Георг Гегель - Наука логики. Том II
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Наука логики. Том II"
Описание и краткое содержание "Наука логики. Том II" читать бесплатно онлайн.
«Наука логики» — важнейшее сочинение Гегеля
Необходимо, впрочем, отметить, что хотя Гегель и намекает здесь на формально-логическое «сведение» одной фигуры к другой, но сам он придает силлогистическим фигурам совершенно другой смысл, чем какой они имеют в формальной логике. Для Гегеля суть дела состоит в том, какое из трех «определений понятия» в том или ином случае служит «средним термином»; т. е.
выполняет функцию опосредствования. Поэтому приведенные нами примеры (так же как и пример в нижеследующем примечании 54) иллюстрируют не гегелевское учение о фигурах силлогизма, а только гегелевские намеки на формально-логическую трактовку этих фигур. Гегель указывает, что те три обособленные предложения, из которых конструируются школьные силлогизмы, представляют собой лишь внешнюю, субъективную форму (см. в тексте, стр. 112). Сам он приводит такие примеры истинного силлогизма и его трех фигур: 1) взаимоотношения между «тремя членами философской науки, т. е. логической идеей, природой и духом» (Гегель, Соч., т. I, стр. 294–295), 2) взаимоотношения между членами солнечной системы (Ге- еелъ, Соч., т. И, стр. 135–136), 3) взаимоотношения между элементами государства (Гегель, Соч., т. I, стр. 310; см. также ниже в тексте, стр. 178–179) и т. д.
63 К стр. 123. — В «Малой логике» Гегель пишет формулу своей «третьей фигуры» наоборот: О — В—Е (см. Гегель, Соч., т. I, стр. 294, а также выше, примечание 51). Этой последней формулой пользуется Маркс при характеристике товарно-денежного обращения. Маркс пишет: в процессе обращения «Т — Д—Т оба крайние члена Т находятся, под углом зрения формы, не в одинаковом отношении к Д. Первый Т относится к деньгам как особенный товар к всеобщему товару, между тем как деньги относятся ко второму Т как всеобщий товар к единичному товару. Следовательно, абстрактно-логически Т — Д—Т может быть сведено к форме силлогизма О — В—Е, где особенность образует первый крайний член, всеобщность — связывающий средний член и единичность — последний крайний член» (Маркс, К критике политической экономии, Партиздат, 1935, стр. 98).
54 К стр. 124. — Опять намек на практикуемое в школьной логике «сведение» модусов второй (по Гегелю третьей) фигуры к модусам первой фигуры
{327}
(ср. примечание 52). Возьмем тривиальный пример: «рыбы не имеют легких; киты имеют легкие; следовательно, киты не суть рыбы». Для сведения этого силлогизма к силлогизму первой фигуры нужно перевернуть большую посылку. Тогда мы получим: «животные, обладающие легкими, не суть рыбы; киты обладают легкими; следовательно, киты не рыбы». В рассматриваемой фигуре заключение всегда имеет форму отрицательного суждения.
Поэтому в нем всегда можно сделать «обращение»: субъект поставить на место предиката, а предикат — на место субъекта. Вместо «киты не суть рыбы» получим: «рыбы не суть киты». Об этом безразличном отношении между субъектом и предикатом заключения Гегель и говорит в следующей фразе текста.
65 К стр. 128. — См. Гегель, Соч., т. V, стр. 2.
58 К стр. 134. — См. примечание 38.
67 К стр. 138. — Под «?"» Гегель имеет здесь в виду совокупность всех единичных какого-нибудь рода. Пользуясь примером, приводимым Гегелем в следующей фразе, можно вместо «В — Е» подставить такое суждение: «Четвероногие животные суть: лев, слон, медведь, лошадь и т. д.». Для большей наглядности продолжим этот пример. Пусть второй посылкой будет суждение: «лев, слон, медведь, лошадь и т. д. имеют хвост». Тогда заключение будет гласить: «все четвероногие имеют хвост».
68 К стр. 139. — Ср. замечание Энгельса о том, что постоянные перевороты в индуктивных классификациях животного и растительного мира служат «прекрасным подтверждением гегелевского положения о том, что индуктивное умозаключение по существу является проблематическим» (Engels, Dialektik der Natur, M. — L. 1935, S. 653).
69 К стр. 145. — Примером категорического умозаключения может служить такой силлогизм: «роза есть растение; растение нуждается во влаге; следовательно, роза нуждается во влаге». Или: «роза есть растение; растение есть организм; следовательно, роза есть организм».
60 К стр. 148. — Речь идет о среднем термине категорического умозаключения.
61. К стр. 150. — Момент непосредственности выражен эдесь словом «есть», момент опосредствования — словом «следовательно».
62 К стр. 151. — Для ббльшей наглядности возьмем простенький пример, аналогичный тому примеру, которым Гегель иллюстрирует тождество причины и действия в «Учении о сущности»: «если идет дождь, то на улице мокро; дождь идет; следовательно, на улице мокро». Гегель указывает, что «та же самая вода, которая составляет дождь, и есть мокрота» (см. Гегель, Соч., т. V, стр. 678). Поэтому тут и получается тождество опосредствующего («дождь идет») и опосредствованного («на улице мокро»).
