Герберт Норман - Становление капиталистической Японии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление капиталистической Японии"
Описание и краткое содержание "Становление капиталистической Японии" читать бесплатно онлайн.
Социально-экономический строй Страны Восходящего Солнца ещё в середине XIX века представлял собой классический тип феодальных отношений. Условным рубежом, отделяющим Японию феодальную от Японии капиталистической, является незавершённая буржуазная революция 1867–1868 годов, в результате которой была свергнута власть ставленника сёгунов правителя Токугава и и восстановлены легитимные права японского монарха. Годы правления взошедшего на трон императора Муцухито в японской историографии получили название «эры Мэйдзи». Исследованию характерных особенностей этого периода японской истории и посвящена предлагаемая книга крупного канадского японоведа и дипломата Герберта Нормана (1909–1957) «Становление капиталистической Японии» (оригинальное название — Japan’s Emergence as a Modern State).
Автором привлечён очень большой фактический материал, взятый главным образом из японских источников, который помогает раскрыть основное содержание событий 1867–1868 годов и характер сделки между японской буржуазией и феодальными элементами, предопределившей на длительный период особенности развития японского капитализма. Норман обстоятельно анализирует исторические предпосылки реставрации Мэйдзи, ранний период индустриализации, аграрную реформу и её социальные последствия, формирование партийной системы. Без ясного представления о том, как формировался новый экономический уклад, невозможно понять многих специфических особенностей современной Японии, её политической и экономической жизни.
10
10 Бакуфу имело достаточно оснований бояться недовольства и дерзости этих оставшихся не у дел воинов. Уже в 1651 г. ронин Юи Сёсэцу вместе со своим компаньоном Марубаси Тюя пытался произвести государственный переворот (Куроита, цит. соч.,т. III, стр. 431). Банды ронинов стали столь многочисленны к концу периода Токугава, что они терроризировали целые селения и города (в особенности Кёто). (Хирао Мити о, Бакумацу ронин то соно хого оёби тосей (Ронины, их жизнь и политика покровительства по отношению к ним в конце господства бакуфу), «Мэйдзи Исин Си Кенкю» («Исследование истории реставрации Мэйдзи»), изд. Сигаккай (Историческое общество), Токио, изд. 1936 г., стр. 528–529).
11
11 Кодекс «Ста статей», или Хяккадзё, содержит основные административные правила дома Токугава. Параграф 45 этого кодекса гласит: «Простые люди, которые ведут себя недостойно по отношению к представителям воинского класса или которые обнаруживают недостаточное уважение к непосредственным или косвенным вассалам, могут быть зарублены на месте» (J. Н. Gubbins, The Hundred Articles and the Tokugawa Gowernment, «Transactions and Proceedings of the Japan Society», London, vol. XVII, 1918–1920, p. 156).
12
12 Существовало десять таких гильдий оптовой торговли, известных под названием Токуми донья (Takizawa Matsuyo, The Penetration of Money Economy in Japan, New York, 1927, p. 58–59). Купеческие гильдии периода Токугава принимали все более и более монопольный характер, и поэтому бакуфу, по предложению своего советника Мидзуно Тадакуни, упразднило их в 1841 г. Однако с 1851 г. они продолжали существовать в реорганизованном виде вплоть до реставрации (F u к и d a, op. cit., 157–158).
13
13 Это насильственное подавление роста торгово-капиталистического класса имело большое значение в истории индустриализации Японии, так как оно усилило тенденцию к государственному субсидированию. Если бы торговая и колониальная политика, существовавшая до периода Токугава, была сохранена, историческое развитие Японии было бы совершенно иным. Часто забывают, что в XV и XVI вв. Япония была великой морской страной, располагавшей торговыми центрами вдоль восточного побережья Азии, и колониями поселенцев в таких отдаленных местах, как Ява и Сиам.
14
14 Уменьшение численности сельского населения начало беспокоить японские власти. Бакуфу в 1712 г. провело перепись населения, для того чтобы принудить всех лиц, которые переселились в города, возвратиться в деревню (Takizawa Matsuyo, op. cit., p. 80).
15
15 К. Asakawa, Notes of Village Government in Japan after 1600, «Journal of the American Oriental Society», vol. XXXI, p. 258–259. Только в клане Мито допускалось отклонение от закона, запрещающего продажу земли (Honjo, op. cit., p. 38–39).
16
16 Наиболее распространенным методом превращения купцов и ростовщиков в землевладельцев был метод освоения пустующих земель по контракту (Мацуёси Сада о, Токугава дзидай но синдэн кайхацу току ни Осака, Кавагути но кэйэй (Введение в эксплуатацию вновь освоенных земель в период Токугава, в частности план для Кавагути, Осака), «Кэйдзай си кэнкю» («Исследования экономической истории»), том II, номер 7, стр. 129–156, а также последняя монография этого же автора — Синдэн-но кэнкю (Исследование проблемы освоения новых земель), Токио, 1936 г., в особенности страницы 131–165).
17
17 Танака Кюгу (умер в 1729 г.) в своем произведении «Минкан Сэйё», появившемся в первой половине XVIII в., пишет: «Местами встречаются крестьяне приличного достатка, но они стали богатыми не только от занятия замледелием, но и от торговли». Эта цитата приводится также в «Нихон кэйдзай тайтэн» («Энциклопедия японской экономики»), изданной под редакцией Такимото Сэйити, Токио, 1928, том V, стр. 103–104.
В произведении Такэмото Тацухэй «Канно-Саку» мы читаем: «Хотя большинство народа страдает от нищеты, некоторые живут довольно зажиточно. Источником их богатства является не только земледелие, но также торговля растительным маслом, сакэ и другими товарами наряду с ростовщическими операциями. Некоторые не занимаются торговлей, а дают взаймы деньги и становятся богатыми в результате взимания процентов» («Нихон кэйдзай тайтэн», том XXXII, стр. 675).
