Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
содержанием и формой в научной области, то мы для пояснения этого
соотношения должны напомнить о различии между философией и
остальными науками. Конечный характер последних состоит вообще
в том, что в них мышление, как представляющее собою только
формальную деятельность, берет свое содержание извне, как данное, и
что содержание в них не сознается как определенное изнутри дежа-
щей в его основании мыслью; что, следовательно, содержание и форма
не вполне проникают друг друга, между тем как в философии это
раздвоение отпадает, и ее поэтому можно назвать бесконечным
познанием. Однако и философское мышление очень часто также
рассматривается как одна лишь формальная деятельность; это верно в
особенности относительно логики, которая по всеобщему признанию имеет дело
лишь с мыслями как таковыми, и считается не подлежащим спору,
что она не имеет содержания. Если под содержанием понимать лишь
то, что можно ощупать руками, вообще чувственно воспринимаемое,
то мы охотно согласимся, что как философия вообще, так и, в
особенности, логика, не имеют никакого содержания, т. е. не имеют такого
чувственно воспринимаемого содержания. Но уже обычное сознание
и всеобщее словоупотребление отнюдь не понимают под содержанием
исключительно то, что может быть чувственно воспринимаемо, или
вообще только наличное бытие. Когда говорят о бессодержательной
книге, то под этим, как известно, понимают не только книгу с пустыми
страницами, а и такую книгу, содержание которой таково, что оно
Логика. 15
226
почти равняется отсутствию всякого содержания. При более строгом
рассмотрении окажется в последнем счете, что то, что образованное
сознание называет содержанием, означает только то, в чем налично
богатство мысли. Но этим вместе с тем признается, что не следует
рассматривать мыслей как безразличных к содержанию и самих до
себе пустых форм и что как в искусстве, так и во всех других
областях, истинность и дельность содержания существенным образом
зависят от того, что оно оказывается тожественным с формой.
§ 134.
Но непосредственное существование есть определенность как
самого устойчивого существования, так и формы. Это непосредственное
существование поэтому внешне определенности содержания, но в
такой же мере верно также и то, что характер, которым содержание
обладает благодаря моменту своего устойчивого существования,
существенен для содержания. Явление, положенное таким образом,
представляет собою отношение, в котором одно и то же содержание
есть развитая форма, внешность и противоположность
самостоятельных существований и их тожественное соотношение, и только в этом
тожественном соотношении различенные и суть то, что они суть.
с. Отношение.
§ 135.
1) Непосредственное отношение есть отношение целого и частей;
содержание есть целое и состоит из частей (формы), из своей
противоположности. Части отличны друг от друга и самостоятельны. Но они
представляют собою части только в их тожественном соотношении
друг с другом или, другими словами, постольку, поскольку они,
взятые вместе, составляют целое. Но это «вместе» есть противоположность
и отрицание части.
Прибавление. Существенное отношение есть определенный,
совершенно всеобщий способ явления вещей. Все, что существует,
находится в отношении, и это отношение есть истина всякого
существования. Благодаря отношению существующее не абстрактно, не стоит
само по себе, а есть лишь в другом, но в этом другом оно есть
соотношение с собою и отношение есть единство соотношения с собою и
соотношения с другим.
УЧЕНИЕ 0 СУЩНОСТИ
227
Отношение целого и частей не истинно постольку, поскольку его
понятие и реальность не соответствуют друг другу. Целое по своему
понятию есть то, что содержит в себе части. Но, если целое будет
положено как то, что оно есть по своему понятию, если оно будет
разделено, то оно перестанет быть целым. Существуют, правда, вещи,
которые соответствуют этому отношению, но они поэтому и
представляют собою только низкие и неистинные существования. При этом
следует вообще напомнить о том, что когда в философском обсуждении
говорится о неистинном, то это не должно понимать так, что не
существует подобного рода неистинного. Дурное государство или больное
тело могут все же существовать; но эти предметы неистинны, ибо их
понятие и их реальность не соответствуют друг другу.
Отношение целого и частей, как представляющее собою
непосредственное отношение, есть нечто очень понятное рефлектирующему
рассудку, и он поэтому часто удовлетворяется им даже там, где на
самом деле имеют место более глубокие отношения. Так, например,
члены и органы живого тела должны рассматриваться не только как
его части, так как они представляют собою то, что они представляют
собою, лишь в их единстве и отнюдь не относятся безразлично к
последнему. Простыми частями становятся эти члены и органы лишь под
рукой анатома, но он тогда имеет дело уже не с живыми телами, а
с трупами. Этим мы не желаем сказать, что такое разложение не должно
вообще иметь места, а желаем только сказать, что внешнего и
механического отношения целого и частей недостаточно для того, чтобы
познать органическую жизнь в ее истине. И если так обстоит дело с
органической жизнью, то в гораздо большей мере это верно касательно
применения этого отношения к духу и образованиям духовного мира.
Хотя в психологии не говорят явно о частях души или духа, но все-
таки в основании чисто рассудочного рассмотрения этой дисциплины
также лежит это конечное отношение постольку, поскольку
различные формы духовной деятельности, так называемые особенные силы
и способности, перечисляются и описываются друг за другом только
в их изолированности.
§ 136.
2) Тожественное этого отношения, имеющееся в нем соотношение
с собою, непосредственно представляет собою, следовательно,
отрицательное соотношение с собою. И оно есть такое соотношение именно
как. опосредствование, в котором тожественное равнодушно к разли-
15*
228
чию, и в то же время оно (тожественное) есть отрицательное
соотношение с собою, которое отталкивает самого себя как рефлексию-
внутрь–себя к различию, полагает себя существующим как рефлексия
в другое, и, наоборот, возвращает эту рефлексию в другое к
соотношению с собою и к равнодушию; это — отношение силы и ее
обнаружения.
Примечание. Отношение целого и частей есть непосредственное
и потому поверхностное отношение и переход тожества с собою в
разность.
Здесь переходят от целого к частям и от частей к целому, забывая,
что каждый из этих двух членов противоположен другому, и
принимая то целое, то части за самостоятельные существования.
Или, иными словами, так как части в этом отношении существуют
в целом, а целое состоит из частей, то в разное время то один, то
другой член есть устойчивое, а его другое — несущественное.
Механическое отношение в его поверхностной форме состоит вообще в том,
что части выступают как самостоятельные по отношению друг к
другу и к целому.
Прогресс в бесконечное, связанный с делимостью материи, может
воспользоваться также этим отношением, и он состоит тогда в
бессмысленном попеременном чередовании обоих этих определений. Вещь
берется как нечто целое, а затем переходят к определению частей; это
определение после этого забывается, и то, что было частью,
рассматривается как целое, затем снова выступает определение части и т. д.
до бесконечности. Но эта бесконечность, взятая как отрицательное,
представляет собою отрицательное соотношение отношения к себе,
силу, тожественное с собою целое, как внутри–себя–бытие, — и, как
снимающее это внутри–себя–бытие и проявляющее себя, она, вместе с
тем, представляет собою, наоборот, обнаружение, исчезающее и
возвращающееся в силу.
Несмотря на эту бесконечность, сила также и конечна, ибо
содержание, то, что представляет собою одно и то же в силе и ее
обнаружении, есть это тожество лишь в себе, обе стороны отношения,
взятые каждая сама по себе, сами еще не суть конкретное тожество,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.