Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Описание и краткое содержание "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том посвящен одной из самых интересных и динамичных кампаний Второй мировой войны — Норвежской, длившейся 62 дня.
На основе богатых архивных материалов и других документальных источников в книге рассказывается о проведении операции «Везерюбунг», целью которой был захват Германией территории Норвегии и Дании.
Книга содержит обширные комментарии, документы и справочные материалы. Будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Книга содержит таблицы. — DS
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS
Геббельсовская пропаганда объявила бои за Нарвик образцом выдающегося героизма и примером для подражания. Участники сражения собрали обильный урожай Рыцарских крестов. Высшей германской военной награды удостоилось двенадцать офицеров — от командира взвода до командира полка и начальника эсминцев. Сам Дитль был награжден крестом 9 мая, а через два месяца, первым среди военнослужащих Вермахта, получил к нему Дубовые листья с одновременным производством в генералы от инфантерии.
В германских вооруженных силах существовал особый вид наград — нарукавный знак или «щит» (по рангу примерно соответствующий нашим медалям), которым награждались главным образом за участие в боях в окружении или на изолированных плацдармах. В годы войны выдавались щиты за Демянск, Холм, Кубань и Крым, но первым 19 августа 1940 года был учрежден знак «За Нарвик». Всего его получили 8577 человек — горных стрелков, моряков и летчиков.
Глава 11
Операция «Юно»
С эвакуацией союзников и капитуляцией норвежской армии боевые действия на территории Норвегии завершились. Однако на море еще гремели залпы орудий и гибли люди, как с той, так и с другой стороны. Набеговая операция германских линкоров и последовавший в ответ на нее рейд британской авианосной группы стали последним актом двухмесячной драмы.
К середине мая немецкие тяжелые корабли, получившие повреждения в апреле, были отремонтированы. В связи с этим 16 мая штаб Руководства войной на море отдал предварительные распоряжения на проведение операции в водах между норвежским побережьем и Шетландскими островами. 21 мая Редер информировал Гитлера, что «Шарнхорст» и «Адмирал Хиппер» будут готовы к выходу в море 27-го, а «Гнейзенау» — в начале июня. По замыслу гросс-адмирала линкоры должны были совершить нападение на британские конвои, курсировавшие между северным побережьем Шотландии и Нарвиком, кроме того, под их прикрытием планировалось провести собственный конвой в Тронхейм. Против подобной акции с самого начала выступали командующий военно-морской группы «Вест» адмирал Заальвехтер и командующий флотом адмирал Маршалль. Как пишет граф Цимке, «оперативные командования настаивали на сохранении сил и считали, что шансы на успех слишком малы, чтобы подвергать риску немногочисленные германские тяжелые корабли… Однако Редер и Руководство войной на море, видимо, ввиду предполагаемого окончания войны, требовали активных действий, чтобы продемонстрировать ценность флота и обеспечить его дальнейшее развитие».
Между тем, начавшееся 24 мая наступление союзников под Нарвиком создало реальную угрозу, что войскам генерала Дитля пришлось бы уйти на шведскую территорию и там интернироваться. Требовались энергичные контрмеры. На следующий день MGK «Вест» получило директиву штаба Руководства войной на море, в которой предписывалось атаковать с моря опорные пункты англичан в Северной Норвегии, прежде всего Харстад. Был отдан боевой приказ, согласно которому корабли должны были прорваться в Анс- и Вогс-фьорды и уничтожить там боевые корабли, суда и временные сооружения, предназначенные для выгрузки войск. Формирование корабельного соединения для выполнения этой задачи началось 29 мая, командовать операцией, получившей кодовое наименование «Юно», был назначен адмирал Вильгельм Маршалль.
27 мая к основному приказу добавилось личное распоряжение Гитлера об оказании поддержки частям 2-й горной дивизии, действовавшим в районе Му-Будё и страдающим от обстрелов с моря. Во время встречи Маршалля с Редером 31 мая было решено также атаковать и наиболее важные береговые цели в районе Харстада, что придавало приказу еще более расплывчатый вид. Как выяснилось позднее, все изменения и дополнения, внесенные в боевой приказ, не были доведены до командования группы «Вест». «Вот что может получиться, когда одним и тем же делом начинает руководить слишком большое количество различных командных инстанций!» — возмущался Маршалль.
Ряд данных, необходимых для выполнения задачи — расположение войск, огневых позиций артиллерии, а также другие сведения о противнике — должно было предоставить командование XXI армейской группы. Задачи аэрофотосъемки возлагались на 5-й воздушный флот. Все эти сведения должны были быть переданы флоту до его выхода в море, но своевременно этого сделано не было, и морякам пришлось знакомиться с содержанием документов уже в открытом море.
