Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Описание и краткое содержание "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том посвящен одной из самых интересных и динамичных кампаний Второй мировой войны — Норвежской, длившейся 62 дня.
На основе богатых архивных материалов и других документальных источников в книге рассказывается о проведении операции «Везерюбунг», целью которой был захват Германией территории Норвегии и Дании.
Книга содержит обширные комментарии, документы и справочные материалы. Будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Книга содержит таблицы. — DS
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS
У союзников оставалось всего пять исправных десантных катеров, поэтому первая волна десанта не могла превышать 290 человек. Солдатам Иностранного легиона предстояло преодолеть по воде не более мили. Под прикрытием огневой завесы легионеры достигли узкого пляжа у Орнесета спустя пять минут после полуночи. Их встретил пулеметный огонь, но потери среди французов были небольшими. Плашкоуты вернулись в Ёйорд за следующими эшелонами, норвежские рыболовные катера также помогали доставлять подкрепления и вывозить раненых.
К 03:30 на берегу находилось 1250 легионеров и норвежский батальон. Два танка Н-35 сразу завязли в иле и каменистом грунте, после чего отправка оставшихся трех была приостановлена. Десантники продвинулись в восточном направлении до железной дороги, а в южном — до горы Таральдсвикфьельд, господствующей над местностью. Немцы, занимавшие вершину горы, контратаковали и отбросили их назад. В какой-то момент успех всей операции повис на волоске. Французы и норвежцы, поддержанные огнем эсминцев, сумели вернуть занятые позиции, но не смогли предотвратить германские отступление из города. Около 5 часов утра батальон майора Мунте-Кааса (II/IR 16) высадился прямо в Нарвике.
Тем временем два польских батальона атаковали противника в районе Анкенеса, встретив упорное сопротивление. Оба приданных полякам французских танка вышли из строя: первый наскочил на мину, а второй застрял в какой-то выбоине. Германская контратака заставила поляков отойти, но затем, перегруппировавшись и введя в бой резервы, они повторили попытку и заняли деревню Бейсфьорд. Свыше сотни немецких солдат попало в плен,71 так как последние лодки, на которых они могли переправиться {403 --> через узкий рукав фьорда, были разбиты. Примерно в 22 часа французы и норвежцы, продвигавшиеся с севера, соединились с поляками в Бейсфьорде. Таким образом, по прошествии более шести недель после истребления германских эсминцев, Нарвик был взят. В ходе сражения французские войска потеряли убитыми и ранеными около 150 человек; потери поляков составили 66 убитых, 130 раненых и 13 пропавших без вести; у норвежцев было 60 убитых и раненых.
Утром 28 мая штаб флигерфюрера Тронхейм получил приказ нанести удар по британским силам под Нарвиком. Первыми в воздух поднялись двенадцать Не-111 100-й боевой группы. Над Бардуфоссом стоял густой туман, из-за которого британские истребители не смогли вовремя взлететь на патрулирование. Бомбардировщики не встретили противодействия в воздухе и довольно точно отбомбились по флагманскому крейсеру. В «Каиро» попало две бомбы (снова отличился фельдфебель Вирсбицки), убив и ранив 30 членов экипажа; пожар вызвал взрывы боеприпасов зенитных орудий. Несколько «хейнкелей» пытались добить поврежденный крейсер, но он остался на плаву. Зенитным огнем была сбита лишь одна машина из состава 2./KG 100. Но к вечеру «Гладиаторы» и «Харрикейны» организовали надежный заслон, и немецкие самолеты над Нарвиком и Харстадом больше не появлялись. В тот же день на подходах к Румбакс-фьорду «Харрикейнами» была перехвачена пара Do-26 из 1./406 с горными стрелками на борту. Обе лодки были сбиты. Одна из них, пилотируемая обер-лейтенантом графом Шаком, совершила вынужденную посадку близ уже занятого союзниками Нарвика. Экипаж и 10 егерей попали в плен к норвежцам.
29 мая немцы предприняли еще более мощный налет на Нарвик, Харстад и аэродром Сканланн. Британские истребители дали достойный отпор. В воздухе разгорелись ожесточенные бои. Потеряв четыре «Харрикейна», англичане все же не позволили вражеским бомбардировщикам пробиться к целям. В тот день KGr 100 лишилась своего командира: капитан Артур фон Казимир попал в плен, когда его «хейнкель» был сбит над Сканланном. {404 -->
После оставления Нарвика немцы установили новую линию обороны в семи километрах восточнее. Она проходила через Стрёмснесскую узость и заканчивалась опорным пунктом на горной вершине к югу от нее. Солдатам пришлось уходить из города в большой спешке, значительные запасы оружия, боеприпасов и обмундирования были оставлены там. Союзники продолжали двигаться в восточном направлении вдоль железной дороги, а 30 мая атаковали с юга силами одного батальона, прошедшего ночью через горы. Под угрозой оказался Сильвик. У Дитля оставалось продовольствия и боеприпасов всего на три дня, ситуация усугублялась плохой погодой, не позволявшей рассчитывать на доставку снабжения по воздуху. На следующее утро 6-я норвежская бригада атаковала правый фланг германской обороны, где ей удалось потеснить батальон Хагеманна72 и занять важную высоту 620. Наконец, 1 июня норвежцы переправились через разлившуюся стремительную реку у восточного берега озера Йерн и предприняли атаку в направлении горы Раубергет. Линия обороны была прорвана, и немцам пришлось отступить на два километра. Однако достичь своей главной цели — взять Бьернфьелль и лишить Дитля последней базы — норвежцам не удалось. Данная линия фронта сохранялась до конца кампании.
