Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
существу единство различных и различаемых моментов, которые через
определенное, существенное различие становятся противоречивыми.
Это противоречие, правда, разлагается в ничто, возвращается к своему
отрицательному единству. Вещь, субъект, понятие есть именно это
самое отрицательное единство; это есть нечто в себе самом
противоречивое, но равным образом и разрешенное противоречие; это —
основание, содержащее и носящее в себе свои определения. Вещь, субъект
или понятие в своей сфере рефлектированы в себя, суть их
разрешенное противоречие, но вся их сфера опять–таки есть определенная,
различная, а потому конечная, а значит противоречивая. Она не
разрешает сама этого высшего противоречия, но имеет свое отрицательное
единство в некоторой высшей сфере, в своем основании. Конечные
вещи в их безразличном многообразии поэтому вообще таковы, что
они противоречивы в самих себе, преходящи и должны возвратиться
к своему основанию» *).
Формальная логика утверждает, что сущность (вещь, субъект и
проч.) не может себе противоречить, что ее единство состоит в
отвлеченном тожестве. Но если мы поймем, что единство сущности состоит
именно в противоположных определениях, что сущность по природе
своей противоположна, то мы вынуждены будем признать
ошибочность формальной логики. Различие между противоположностью и
противоречием состоит в том, что отношение противоположных
моментов в единстве сущности дано как покоящееся. Противоречие же
снимает противоположность; в противоречии обнаруживается
деятельность противоположностей. Следует различать положительное и
отрицательное противоречие. Отрицательное противоречие есть отрицание
положительного. Отрицательное противоречие или просто отрицание
есть в то же время и положительное, поскольку в нем положительное
существует в отрицательной форме. Неправильно было бы трактовать
Гегеля в том смысле, что раздвоение единой сущности, т. е.
полярности, составляет последний этап в развитии последней, что снятие
противоположностей через противоречие исключается или не является
также необходимой ступенью в развитии сущности.
Противоречие, будучи выражением борьбы противоположностей,
требует своего разрешения. В борьбе данная форма существования
уничтожается, положительный и отрицательный моменты снимают
*) Гегель, Наука логики, ч. I., кн. 2, стр. 44—45.
Логика.
XCVIII
А. ДЕВ0РИН
каждый себя и свое противоположное, признавая, что «истиной» не
является ни то, ни другое, а новая форма, новое единство. В этом
смысле и нужно понимать слова Гегеля о том, что сущность
возращается обратно в себя, в основание (sie gehen hiemit zu Grunde).
«Непосредственный результат противоположности,
определившейся как противоречие, есть основание, которое содержит в себе
тожество и различие как два определения, которые «сняты» в нем
и образуют только его идеальные моменты» *).
Таким образом, диалектика развития не останавливается на
признании или констатировании противоположностей, как этого хотели
бы буржуазные идеологи, стремящиеся к увековечению «социальных
полярностей»; она требует необходимо разрешения и разрушения этих
«полярностей» путем борьбы противоречий и их преодоления, или
«снятия». Поэтому марксизм отвергает теорию притупления или
примирения социальных противоположностей, настаивая на необходимости
революционного «конфликта», революционного способа разрешения
противоречий. В этой связи было бы уместно остановиться на законе
отрицания отрицания, которому обычно приписывают ничтожное
значение. Вместе с Энгельсом и Лениным мы на этот счет
придерживаемся другого мнения. Но остановиться на этом вопросе
здесь мы лишены возможности.
XIII.
В своей книге «Die naturliche Ordnung unseres Denkens»
Людвиг Фишер делает Гегелю упрек в том, что он неправильно
применяет форму единства противоположностей. Сущность гегелевского
метода, пишет он, состоит в том, что он исходит не из целого, единого,
в котором раскрываются противоположности, а из одной стороны этой
противоположности, затем ищет вторую, дополняющую сторону
противоположности и, наконец, над ними воздвигает «единство». Это,
по мнению Л. Фишера, ведет к разрыву первичной целостной формы
и неправильно, потому что неделимое единое рассматривается как
расколотое на части, из которых затем складывается целое. Мнимые
«части» выступают здесь как самостоятельные «вещи», которые
логически будто бы предшествуют целому **). На самом деле целое
существует вместе с своими,частями, и правильнее поэтому итти путем не
*) Гегель, Энциклопедия, § 120.
