Герберт Норман - Становление капиталистической Японии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление капиталистической Японии"
Описание и краткое содержание "Становление капиталистической Японии" читать бесплатно онлайн.
Социально-экономический строй Страны Восходящего Солнца ещё в середине XIX века представлял собой классический тип феодальных отношений. Условным рубежом, отделяющим Японию феодальную от Японии капиталистической, является незавершённая буржуазная революция 1867–1868 годов, в результате которой была свергнута власть ставленника сёгунов правителя Токугава и и восстановлены легитимные права японского монарха. Годы правления взошедшего на трон императора Муцухито в японской историографии получили название «эры Мэйдзи». Исследованию характерных особенностей этого периода японской истории и посвящена предлагаемая книга крупного канадского японоведа и дипломата Герберта Нормана (1909–1957) «Становление капиталистической Японии» (оригинальное название — Japan’s Emergence as a Modern State).
Автором привлечён очень большой фактический материал, взятый главным образом из японских источников, который помогает раскрыть основное содержание событий 1867–1868 годов и характер сделки между японской буржуазией и феодальными элементами, предопределившей на длительный период особенности развития японского капитализма. Норман обстоятельно анализирует исторические предпосылки реставрации Мэйдзи, ранний период индустриализации, аграрную реформу и её социальные последствия, формирование партийной системы. Без ясного представления о том, как формировался новый экономический уклад, невозможно понять многих специфических особенностей современной Японии, её политической и экономической жизни.
Мало сказать, что эти бунты «подорвали престиж» кабинета Тэраути, как пишет автор. В действительности они послужили причиной отставки этого кабинета.
58
Так называемое «всеобщее избирательное право для мужчин» далеко, не было «всеобщим» даже с точки зрения буржуазной демократии. В основе этой избирательной реформы лежала отмена имущественного ценза. Однако оставались еще многие другие ограничения. Так, остался ценз оседлости, согласно которому для получения права на участие в выборах данный избиратель должен был прожить на одном месте не менее года. Вследствие этого несколько миллионов рабочих и крестьян, переходящих с места на место в поисках работы, были лишены возможности принимать участие в выборах. Были лишены избирательных прав все военнослужащие, чиновники ряда министерств и ведомств, студенты и лица, живущие за счет благотворительности. Оставался, далее, весьма высокий возрастной ценз: 25 лет для активного избирательного права и 30 лет — для пассивного. За каждого кандидата требовалось внести залог в 2 тыс. иен, что также было недоступно представителям трудящихся. Таким образом, «всеобщее избирательное право для мужчин» на деле не являлось всеобщим. Что же касается женщин, то они, как и прежде, были полностью лишены избирательных прав.
59
Автор повторяет бытующую в японской официальной историографии версию о том, что палата представителей якобы «устыдилась» своего поведения и после «благородного» жеста императора, санкционировала ассигнования на военные нужды. В действительности же парламентская оппозиция, возглавляемая в 1890 г. старыми политиканами Окума и Итагаки, выступала против правительства только для того, чтобы нажить себе политический капитал. Она не собиралась всерьез бороться против политики правящих кругов. Именно в эти гоДы 1891–1895) происходит резкое изменение курса либерально-буржуазных элементов в минкэн ундо, которые скатываются вправо, стремясь резко отмежеваться от зарождавшегося в эти годы в стране социалистического движения. Об истинном характере парламентской оппозиции можно судить хотя бы по тому, что немедленно после начала войны с Китаем в 1894 г. она фактически переключилась на поддержку правительства, санкционировав полностью требуемые им ассигнования.
60
Итагаки — самурай из княжества Тоса, видный политический и государственный деятель, принимавший активное участие в незавершенной буржуазной революции 1867–1868 гг. В 1874 г. создал и возглавил политическую группировку риссися, послужившую прообразом для созданной в октябре 1881 г. первой политической, партии в Японии — дзиюто. В правительстве Итагаки отражал интересы главным образом помещичьих элементов.
Примечания
1
1 Хотя площадь земли, принадлежавшей сёгунату, была не так велика, она была разбросана по 47 провинциям из 68, причем эти земельные владения были расположены таким образом, что они служили в качестве буфера против образования единого блока враждебных феодальных княжеств. Приведенные данные о доходах токугавского сёгуната относятся к более раннему периоду его правления. Они взяты из книги Сэнсома (G. В. Sansоm, Japan: A Short Cultural History, New York, 1936, p. 455). В более поздний период, по сведениям профессора Цутия, валовой сбор риса в Японии составлял свыше 30 млн. коку, из которых 4,2 млн. коку шли сегуну и 2,6 млн. его вассалам. Таким образом, сёгун все еще распоряжался четвертью валового сбора риса в Японии (Tsuchiya Takao, An Economic History of Japan, «Transaction of the Asiatic Society of Japan» Second Series, vol. XV, Tokyo, December 1937, p. 223).
Размер коку менялся в зависимости от местности и исторического периода; стандартизированный в более поздний период коку составляет 1,80391 гектолитра (Ноnjо Еijirо, The social and Economic History of Japan, Kyoto, 1935, Appendix 2, p. 370).
2
2 He только создавались заставы в качестве препятствий для путешественников, но и умышленно приводились в негодность дороги и мосты с целью ослабить движение. Чиновники, проверявшие паспорта, были особенно бдительными в отношении дэ-онна ири-тэппо (дословно — «отъезжающих женщин и прибывающего оружия»), то есть в отношении попыток даймё тайно увезти свою жену из Эдо и ввезти оружие в свое поместье (Куроита Кацу м и, Кокуси-но кэнкю (Исследование национальной истории), Токио, исправленное издание 1937), том III, стр. 386, а также Sansоm, op. cit., р. 437).