63 К стр. 159. — Это намерение Гегель выполнил в 1829 г. в виде «Лекций о доказательствах бытия божия». Перед самой своей смертью, осенью 1831 г., он собирался издать их отдельной книгой, но не успол сделать этого.
Любопытна первая фраза этих лекций: «Эти лекции могут рассматриваться как дополнение к логике: они трактуют о некоторой своеобразной форме тех основных моментов, которые выступают в логике» (Hegel, Die Beweise vom Dasein Gottes, Neu hrsg. v. Lasson, Leipzig 1930, S. 1). Здесь, пожалуй, ярче всего проявляется связь гегелевской логики с самой настоящей поповщиной.
64 К стр. 161. — Т. е-, «так как ветра долгое время не было» (буквально: «так как ветер долгое время был без того, чтобы существовать»), 65 К стр. 161. — Т. е. «он долгое время не писал мне» (буквально: «он долгое время был без того, чтобы писать мне»).
66 К стр. 161. — См. выше, стр. 102–103 (в конце параграфа о проблематическом суждении).
67 К стр. 161. — Имеется в виду субъективный идеализм Фихте.
68 К стр. 169. — В издании 1841 г. (а также и у Лассона) вместо «bewirkt wird» (как напечатано в изданиях 1816 и 1834 гг.) по ошибке напечатано «Bеstimmt wird». To обстоятельство, что Лассон не указывает этого места в своем перечне разночтений, свидетельствует о том, что он в основу своего издания
{328}
положил текст издания 1841 г. и недостаточно тщательно сверил его с изданиями 1816 и 1834 гг., содержащими меньшее количество ошибок и опечаток.
Об этом свидетельствует также и случай, указанный в примечании 30, и ряд других мест текста. Ср. также примечание 72.
69 К стр. 171. — Для иллюстрации категорий «сообщения» и «распределения» какой-нибудь определенности можно воспользоваться примером, приводимым у Гегеля в параграфе о «специфицирующей мере» (см. Гегель* Соч., т. V, стр. 394–395). Нагретый воздух сообщает теплоту находящимся в нем предметам. Эги последние воспринимают температуру окружающего их воздуха в меру своей теплоемкости. Температура воздуха распределяется между находящимися в нем предметами. Она в одно и то же время становится всеобщей (генерализируется), распространяясь на все другие находящиеся здесь тела, и партикуляризируется, будучи воспринимаема каждым телом по-разному, в меру своей специфической теплоемкости.
70 К стр: 171. — В немецком тексте всех изданий напечатано: «Ег 1st der Schlusssatz». Повидимому, это опечатка, вместо «Es ist…» 71 К стр. 175. — Гегель имеет в виду главным образом то — понятие судьбы, которое выступает в античной трагедии. В т. III «Эстетики», в главе о драматической поэзии, Гегель более подробно останавливается на характеристике этой «судьбы». Он возражает против понимания этой судьбы как слепого рока. «Разумность судьбы, — говорит Гегель, — заключается именно в том, что высшая сила, властвующая над отдельными богами и людьми, не может потерпеть, чтобы силы, односторонне делающие себя самостоятельными и этим преступающие границы своего права, равно как и проистекающие отсюда конфликты, получили устойчивое существование» (Hegel, Samt- liche Werke, hrsg. v. Glockner, Bd. XIV, S. 554). И далее: «В античной трагедии спасает и отстаивает гармонию нравственной субстанции против напора делающих себя самостоятельными и потому вступающих в коллизию частных сил вечная справедливость как абсолютная мощь судьбы, и она, в силу внутренней разумности ее управления, доставляет нам удовлетворение зрелищем самой гибели индивидуумов» (там же, стр. 572).
72 К стр. 175. — В изданиях 1816 и 1834 гг.: «Andererseits aber ist es das Aufheben…». В издании 1841 г., а также у Лассона (у последнего — без указания разночтений) пропущено слово «es». Ср. примечания 30 и 68.
73 К стр. 177. — Как ни темны эти рассуждения Гегеля о «центре» и «центральности», в них есть определенное рациональное верно. Под «центром» и «центральностью» Гегель имеет в виду прежде всего центр тяжести небесных тел, например, эемли. Всякое движение, совершающееся на поверхности земли или в окружающей землю атмосфере, находится в необходимой и существенной зависимости от силы тяготения, направленной к центру земли. То сопротивление движущемуся телу, которое оказывается воздухом и поверхностью земли, в свою очередь обусловлено в конечном счете силой тяготения и является существенно-необходимым моментом всякого движения, рассматриваемого в земной механике, — таким моментом, от которого нельзя отвлечься, не впадая в «пустую абстракцию». Рациональное зерно этих рассуждений Гегеля выступает особенно явственно, если их сопоставить со следующими рассуждениями Энгельса в «Диалектике природы»: «Возьмем, — пишет Энгельс, — какую-нибудь телесную массу на самой нашей земле.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Наука логики. Том II"
Книги похожие на "Наука логики. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Наука логики. Том II"
Отзывы читателей о книге "Наука логики. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.