**) Ludwig Fischer, Die naturliche Ordnung etc., S. 278.
синтетическим, как это делает Гегель, а путем аналитическим,
вскрывая в неделимом целом, едином, как высшем и всеобщем, его элементы,
или моменты. Вместо того, например, чтобы исходить из становления
и раскрыть в нем путем анализа противоречивые моменты бытия и
небытия, Гегель, напротив, начинает с чистого бытия, дополняет
последнее противоположным ему небытием и синтезирует их в понятие
становления. Высшее понятие объединяет два низших, и этот процесс
объединения, синтезирования есть не что иное, как имманентная
диалектика понятия, или его самодвижение.
Соображения Л. Фишера, представляются нам основанными
на недоразумении. В его замечаниях имеется, правда, та доля
истины, что перед умственным взором Гегеля должна была витать
конкретная целостность, чтобы можно было из ее элементов воссоздать
синтез. Иначе говоря: чтобы прийти синтетически к понятию
становления из чистого бытия и ничто, мыслитель уже заранее должен был
знать из созерцания становление или, точнее, движение. В этом
отношении Тренделенбург совершенно прав, когда он утверждает, что
диалектика Гегеля молчаливо повсюду предполагает реальный мир и
его движение, что движение лежит в основании всей логики. Чтобы
отвлекать, надо предположить что–нибудь, от чего отвлекаешь.
«Чистое бытие, в качестве чистого отвлечения, можно, следовательно,
понять только так, что мышление прежде уже обладало миром и
ушло от него потом само в себе» (Тренделенбург). Это замечание бьет
идеалиста Гегеля, но оно мало затрагивает его метод, ибо
неправильно было бы думать, что великий диалектик Гегель знает только
синтез. «Мы спрашиваем теперь только о том, — пишет
Тренделенбург, — как, собственно, развитие могло совершиться из чистого
мышления. Когда становление уже ясно из созерцания, тогда можно в нем
легко различить бытие и небытие. Так, например, пока рассветает день,
он есть уже и в то же время его еще нет. Если посредством анализа
мы раскроем в становлении эти два момента, то отсюда.вовсе еще не
понятно, как могут они заключаться друг в друге. Кто различил
ствол, ветви и листья, тот не решил еще загадки, каким образом
отдельные члены дерева возникают из одного общего основания и живут
друг другом. Вот почему мы должны ближе знакомиться с посылками,
из которых должно быть понято становление» *).
*) Adolf Trendelenburg, Logische Untersuchungen, Leipzig 1862, 2. Aufl.,
B. I,, S. 38; ср. русск. пер., стр. 43.
С А. ДЕБОРИН
Со всеми этими соображениями Тренделенбурга нельзя не
согласиться. Мы действительно ничего не можем знать о бытии и небытии
без реального созерцания движения или становления. Чистое
мышление не может совершить перехода от бытия к небытию и затем к
становлению. Чувственное созерцание, разумеется, должно
предшествовать деятельностя мышления, которое лишь воспроизводит
реальный процесс. Конкретное, как говорит Маркс, является исходным
пунктом созерцания и представления. Но мышление в целях
воспроизведения реального процесса вынуждено сначала путем анализа
выделить абстрактные моменты и после того, как они установлены и
абстрагированы, восходить от простейших моментов или отношений к
сложным. Поэтому указание Тренделенбурга, что становление сначала
должно быть дано в созерцании и представлении, чтобы мы могли
выделить из него его абстрактные, простейшие моменты, совершенно
правильно, но это указание ни в малейшей мере не затрагивает существа
диалектического метода. Правда, гегелевское построение,
касающееся перехода чистой мысли к бытию, не выдерживает критики.
Но нам представляется неправильным упрек, который делают Гегелю
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.