Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Описание и краткое содержание "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том посвящен одной из самых интересных и динамичных кампаний Второй мировой войны — Норвежской, длившейся 62 дня.
На основе богатых архивных материалов и других документальных источников в книге рассказывается о проведении операции «Везерюбунг», целью которой был захват Германией территории Норвегии и Дании.
Книга содержит обширные комментарии, документы и справочные материалы. Будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Книга содержит таблицы. — DS
Концы страниц размечены в теле книги так: <!-- 123 -->, для просмотра номеров страниц следует открыть файл в браузере. — DS
Помимо боевых кораблей, целями для германских бомбардировщиков становились норвежские суда, занимавшиеся перевозками в прибрежных водах. 29 апреля близ Кристиансунна был потоплен пароход «Орланд», 2 мая в Гратангене тяжело поврежден и позже затонул «Дроннинг Мод» (1488 брт), использовавшийся в роли госпитального судна, 5 мая в районе Тромсё получил повреждения крупнейший норвежский пассажирский лайнер «Ричард Вит». Особенно активная охота за каботажными судами велась в последние две недели мая, когда под бомбами погибли «Сириус» (944 брт), «Торгтинн» (298 брт), «Денеб» (856 брт), «Скьенстад» (593 брт), «Дора» (68 брт) и «Бродрене» (62 брт). Завершил этот скорбный список 281-тонный «Сиверт Нильсен», потопленный 1 июня в Вест-фьорде. {394 --> На указанных судах погибло 53 норвежских моряка. Уже под занавес кампании, 9 июня, два Не-111 из состава II/KG 26 атаковали Торсхавн на Фарерских островах, потопив в его гавани норвежские пароходы «Ариадне» и «Принц Олав». В дополнение к бомбам немецкая авиация использовала в скалистых рукавах фьордов мины ТМА, которые устанавливались гидросамолетами, однако сведений об их жертвах не имеется.
Организовывая противодействие Люфтваффе, англичане снова пошли двумя путями: использованием авианосцев и организацией береговых аэродромов для истребителей. 4 мая «Арк Ройал» (под командованием нового командира кэптена Ч.С. Холланда) в сопровождении «Вэлиэнта», «Кёрлью» и эсминцев вышел из Скапа-Флоу. 6 мая его авиагруппа начала свою деятельность в районе Нарвика. «Суордфиши» вылетали на разведку, снабжая сухопутные части неоценимыми аэрофотоснимками перед планировавшейся десантной операцией, бомбили позиции противника, поддерживали высадку у Бьерквика, а «Скьюа» обеспечивали истребительный патруль у самого Нарвика и прикрывали район Будё. Здесь произошел курьезный инцидент. Чья-то «мудрая» голова решила сделать опознавательным сигналом британских истребителей выпущенные в полете шасси. При этом как-то не обратили внимания на то, у что самого опасного врага — Ju-87 «Штука» — шасси как раз были неубирающимися. 13 мая от этого опрометчивого решения пострадал «Хесперус», наблюдатели которого приняли немецкие пикировщики за «Скьюа», после чего порочная практика подобного «опознавания» была отменена.
«Арк Ройал» находился в районе Харстада до 19 мая, после чего ушел принимать топливо в Тромсё, а 22 мая отправился в Скапа-Флоу на доукомплектование эскадрилий. За четырнадцать дней его истребители сбили шесть и повредили восемь вражеских самолетов. Пять «Скьюа» было потеряно, правда, всего с одним экипажем, но гибель командира 803-й эскадрильи лейтенанта Уильяма Люси стала тяжелой утратой. По свидетельству очевидцев, встретившись 14 мая с «хейнкелями», Люси вступил в бой, «завалил» одного из них (реально He-111 штабного {395 --> звена KG 26 отделался повреждениями) и погнался за вторым, но попал под огонь немецких стрелков. Его «Скьюа» с бортовым номером 8F взорвался в воздухе. Тело одного из лучших пилотов Fleet Air Arm было выловлено из воды эсминцем «Уирлуинд» и похоронено на берегу. К тому времени Люси уже имел «Орден за выдающиеся заслуги» за потопление «Кенигсберга», а на его счету числилось шесть уничтоженных и пять поврежденных самолетов противника.
Комитет начальников штабов планировал выделить для экспедиционных сил в Норвегии одну бомбардировочную и две истребительные эскадрильи Королевских ВВС. 27 апреля в Харстад прибыл винг-коммандер Ричард Этчерли с задачей обследовать имеющиеся в Северной Норвегии аэродромы и площадки. Бомбардировщики могли базироваться лишь на аэродроме Банак в 200 милях от Нарвика, но и его состояние было признано неудовлетворительным. Подходящими для базирования истребителей оказались посадочные полосы в Бардуфоссе и Сканланне, где 4 мая началось обустройство аэродромов, полностью завершенное через три недели.