3
3 Шпионаж осуществлялся под наблюдением мэцукэ или цензоров, которые доносили о деятельности даймё и его вассалов. Секретная политическая полиция использовалась при бакуфу, пожалуй, более широко, чем в любом другом феодальном обществе. Один из первых историков по социально-экономической истории Японии, Фукуда, был настолько потрясен диктаторским характером бакуфу, что охарактеризовал его как «die absolute Polizeistaat» (Fukuda Tokuzo, Die Gesellschaftliche und WirtschaftlicheEntwickelung in Japan, «Munchener Volkswirtschaftliche Studien», Stuttgart, 1900, S. 116). Эта политическая полиция была удивительно похожа на современную тайную полицию по тщательности ее обучения, по ее неразборчивости в средствах, по изобретательности, выражавшейся в многочисленных уловках, к которым прибегали ее агенты для получения сведений о семье какого-нибудь даймё, заподозренного в злодеянии.
4
4 В качестве примера таких общественных работ, предпринимаемых по приказу бакуфу, может служить строительство в Кисогава (севернее Нагоя), в котором в 1754 г. должен был принимать участие отдаленный клан Сацума, что вызвало серьезное напряжение его финансов (Охара Кэндзи, Сайго Такамори (Жизнь Сайго Такамори), Токио, 1938, стр. 16). Система санкин-котай представляла собой постоянное финансовое бремя для даймё.
5
5 Японский термин «хан» переводится нами как поместье или клан, причем чаще всего употребляется термин «клан». Но следует подчеркнуть, что здесь термин «клан» не содержит в себе понятия родовой единицы, как это передается шотландским термином «клан» или дофеодальным термином «удзи» в Японии. В феодальной Японии клан просто означал территорию, на которой даймё осуществлял политическую власть и с которой он получал свой рисовый доход.
6
6 В 1609 г. клан Сацума захватил часть этих островов и основал административный центр в Нава, разрешив правителю этого острова признать суверенитет Китая (Куроита, цит. соч. т. III, стр. 582). Характер и объем контрабанды между Сацума и островами Рюкю приводятся Такэкоси Ёсабуро (Takekoshi Yosaburo, The Economic Aspects of the History of the Civilisation of Japan New York, 1930, vol. III, p. 225–226).
Неопределенное положение этих островов являлось источником постоянных трений между Японией и Китаем и принесло бакуфу много хлопот, когда англичане и французы потребовали, чтобы эти острова были «открыты» для внешней торговли. Это требование иностранцев поддержал клан Сацума (Takekoshi, op. cit.,vol. III, p. 227–278, а также Хориэ Ясудзо, Нихон сихонсюги-но сейрицу (Формирование японского капитализма), Токио, 1938 г., стр. 106, прим. 4).
7
7 Мазельер, приводя данные Сиболда о его посещении бывшего главы клана Сацума — Симадзу Сигэтака в 1826 г., показывает степень голландского влияния в клане Сацума. Этот даймё обнаружил прекрасное знание голландского языка и проявил большой интерес к жизни Запада. В этом клане суда строились по западным проектам, возводились укрепления, было налажено производство орудий (Antoine Rous de laMazeliere, Le Japon, Histoire et Civilisation, Paris, 1907, vol. IV, p. 114–115).
8
8 Крупные религиозные и крестьянские восстания, имевшие место в период Муромати (XV в.), побудили многих крупных феодалов разоружить своих крестьян, но только Хидэёси удалось осуществить это в национальном масштабе (Sansоm, op. cit., pp. 422–433).
9
9 Анализируя положение различных рангов самурайства и их доходы, Рамминг приходит к выводу, что средний годовой доход самурая среднего ранга составлял 100 коку, что примерно равнялось доходу богатого крестьянина, в то время как средний доход рядового самурая был значительно ниже — 35 коку, то есть они находились на том же экономическом уровне, что и крестьяне. Кроме того, финансовые затруднения часто заставляли даймё снижать жалованье самураям. Это производилось под видом займа якобы для укрепления финансового положения клана, но фактически означено снижение дохода самурая. Хонда Римэй (начало XIX в.) писал: «В настоящее время не осталось феодалов, которые платили бы своим вассалам полное жалованье, и поэтому самурай ненавидят своих господ больше, чем своих злейших врагов» (Martin Ramming, Die Wirtschaftliche Lage der Samurai am Ende der Tokugawa Periode, «Mitteilungen der Deutschen Gesellschaft fiir Natiirund Volkerkunde Ostasiens», Band XXI, Teil A, Tokyo, 1928, S. 47).
10
10 Бакуфу имело достаточно оснований бояться недовольства и дерзости этих оставшихся не у дел воинов. Уже в 1651 г. ронин Юи Сёсэцу вместе со своим компаньоном Марубаси Тюя пытался произвести государственный переворот (Куроита, цит. соч.,т. III, стр. 431). Банды ронинов стали столь многочисленны к концу периода Токугава, что они терроризировали целые селения и города (в особенности Кёто). (Хирао Мити о, Бакумацу ронин то соно хого оёби тосей (Ронины, их жизнь и политика покровительства по отношению к ним в конце господства бакуфу), «Мэйдзи Исин Си Кенкю» («Исследование истории реставрации Мэйдзи»), изд. Сигаккай (Историческое общество), Токио, изд. 1936 г., стр. 528–529).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление капиталистической Японии"
Книги похожие на "Становление капиталистической Японии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герберт Норман - Становление капиталистической Японии"
Отзывы читателей о книге "Становление капиталистической Японии", комментарии и мнения людей о произведении.