиков в многочасовых полетах во многом облегчались радиополукомпасами, позволявшими выполнять задания в условиях плохой видимости. Зачастую выход на свой аэродром обеспечивался только по показаниям этих приборов. Боевые документы разведывательного полка хранят не только сухие цифры отчетов, но, как ни странно, и «неуставные» лирические отступления. С большим удивлением автор нашел в дневнике боевых действий эскадрильи следующий литературный пассаж штурмана экипажа старшего лейтенанта Павлова, относящийся к боевому вылету экипажа Пе-3 в район Орла: «Раннее утро. Солнце только чуть показалось над горизонтом. Самолет идет к цели в безоблачной полосе, а слева и справа возвышаются сказочные купола кучевых облаков»[265].

Начиная с 19 июля командование Центрального фронта предприняло несколько попыток развернуть наступление. При этом центр ударов постепенно смещался от правофланговой 48-й армии генерал-лейтенанта П. Л. Романенко до полосы действовавшей западнее 70-й армии генерал-лейтенанта И. В. Галанина. Наибольший успех сопутствовал войскам 48-й армии, которым удалось выйти в район Змиевка, и к 25 июля приблизиться к Яковлево, расположенному приблизительно в 30 километрах юго-восточнее Орла. По всей видимости, именно этот успех послужил причиной передачи Центральному фронту 3-й гвардейской танковой армии, которая должна была быть введена в бой на фронте объединения П. Л. Романенко. Напомним, что до этого 3-я гвардейская танковая армия без особого успеха вела наступательные бои севернее, в районе Становой Колодезь. Теперь танкистам предстояло нанести удар на тот же Становой Колодезь, но уже в составе Центрального фронта.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.