В качестве передовой базы предполагалось использовать Тронхейм, куда заранее были направлены танкеры «Нордмарк» и «Дитмаршен», которым ставилась задача обеспечения операции.
В 8 утра 4 июня «Гнейзенау» под флагом Маршалля, «Шарнхорст», «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца вышли из Киля. Для обеспечения выхода в Северное море эскадре придавались тендер «Хай» (флаг FdM «Ост» контр-адмирала Штовассера), два миноносца, прорыватель заграждений и два моторных тральщика, которые Маршалль отпустил при входе в Скагеррак. Три Не-115, а позже два Не-111 обеспечивали противолодочное охранение.
Отлично поставленная служба радиоразведки позволила германской эскадре избежать встречи с многочисленными подлодками противника в Северном море и Скагерраке, а также с воздушными патрулями англичан. Последнему, по мнению немцев, способствовали точные сведения о технических возможностях и особенностях тактики британской разведывательной авиации. В результате командующему флотом удалось вывести свои корабли в Северное море незаметно для англичан.
В полдень 5 июня соединение легло на северо-западный курс и развило ход 24 узла. Высокая скорость и штормовое море быстро опустошили топливные цистерны крейсера и эсминцев, поэтому на следующий день эскадра встретилась с танкером «Дитмаршен», пришедшим в точку рандеву под советским торговым флагом. Отсутствие опыта в приемке топлива вкупе с плохой погодой растянули процедуру заправки до самого вечера. Обеспокоенный отсутствием сведений о противнике от штаба XXI группы, Маршалль уже в сумерках решил собрать военный совет. Командирам кораблей пришлось в бурном море садиться в шлюпки и отправляться на флагман, где им были даны подробные указания о порядке прорыва в Вогс-фьорд и обстреле Харстада, который командующий намеревался осуществить в ночь на 9 июня.
7 июня эскадра шла курсом на север. Вскоре немецкий самолет-разведчик, сумевший, несмотря на сильную облачность, пробиться к Харстаду, донес, что в гавани находится только один небольшой корабль. Кроме того, поступили сведения о наличии двух групп судов южнее Нарвика. На основании этих данных Маршалль решил, что союзники начали эвакуацию, и отказался от нанесения удара по Харстаду, поскольку таковой мог оказаться ударом по пустому месту. Он собирался атаковать ближайший конвой, о чем сообщил в штаб группы «Вест». Там его мнения не разделяли, и в 05:00 передали по радио, что главной задачей флота остается обстрел Харстада, однако приказ о прикрытии фланга Фойерштейна отменен не был.
Тем не менее, адмирал решился игнорировать расплывчатую директиву и действовать по своему усмотрению. В донесении авиационной разведки не содержалось никаких сведений о береговых целях, а единственной достоверной информацией было сообщение об отсутствии судов в гавани. С рассветом 8 июня Маршалль развернул свои корабли в широкую завесу с интервалом около 9 миль друг от друга и двинулся в юго-восточном направлении. Погодные условия (ветер WNW — 4 балла, море — 3 балла, практически неограниченная видимость) благоприятствовали выполнению задачи.
В 05:55 «Хиппер» обнаружил судно, пресекавшее курс германской эскадры. Крейсер двинулся на перехват, но потребовалось некоторое время, чтобы догнать цель. Ей оказался британский танкер «Ойл Пайонир» (5666 брт). С эскортировавшего его вооруженного траулера «Джунипер» (лейтенант-коммандер Джеффри Гринфил) просигналили типично британское «What ship?», на что с флагманского линкора ответили: «Саутхэмптон». Использовав замешательство англичан, немцы приблизились, и в 07:05 Хейе, пожалевший тратить дефицитные 203-мм снаряды на небольшое суденышко, приказал открыть огонь из 105-мм зениток правого борта с дистанции около 10 кабельтовых. Вторым залпом цель была накрыта, на траулере возник пожар. Командир крейсера распорядился прекратить стрельбу, но англичане не проявляли никакого желания сдаться, и огонь был возобновлен. Уже через минуту «Джунипер» опрокинулся и в 07:20 затонул (на эту небольшую цель «Хиппером» израсходовано 97 снарядов). Эсминец «Ганс Лоди» подобрал из воды 29 членов экипажа траулера. Тем временем артиллеристы «Гнейзенау» занялись танкером и вскоре подожгли его (израсходовано 113 150-мм снарядов). Подошедший «Герман Шёман» добил «Ойл Пайонир» торпедой. Из состава его команды спаслись лишь 11 моряков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Книги похожие на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Отзывы читателей о книге "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания", комментарии и мнения людей о произведении.