Получив известие об их готовности, «Глориэс» вышел в море 14 мая с шестнадцатью «Харрикейнами» и шестью «Уолрусами» на борту. Из-за тумана и сильного снегопада перелет истребителей на берег пришлось отменить, а авианосец был вынужден вернуться на дозаправку. 701-я эскадрилья 18 мая перелетела в Харстад, где приступила к регулярному противолодочному патрулированию. 21 мая «Фьюриэс» доставил под Нарвик обновленную 263-ю эскадрилью. Используя пару «Суордфишей» в качестве штурманов, шестнадцать «Гладиаторов» перелетели на аэродром Бардуфосс в 50 километрах от Нарвика, но два из них разбились в тот же день из-за плохой видимости в горах. Затем «Глориэс» предпринял вторую попытку, оказавшуюся более удачной, и 26 мая перебросил 46-ю эскадрилью. На аэродроме Сканланн начал таять снег, и три «Харрикейна» скапотировали при посадке, поэтому остальные решили садиться в Бардуфоссе. Аэродром Сканланн, на подготовку которого было затрачено столько времени и сил, оказался бесполезным. {396 -->
Постоянные туманы, стоявшие в это время года сильно затрудняли действия истребителей. Однако уже на следующий день «Харрикейны» добились первой победы — был сбит Ju-88. Несколькими днями ранее в том же районе «Гладиаторы» сбили и одну из двух Do-24. Всего же до окончания кампании 263-я эскадрилья (с учетом звена, отправленного в Будё) совершила 389 вылетов и уничтожила 26 вражеских самолетов ценой 9 своих, 46-я сделала 249 вылетов, сбив 11 самолетов и потеряв 5 собственных. К ним нужно добавить 23 самолета, сбитых зенитной артиллерией и кораблями в Харстаде. Для немцев это были ощутимые потери. Тяжелые Bf-110 с подвесными баками не могли эффективно бороться с маневренными «Гладиаторами» и скоростными «Харрикейнами». Одномоторные истребители II/JG 77, входившей в состав Х авиакорпуса, не имели возможности повлиять на ход воздушных боев, поскольку Нарвик лежал на самой границе боевого радиуса «сто девятых», запасов топлива которых хватало только на дорогу туда и обратно, оставляя всего пятиминутный запас. Тогда на свет появился оригинальный план, согласно которому вместе с волной бомбардировщиков планировалось отправить к Нарвику эскадрилью Bf-109, чтобы, оставаясь в воздухе до последней капли топлива, истребители расчистили небо. Затем их пилоты должны были выброситься с парашютами над позициями немецких войск. К большому облегчению летчиков, авантюра была отвергнута.
Однако даже усилившееся противодействие истребителей противника не заставило немцев снизить интенсивность налетов. 18 мая бомбовые попадания получили линейный корабль «Резолюшн» и легкий крейсер «Орора», 25 мая было серьезно повреждено вспомогательное судно «Мэшобра», днем позже в Харстаде повреждены вспомогательное судно «Лох Шин» и танкер «Олеандр» (все три впоследствии были брошены), а у Сканланна потоплен крейсер ПВО «Кёрлью» (кэптен Б.К.Б. Брук). Фельдфебель Пауль Вирсбицки из KGr 100 точно положил две 250-кг бомбы, и спустя пять часов крейсер затонул. Для англичан это была очень серьезная потеря, так как «Керлью» являлся единственным в данном районе кораблем, оснащенным {397 --> радаром воздушного наблюдения. Таким образом, 100-я боевая группа добилась крупнейшего успеха, выпавшего на долю Люфтваффе в ходе кампании. Спустя два дня ей же предстояло атаковать силы, начавшие штурм Нарвика.
10.4. Решающий штурм и окончательная эвакуация
После вывода войск из Центральной Норвегии союзнические планы в отношении этой страны сводились к возможно быстрому овладению Нарвиком и развязыванию партизанской войны в районе к северу от Тронхейма. В связи с увеличением количества сил, действующих в Северной Норвегии, 28 апреля британский Комитет начальников штабов принял решение расчленить командование между тремя командующими отдельными видами вооруженных сил, то есть снова вернуться к обычной схеме руководства крупными совместными операциями. Командующим сухопутными силами был назначен генерал-лейтенант Клод Окинлек, которому следовало немедленно отправиться в Нарвик вместе с груп-кэптеном Муром, который должен был командовать военно-воздушным компонентом экспедиционных сил в Норвегии. Явная импровизированность и несогласованность большинства акций Корка и Мэкези заставили Окинлека впасть в другую крайность. Он проводил в Лондоне многочисленные консультации, делал различные теоретические оценки, затянувшиеся на целую неделю. Лишь 7 мая генерал со своим корпусным штабом отплыл из Шотландии на борту «Хробры».
Основные инструкции, данные Окинлеку, предписывали ему принять командование над всеми англо-французскими сухопутными частями и подразделениями британских военно-воздушных сил, но не вмешиваться в операции, которые планировались в его отсутствие и уже начали претворяться в жизнь. Пока соблюдались все эти {398 --> формальности, норвежцы генерала Фляйшера сражались с общим противником без поддержки со стороны союзников.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Книги похожие на "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Патянин - Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания"
Отзывы читателей о книге "Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания", комментарии и мнения людей о произведении.