18
18 Приводим выдержку из мемуаров, составленных Фудзита Юкоку за период с 1792 по 1807 г., которые он подарил даймё клана Мито. Она дает нам ясное представление о том, как вторжение ростовщика во взаимоотношения между крестьянином и помещиком еще более ухудшило положение крестьянства. «Так как продажа земли была запрещена, то бедствующие крестьяне вынуждены были тайком обращаться к богатым людям с просьбой купить у них землю неофициально. Богатые люди, находясь в более выгодном положении в подобного рода сделках, обычно так оформляли их, чтобы избежать уплаты налога. Например, если крестьянин хотел продать 7 тан из имеющихся у него 10 тан земли, то покупатель обычно уплачивал ему за 7 тан, а заставлял его подписать купчую только на 3 тана, оставляя за собой 7 тан. В результате бедный крестьянин юридически был собственником 7 тан земли, несмотря на то, что фактически он владел только 3 танами. Следовательно, он был обязан платить налоги за 7 тан, тогда как покупатель платил только за 3 тана, присваивая себе продукцию с 7 тан» (Т a k i z a w a, op. cit., р. 75).
19
19 Мазельер следующим образом описывает их положение в конце периода бакуфу: «Доходы 143 семейств кугэ составляли только 1 750 000 франков. Самым богатым из них был Коноэ, доход которого составлял 70 000 ливров; некоторые кугэ вынуждены были для поддержания своего существования раскрашивать игральные карты, делать бумажные зонтики, зубочистки или палочки для еды» (La Мazеlierе, op. cit., vol. IV, p. 126).
Известный кугэ Ивакура Томоми 1825–1883 гг.) настолько обеднел, что, пользуясь привилегией, согласно которой полиция сегуна не имела права заходить в дома кугэ, он разрешил открыть игорный притон на своей территории, используя доходы от него в качестве главного средства существования (Takekoshi Yosaburo, Prince Saionji, Tokyo, 1933, p. 31).
20
20 James Murdосh, A History of Japan, London, 1925–1926, vol. III, p. 724. Даймё и их агенты устанавливали контакт с кугэ через посредство буддийских храмов, в частности, через большой храм Ниси Хонгандзи в Кёто, который издавна был тесно связан с императорским двором.
21
21 М и г d о с h, op. cit., vol. III, p. 725. Полагают, что инициатива создания этого союза кугэ и даймё принадлежит Сандзё Санэёси и агентам клана Тоса.
22
22 Даймё, за исключением, в частности, Мацудайра Сюнгаку из Этидзэн и Яманоути Ёдо из Тоса, по существу, перестали играть роль главных политических деятелей кланов. В кланах, также как и во всей стране, существовала двойная администрация — официальная и закулисная. Даймё, по существу, стали «праздными королями», тогда как способные самураи, обычно выходцы из низших рангов, стали лидерами внутри кланов, что приводило к революционным результатам. Морис Куран цитирует памфлет японского современника, описывающий упадок даймё: «Даймё воспитывались в гинекеях. Воспитанные как нежные дети, они не имели никакого понятия о голоде и холоде, никакого представления о реальной жизни вообще. Их делами ведали подчиненные, которые часто были недостойны этого» (М. Courant, Okubo, Paris, 1904, p. 142).
23
23 Murdосh, op. cit, vol. III, p. 665. Часть этой работы, охватывающая разделы «Хроника об императорах» и «Биографии», составляющая 100 томов, была подарена императору в 1810 г., остальные 145 томов должны были появиться позже. Все произведение было закончено только в 1905 г. (Hugh Borton, А Survey of Japanese Historiography, «American Historical Review», vol. XLIII, № 3, April 1938, p. 493).
24
24 Влияние трудов Рай Сане 1780–1832), а именно его «Нихон Сэйки» и в особенности его «Нихонгайси», было гораздо большим, чем то влияние, которое оказала история «Дай Нихон Си». Рай описал только дотокугавскую историю, но, выступая против существующего режима, он беспощадно критиковал ранние сёгунаты, в особенности Асикага, и восхвалял трон. Как токугавские власти, так и читающая публика оценили его труды: первые — запрещением его книг, а вторые — усердным чтением их. Только ученым, которым покровительствовали власти Токугава, таким, как Хаяси Радзан или знаменитый Араи Хакусэки, разрешалось писать о событиях, происшедших после 1603 г., то есть года основания токугавского бакуфу.
25
25 Официальное запрещение чтения и перевода европейских книг, за исключением религиозных, было отменено Ёсимунэ (сёгун с 1716 по 1744 г.) (Куроита, цит. соч., т. III, стр. 474).
26
26 Яркое описание препятствий и опасностей, стоявших на пути японцев, желавших овладеть знаниями голландцев, дается в книге «Autobiography of Fukuzawa Jukichi», Tokyo, 1934, переведенной Ё. Киёока. В этой книге он показывает консерватизм и предрассудки клановых властей (р. 45), нищету студентов в Осака и исключительное терпение, которое требовалось помимо личных способностей от желающего изучить иностранный язык (Chapter IV, «Student Ways at Ogata's School»), В этом произведений автор рассказывает о том, как он вынужден был переписывать от руки для собственного пользования текст словаря Доеффа, который имелся в его школе только в одном экземпляре (р. 87–88), а также о том, как он и его коллеги переписывали от руки учебник по электричеству (р. 94–95).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление капиталистической Японии"
Книги похожие на "Становление капиталистической Японии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Герберт Норман - Становление капиталистической Японии"
Отзывы читателей о книге "Становление капиталистической Японии", комментарии и мнения людей о произведении.