Между тем, OKW планировало в начале июня провести новую операцию по захвату Нарвика (кодовое название «Наумбург»). 30 мая Гитлер приказал командованию Люфтваффе направить в Северную Норвегию части 7-й парашютно-десантной дивизии. Для этой цели было подготовлено два парашютных батальона, а XXI армейская группа выделила около тысячи горных стрелков, прошедших парашютную подготовку. К 4 июня эти силы были готовы к переброске. Планом операции предусматривалось создать боевую группу в Люнген-фьорде (90 километров к северу от Нарвика), и оттуда вести наступление. Для оказания поддержки с воздуха планировалось перебросить несколько {405 --> эскадрилий на аэродром Бардуфосс. Около 6000 человек с танками следовало доставить на транспортах «Бремен» и «Европа». 7 июня OKW информировало штаб группы о намерении начать операцию через две недели. К тому времени надобность в ней отпала.
Взяв Нарвик, британские саперы приступили к уничтожению портовых сооружений, предназначавшихся для погрузки железной руды, подъездных путей, причалов и другого ценного оборудования. Характер разрушений был таким, что немцы не могли использовать Нарвик для вывоза руды до января 1941 года.
Завершив эту варварскую работу, союзники выполнили свою задачу и могли приступать к эвакуации. Перед штабом экспедиционных сил стояло немало трудностей. Чтобы вывезти более 24 тысяч человек требовалось обеспечить «чистое небо». Для этого был предусмотрен ряд мер. Во-первых, зенитное вооружение оставалось на берегу практически до последнего момента. Во-вторых, 2 июня «Арк Ройал» (под флагом контр-адмирала Уэллса) и «Глориэс» вернулись к норвежскому побережью. Их авиагруппы наносили удары по германским опорным пунктам и коммуникациям, причем не только в горах северо-восточнее Нарвика, но и по линиям снабжения в районе Будё. Аэродром Будё также подвергся налету. Третьей, и самой важной, мерой был суммарный эффект от деятельности «Гладиаторов» и «Харрикейнов». Вместе с авианосными истребителями они находились в воздухе с четырех часов утра почти до полуночи, совершив 120 вылетов, и обеспечили надежное прикрытие наземным частям и кораблям. 2 июня состоялся последний в ходе кампании воздушный бой, в ходе которого «Гладиаторы» 263-й эскадрильи сбили три «Штуки» (в том числе командира 2./StG 1 обер-лейтенанта Хайнца Бёме), потеряв одну машину — ее записал на свой счет обер-лейтенант Гельмут Лент.
После завершения эвакуации все уцелевшие самолеты 46-й и 263-й эскадрилий следовало уничтожить. Единственной возможностью спасти истребители было попытаться посадить их на палубу авианосца, но они не имели для этого никаких посадочных приспособлений, а пилоты — необходимой практики. Несмотря на это, вечером 7 июня {406 --> 263-я эскадрилья в полном составе (к тому времени осталось семь машин) перелетела на «Глориэс». Все «Гладиаторы» сели практически без поломок. Оставалось еще десять истребителей «Харрикейн», которые сначала хотели уничтожить. Однако старший авиационный начальник, груп-кэптен Мур, обратился к адмиралу Корку с просьбой попытаться посадить на авианосец и эту эскадрилью. «При этом возможны аварии, ничего не поделаешь, — предупредил он. — Возможно даже, что будут потери, но мне не хотелось бы бросать самолеты». Адмирал согласился, и пилотам удалось посадить машины на палубу, хотя без аварий не обошлось. Все посаженные на «Глориэс» «Харрикейны» были в той или иной степени неисправны. К тому же, загромождая взлетную палубу, они препятствовали действиям бортовых самолетов.
Чтобы не оставлять в Норвегии ценное снаряжение, адмирал Корк разработал план, получивший кодовое название «Алфавилл», предусматривавший отправку нескольких разнесенных по времени конвоев. 31 мая он направил адмиралу Форбсу просьбу о выделении кораблей из состава Флота метрополии для прикрытия перехода транспортов. Первый грузовой караван отправился в Англию еще до конца мая. Им вывозились излишние припасы, орудия и танки. Для эвакуации личного состава и техники в Северную Норвегию прибыли восемь грузовых судов и пятнадцать войсковых транспортов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Книги похожие на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Отзывы читателей о книге "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания", комментарии и мнения людей о произведении.